“МА-АЛЕНЬКАЯ!”
МАКСИМ ГОРЬКИЙ
“МА-АЛЕНЬКАЯ!”
“…И была она, браток, телом ма-аленькая!” – вспоминает рассказчик слова старика, от которых делается ему тепло на душе.
Десять месяцев ходил он по Русской земле, а встреча с двумя стариками-богомольцами – лучшее, что вспоминается. Старик и старуха пошли по обету поклониться соловецким угодникам Божиим.
Вспоминают они свою постоялицу, которую определил им “на кватеру” урядник. Сослали барышню – за какую провинность, старикам неведомо. Согрели девушку на печи.
Накормили…
–
– Глазенки-то черные, как у мыша.
Вся она – как мышка: маленькая, быстрая, хохочет, кричит, вертится, за все берется. Лохань хотела с помоями вынести – схватилась, да в помои – бух! “Ма-а-ленькая!”
Душа была ангельская (старики говорят: “андельская”): во все сердцем вникала, на крестьянских сходах бывала. Грамотная – всех по книжке учила. Лет ей было не более восемнадцати.
А серьезной бывала – как взрослая. Раделица (попечительница) была обо всех: кто где заболеет – бежит лечить.
Два года всего и пожила-то у стариков: сгорела от огневицы (лихорадки).
Вся деревня хоронить пришла. Все души в ней не чаяли.
Вот старики и тронулись в путь – помолиться за эту чистую душу. Рассказчик пытается представить себе эту “ма-аленькую” героиню и сердится на бессилие воображения: “русский человек плохо умеет представлять себе хорошее, светлое…”
- Краткое содержание “Ма-ленькая!” Горького М. Ю “…И была она, браток, телом ма-аленькая!” – вспоминает рассказчик слова старика, от которых делается ему тепло на душе. Десять месяцев ходил он по Русской земле, а встреча с двумя стариками-богомольцами – лучшее, что вспоминается. Старик и старуха пошли по обету поклониться соловецким угодникам Божиим. Вспоминают они свою постоялицу, которую определил им “на ква-теру” урядник. Сослали […]...
- Зачем же жить? Прочла произведение Максима Горького “Ма-аленькая”, и осталась под глубоким впечатлением. Пыталась ответить себе на вопрос “Зачем же жить?” И я думаю, что жить нужно для того, чтобы понимать – кому-то ты, хоть и ненадолго, даришь кусочек счастья. Жить надо затем, чтобы хоть что-то хорошее в этом мире осталось именно после тебя! А кто это делает? […]...
- Сочинение на тему: ФИЛЬМЫ ЛЕОНИДА БЫКОВА ФИЛЬМЫ ЛЕОНИДА БЫКОВА Удивительная вещь – слезы. Только человек может плакать и от боли, и от горя, и от радости. А если есть одновременно слезы радости и печали, то это 9 Мая. Среди фильмов о войне вряд ли найдется более трогательный и правдивый, чем “В бой идут одни старики” Леонида Быкова. Фильму уже 30 лет, […]...
- Карамзин и русский быт Н. М. Карамзин с особой любовью описывает русский быт. Мы узнаем о том, как проходил день боярской дочери, чем занимали себя девушки, как развлекались. Описаны некоторые русские обычаи, например, боярин Матвей после обеда регулярно спит, причем располагается на дубовой лавке. Переданы детали одежды, предметов туалета, назван часто их цвет, размер. Автор также рассказывает о значении […]...
- Характеристика Тургеневской Аси Ася не походила на других девушек. “Было что-то свое, особенное в складе ее лица”. Одной из ее особенностей была необычайная подвижность (“Я не видел существа более подвижного”), Ася часто совершает поступки, которых от нее не ожидают (вспомним, как Ася забралась на уступ, поливала цветы из стакана). Характер Ася имела неровный, то была весела, то грустила. […]...
- Повествование в повести о житии и храбрости благородного и великого князя Александра Невского Повествование в произведении действительно очень образное. За этой образностью скрываются переживания рассказчика, волнение, поэтому он хочет нарисовать картину как можно живее. Возьмем, к примеру, описание сражения на Чудском озере. Рассказчик передает звуки битвы (“треск от ломления копий”, “звук от сечения мечей”). Он использует эпитеты (“сеча злая”). Повествование динамичное, автор использует много глаголов. Картина получается настолько […]...
