Макс Рейнгардт
Своим громким сценическим успехом Ведекинд обязан Максу Рейнгардту (1873-1943). Он поставил пьесу Ведекинда «Пробуждение весны» (1906) в берлинском «Немецком театре», который под его руководством стал ведущим театром Германии, а сам Макс Рейнгардт — известнейшим немецким режиссером предвоенных лет.
Он достиг этого благодаря смелому репертуару и четкому руководству театром, что обеспечило ему победу над бесплодной рутиной придворного театра и столичной сцены. Рейнгардт инсценировал произведения наиболее значительных современных
Правда, за этим удивительным многообразием творческих интересов стояли, пожалуй, не ярко выраженные литературные пристрастия и тем более не отчетливая культурно-политическая концепция, а скорее стремление придать театру зрелищное великолепие, это стремление было отличительной
«Я мечтаю о театре, — писал Макс Рейнгардт, — который вернет людям радость. Который откроет им выход из серой повседневности к веселому и чистому воздуху красоты. Я чувствую, что людям надоело видеть в театре повторение собственных несчастий и что они тянутся к ярким краскам, к возвышенному».
Для создания такого «праздничного» театра использовались все средства, и в первую очередь — актеры. Рейнгардт сумел не только привлечь в «Немецкий театр» лучших актеров, но благодаря своей чуткости и убежденности помог раскрыться их талантам. В «Немецком театре» играли Альберт Бассерман, Пауль Вегенер, Александр Моисси, Вернер Краус, Фридрих Кайслер, Люсия Гефлих, Эдуард фон Винтерштейн, Эмиль Яннингс.
Использовались и всевозможные технические средства: вращающаяся сцена, декорационные задники, проекторы, искусственный туман.
Начиная с Макса Рейнгардта, режиссура превратилась в режиссерское искусство, а сам режиссер стал центральной фигурой в театре, стал организующим и связующим началом для актеров, декораторов, композиторов, театральных техников, с одной стороны, и для зрителей — с другой. Результат столь комплексной организации театрального зрелища был поразителен. Эдуард фон Винтерштейн писал, вспоминая о знаменитой постановке Рейнгард-том шекспировского «Сна в летнюю ночь» (1905): «Когда поднялся занавес, то на сцене появился лес, самый настоящий лес.
Чтобы сделать иллюзию наиболее полной, из-за кулис впрыскивали хвойную эссенцию… При звуках скерцо Мендельсона по деревьям стали прыгать и карабкаться эльфы — это была потрясающая картина. Подвешенные на ветвях и подрагивающие лампочки изображали светлячков, а лунная подсветка прожекторов, которые просвечивали сквозь листву, создавала на сцене причудливую игру бликов и теней…» 31.
Эта буйная театральная зрелищность, рожденная гениальной фантазией выдающегося режиссера, отражала те перемены, которые происходили в культурной жизни в «постнатуралистический» период. Макс Рейнгардт превратил театр натуралистического изображения «среды» в театр совершеннейших иллюзий; он стал образцом «кулинарного» театра (по выражению Брехта), который резко расходился и с представлениями Ведекинда об искусстве.