- Краткое содержание рассказа Астафьева “Родные березы” Ы Рассказчик заболевает. Ему дают путевку в южный санаторий. Какое-то время он бродит по набережной “с радостью первооткрывателя”, и его не раздражают ни массовое безделье, ни монотонный шум моря. Но уже через неделю рассказчику начинает чего-то не хватать. Море, в шуме которого слышна “старческая грусть”, нагоняет на него тоску. Часами рассказчик бродит по парку, рассматривая […]...
- “Воздастся человеку за дела его” (по рассказу Горького “Мааленькая”) Прежде чем приступить к анализу произведения Максима Горького “Ма-аленькая”, следовало бы выяснить отношение писателя к литературе, узнать то, в чем он видел смысл литературного творчества, что, по его мнению, является основной задачей искусства. Важнейшей, по мнению писателя, задачей искусства, является запечатление в самых различных формах всех наилучших человеческих качеств, красоты человеческого духа, благородства его души. […]...
- Краткое содержание рассказа Астафьева “Зачем я убил коростеля?” Ы Рассказчик вспоминает, как ранней осенью лет сорок назад, возвращаясь с рыбалки, он увидел птицу. Она попыталась убежать, но неуклюже завалилась на бок. Рассказчиком овладел мальчишеский азарт, он догнал птицу и захлестал ее сырым удилищем. Взяв мертвую птичку в руки, рассказчик понял, что это коростель. Он не смог уйти со своей стаей на юг – […]...
- Как в портретах героев солженицынских произведений “просвечивает” “басенный животный мир”, юмор русских народных сказок и былин? Во-первых, мы не можем говорить о произведениях Солженицына вообще; мы обсуждает сейчас только повесть “Матренин двор”. Во-вторых, неясно, что подразумевается под “просвечиванием” “басенного животного мира”: то ли то, что герои-люди похожи на басенных героев-животных (в “Матренином дворе” этого нет), то ли то, что животные приобретают человеческие черты, как животные в баснях (этого тоже нет). В-третьих, […]...
- Краткое содержание повести А. С. Пушкина “Станционный смотритель”, план (Второй вариант) Основные действующие лица: Рассказчик – мелкий чиновник. Самсон Вырин – станционный смотритель. Дуня – его дочь. Минский – гусар. Лекарь-немец. Ванька – мальчик, проводивший рассказчика на могилу смотрителя. В начале рассказчик рассуждает, как непросто быть смотрителем. Он должен прислуживать и угождать всем посетителям, но в первую очередь – высоким чинам. Ему приходится выслушивать ругательства, угрозы […]...
- Краткое содержание рассказа Акутагавы “Мандарины” Рассказчик сидит в вагоне второго класса поезда Екосука – Токио и ждет сигнала к отправлению. В последнюю секунду в вагон вбегает деревенская девочка лет тринадцати-четырнадцати с грубоватым, обветренным лицом. Положив на колени узел с вещами, она сжимает в замерзшей руке билет третьего класса. Рассказчика раздражает ее заурядная внешность, ее тупость, мешающая ей понять даже разницу […]...
- Образ России в рассказе “Матренин двор” “Какова Россия А. И. Солженицына?” Вопрос поставлен слишком обще, поэтому мы обращаемся ко второй части этого пункта, где нам предлагают описать образ России в рассказе “Матренин двор”. Герой рассказа хочет “затесаться и затеряться в самой нутряной России – если такая где-то была, жила”. После многих лет, проведенных в заключении, рассказчик хочет внутренней тишины. Важным условием […]...
- ПРАВИЛА ПОВЕДІНКИ УЧНІВ – У школу учень приходить за 15-20 хвилин до початку занять. – У школу не можна приносити колючо-ріжучі предмети, піротехнічні засоби, пневматичні пістолети. Також не рекомендується приносити в школу дорогі речі (дорогі телефони, шуби, прикраси і т. д.). – Зовнішній вигляд учня повинен бути охайним, чистим, акуратним. Стиль одягу – діловий, обов’язкова шкільна форма. – […]...
- В чем антитетичность образов автора-повествователя и старухи Изергиль Подумайте, в чем антитетичность образов автора-повествователя и старухи Изергиль ? Рассказ “Старуха Изергиль” был написан в период интереса писателя к революционному романтизму. “Право же, – писал он А.П. Чехову, – настало время нужды в героическом…”. Рассказчик и старуха Изергиль противопоставлены в рассказе М. Горького. Причем это противопоставление своеобразно. Рассказчик – “молодой и сильный”, но “мрачный”, […]...
- Краткое содержание рассказа Бунина “Муза” Рассказчик, запущенный длинноволосый толстяк не первой молодости, решает учиться живописи. Бросив свое имение в Тамбовской губернии, он проводит зиму в Москве: берет уроки у “бездарного, но довольно известного художника”. Рассказчик живет в номерах на Арбате и проводит вечера “в дешевых ресторанах со знакомыми из богемы”. Жизнь его скучна и неприятна. Однажды в марте к нему […]...
- Краткое содержание Падение дома Ашеров Эдгар Аллан По в сокращении (Литература XIX века) Рассказчик получает письмо от своего друга детства, Родерика Ашера, в котором тот просит его срочно приехать. Он сообщает, что болен и хочет увидеться. Решившись навестить старого друга, рассказчик прибывает погостить в его родовой замок. Там все весьма жутко и мрачно, наводит тоску и страх. Родерик рассказывает о наследственной болезни, проклятии их семьи. Болезнь эта проявляется […]...
- Сочинение на тему: Если бы я был взрослым Если бы я был взрослым Если бы я был взрослым, то организовал бы благотворительный фонд по оказанию помощи одиноким пожилым людям. Они слишком страдают, хотя отдали всю свою жизнь на благо государства, а значит – нам. Мало того что эти неприкаянные старики часто голодают, их запросто могут обмануть мошенники и выгнать на улицу. Над ними […]...
- Сочинение “Повести Белкина”; Пушкина Я очень сильно люблю “Повести Белкина” . Хоть многие современники поэта и не одобрили это произведение. Им казалось, что повествование выглядит слишком простым и кратким. Но для меня этот цикл небольших по объему рассказов очень дорог. В нем отражены важные для Пушкина моменты жизни народа, его мировоззрение. “Повести Белкина” – это прекрасный сборник рассказов, небольших […]...
- Анализ отрывка из поэмы Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” Этот лирический текст – отрывок из поэмы “Кому на Руси жить хорошо” Н. А. Некрасова. В нем рассказчик раскрывает тему ненастной и пасмурной весны. Эта ситуация является огромной бедой для крестьянина, ведь не будет хорошей погоды – не будет и урожая. Земля для него все, она и кормилица, и поилица. Рассказчик показывает нам различные образы, […]...
- Какой вопрос о взаимоотношении людей ставит автор в рассказе, какие приемы помогают понять позицию автора? (по рассказу М. Зощенко “Стакан”) Рассказ М. Зощенко “Стакан” (1923), на первый взгляд, очень “легкий” и непринужденный. Однако он затрагивает важные проблемы во взаимоотношениях между людьми – вопросы воспитания, такта, доброго отношения друг к другу. Писатель показывает, что мещанство настолько сильно проникло в человека, что не оставило в нем ничего человеческого. Герои “Стакана” на первое место ставят собственнические мелочные интересы, […]...
- Образ повествователя по повести Шинель (Гоголь Н. В.) Повествователь повести “Шинель” не является ее героем; он наблюдает за будничной жизнью чиновника со стороны. Но я могу определить, что рассказчик – человек с уже сложившимся ходом мыслей, у которого по каждому событию складывается определенное мнение. Автор не скрывает своих мыслей, он прямой, не любит ничего усложнять, говорит просто и доступно. Повествователь очень проницательный человек, […]...
- Сочинение на тему: “Повесть о житии и храбрости благородного и великого князя Александра Невского” “Повесть…” посвящена теме мужества и противостояния захватчикам. Она вызывает чувство гордости за наше историческое прошлое. Рассказчик называет себя “ничтожным, многогрешным и неразумным” и стремиться подчеркнуть этим разницу между собой, простым человеком, и святым князем Александром Невским. Автор повести говорит о том, что был его современником, так: “…И был самовидец деяний. его, потому и рад поведать […]...
- Какова роль автобиографического рассказчика Игнатьича в повести А. И. Солженицына “Матренин двор”? Какова роль автобиографического рассказчика Игнатьича в повести А. И. Солженицына “Матренин двор”? Формируя развернутое рассуждение на предложенную тему, укажите разницу между образами рассказчика, повествователя и автора в художественном произведении. Подчеркните, что рассказчик – это Персонифицированный повествователь, ведущий рассказ от первого лица и наделенный собственной речевой манерой. Поясните, что рассказчик А. И. Солженицына после неудачного поселения […]...
- Сочинение на тему: “Антоновские яблоки. Картина осени” Иван Алексеевич Бунин в своем рассказе “Антоновские яблоки” показывает нам, как пробуждаются воспоминания героя, как вспоминает он свое прошлое и описывает осенний сад. Воспоминания героя складываются в иллюзию действий, образуя сюжет произведения. Рассказывая события прошлого, герой-рассказчик словно переносится из одного возраста в другой. Вместе с взрослением рассказчика меняется и сад, а точнее осенний яблоневый сад […]...
- Краткое изложение Иван Бунин Антоновские яблоки И. А. Бунин Антоновские яблоки Автор-рассказчик вспоминает недавнее прошлое. Ему вспоминается ранняя погожая осень, весь золотой, подсохший и поредевший сад, тонкий аромат опавшей листвы и запах антоновских яблок: садовники насыпают яблоки на телеги, чтобы отправить их в город. Поздно ночью, выбежав в сад и поговорив с охраняющими сад сторожами, он глядит в темно-синюю глубину неба, […]...
- Главные герои в рассказе “После бала” (Толстой) В рассказе “После бала” главные герои – Иван Васильевич и полковник, отец Вареньки. Повествование ведется от имени героя-рассказчика. Это Иван Васильевич, он повествует о своей молодости (это было в сороковых годах, Иван Васильевич был студентом в провинциальном университете). Об этом периоде он вспоминает потому, что именно тогда им были сделаны важные жизненные открытия, изменившие, как […]...
- “Антоновские яблоки” Бунина в кратком содержании Автор-рассказчик вспоминает недавнее прошлое. Ему вспоминается ранняя погожая осень, весь золотой, подсохший и поредевший сад, тонкий аромат опавшей листвы и запах антоновских яблок: садовники насыпают яблоки на телеги, чтобы отправить их в город. Поздно ночью, выбежав в сад и поговорив с охраняющими сад сторожами, он глядит в темно-синюю глубину неба, переполненного созвездиями, глядит долго-долго, пока […]...
- Автор и рассказчик в рассказе Л. Н. Толстого “После бала” Рассказ Л. Н. Толстого “После бала” относится к поздним произведениям писателя. Он был написан в 1903 году, но основывается на воспоминаниях юности Толстого. Об истории, описанной в рассказе, писатель узнал, будучи студентом Казанского университета. Вероятно, этот случай так его поразил, что он помнил о нем всю жизнь и, в конце концов, воплотил в своем творчестве. […]...
- Золотая рыбка Краткое содержание Приставкин А. Приставкин – рассказ “Золотая рыбка”. Сюжет рассказа несложен. Рассказчик говорит о своем военном детстве, о маленькой сестренке, отправленной в детский дом. Голод Люсеньки был так силен, что она тайком ела рыбок, доставая их ночью из аквариума. Поняв это, старшие девочки затем позаботились о Люсеньке. Интересно, что в реальности события развивались по-другому. А. Приставкин вспоминал, […]...
- “Саша” краткое содержание поэмы Некрасова Начинается поэма с лирического отступления самого автора: обращаясь к Родине, он признается в том, что “душою смирился” и “воротился к ней любящим сыном”. Поэт уверен, что “Родина-мать” каждому человеку, даже самому разочарованному в жизни, даст “отраду объятий родных” и забвенье всех страданий. Именно поэтому, увидев свой старый дом, герой-рассказчик предпочитает не оставаться в нем, а […]...
- Краткое содержание рассказа Бунина “Ворон” Отец рассказчика занимает очень важную должность в губернском городе. Человек он тяжелый, угрюмый, молчаливый и жестокий. Невысокий, плотный, сутуловатый, темный и большеносый, внешне он напоминает ворона. Отец давно вдовеет, детей у него двое – рассказчик и его маленькая сестра Лиля. Вся семья живет в просторной казенной квартире. Больше полугода рассказчик провел в Москве, учился в […]...
- Краткое содержание “Шуточки” Чехова Молодой человек, прогуливаясь с девушкой Надей, предлагает ей скатиться на санях с горки. Надя очень боится, но рассказчик ее уговаривает, и девушка уступает. Катясь с горки, парень тихо говорит: “Я люблю вас, Надя!” Немного отойдя от “катания” она вопросительно смотрит на рассказчика. Девушку мучает вопрос, кто произнес эти слова – молодой человек или ветер. Не […]...
- Автор повести о житии и храбрости благородного и великого князя Александра Невского Автор повести – образованный человек, он хорошо знаком с Библией. Чтобы подчеркнуть достоинства князя, он сравнивает его с библейскими героями: Иосифом (значит, Александр был красивым человеком), Самсоном, отличавшимся большой физической силой, царем Соломоном, который отличался необычайной мудростью, Веспасианом – полководцем. Так рассказчик утверждает, что Александр обладал качествами всех перечисленных героев. В “Повести…” изображены 3 исторических […]...
- Проблема памяти в повести В. Распутина “Прощание с Матерой” “Прощание с Матерой” – своеобразная драма из жизни народа. Здесь речь идет о человеческой памяти и верности роду своему. В повести с наибольшей полнотой воплотилась дорогая для Распутина идея спаянности человека с миром, с родом, с природой. В этом произведении Распутин пытается донести до читателей вечную проблему памяти. Наши первые детские впечатления строятся на том, […]...
- Сатира в произведениях Зощенко Сатира в произведениях М. М. Зощенко Современники вспоминали, что Михаил Михайлович Зощенко изумительно читал свои рассказы. Друзья-литераторы хохотали до слез. Однако в облике писателя не было ничего веселого. Все знакомые неизменно отмечали его грустные глаза. Рассказы Зощенко, юмористические на первый взгляд, вызывают смех сквозь слезы. Сатира злая насмешка, осуждающая пороки общества, – вот муза Зощенко. […]...
- Анализ рассказа А. П. Чехова “Размазня” Рассказ А. П. Чехова “Размазня” был написан в 1888 году – в тот период, когда писатель начинал переходить от “мелкой” работы в жанре юморески в “область серьеза”. Данный рассказ, на мой взгляд, наглядное тому подтверждение. Действительно, незначительный, казалось бы, эпизод из жизни хозяина и гувернантки его детей превращается под пером Чехова в клубок важных нравственных […]...
- Краткое содержание Дом с мезонином в сокращении (Чехов А. П.) (1896г.) Рассказ написан от первого лица. Главный герой вспоминает, что примерно шесть-семь лет назад жил в имении помещика Белокурова в одном из многочисленных уездов Т-ой губернии. Рассказчик по роду своей деятельности – художник, но любил предаваться праздной лени, бродил по окрестностям и почти ничего не писал летом. Однажды он набрел на одну усадьбу, у ворот […]...
- Краткое содержание рассказа Бунина “Косцы” Ы Это было давно, в той жизни, которая “не вернется уже вовеки”. Рассказчик шел по большой дороге, а впереди, в небольшой березовой роще, мужики косили траву и пели. Рассказчика окружали поля “серединной, исконной России”. Казалось, что нет, да никогда и не было, ни времени, ни деления его на века, на годы в этой забытой – […]...
- Анализ рассказа А. П. Чехова “Страх” Рассказ А. П. Чехова “Страх” имеет подзаголовок – “Рассказ моего приятеля”. Тем самым, я думаю, автор сразу настраивает нас, что описанная им история является будничной и весьма распространенной. И действительно, герои “Страха” – самые обычные люди, обыватели, о которых так любит рассказывать Чехов. Волею рассказчика мы оказываемся погружены в личные дела семьи Дмитрия Петровича Силина, […]...