М. Ю. Лермонтов. Смерть Поэта. Определите, сколько стоп в каждой из 23 строк



Вторая часть стихотворения написана ямбом. Определите, сколько стоп в каждой из 23 строк. Че­му способствует свобода использования разного ко­личества стоп в этой части?

Чем отличается стихо­творный размер первой и второй частей?

Вторая часть написана ямбом, но не четырехстопным, как первая, а вольным – разностопным, количество стоп в каждой строке различно.

Использование Лермонтовым различно­го количества стоп в строке помогает ему выразить свое личное отношение к Поэту: здесь и преклонение перед гением, и боль, и скорбь.

Как уже говорилось, эта часть представляет собой элегию, полную глу­бокой печали. В стихах этой части содер­жится и прямое обращение к Поэту, со­держащее даже упрек: “Зачем от мирных нег и дружбы простодушной \ Вступил он в этот свет, завистливый и душный \ Для сердца вольного и пламенных страстей?”

Определите важнейшую антитезу в первой части стихотворения. Найдите антитезу во второй части стихотворения. Как она связана с антитезой, которая отчетливо рисуется в строках первой части?

В первой части стихотворения об­ращаем внимание на антитезу, которой придает большое значение автор и кото­рая

будет связана с антитезой второй и третьей частей.

Одинокому Поэту (“Один, как прежде”) противопоставлена толпа тайных убийц, прикрывающихся пустой похвалой Поэту и “жалким лепетом” своего оправдания. Лермонтов раскрывает подлинное лицо этой толпы, с ненавистью относившейся к “свободному, смелому дару” Поэта-гения, стремившейся оклеветать поэта, сделать его жизнь невыносимой. Автор стихо­творения видит в этих людях соучастни­ков преступления – убийства Поэта.

Им в лицо он бросает свое обвинение, которое с каждой строкой стихотворения стано­вится все более резким, и в конце уже зву­чит как проклятие тем, кто “жадною тол­пой” стоит у трона.

Во второй части, несмотря на ее эле­гическое настроение, антитеза приобрета­ет новые черты: дивному гению противо­поставлены насмешливые клеветники, невежды, ничтожества, благородству и простодушию Поэта – коварство, лице­мерие и клевета. Не случайно Лермонтов заменил один из эпитетов: вместо кле­ветникам безбожным (как было в пер­воначальном варианте) поставил клевет­никам ничтожным. Использование ан­титезы помогает более ярко представить безнравственный облик убийц и светлый образ Поэта-гения.

Почему именно третья часть, написанная позднее, вызвала такой гнев властей? Найдите наи­более резкие обличительные строки. Против кого они направлены?

Какие художественные приемы способствовали созданию такого грозного обличе­ния?

Последние 16 строк представляют собой сатиру, гневное обличение, которое про­низывает каждую из строк и имеет уже политический характер, что вызвало воз­мущение властей. Обращаясь непосредст­венно к людям, близким к власти, автор называет их “надменными потомками” отцов, прославившихся лишь своей под­лостью.

Для понимания глубокого смысла обли­чения важны такие строки:

Таитесь вы под сению закона,

Пред вами суд и правда – все молчи!..

Лермонтов говорит не только о врагах Пушкина, а о палачах “Свободы, Гения и Славы”. Автор стихотворения глубоко ве­рит в возмездие, неотвратимость Высшего суда, недоступного “звону злата”: “Но есть, есть Божий суд… \ Есть грозный су­дия…” У Лермонтова, как отмечают ис­следователи его творчества, Божий суд сливается с судом истории. Стихотворе­ние заканчивается прямой антитезой: черной крови палачей противопостав­лена праведная кровь Поэта.

Остановимся на художественных прие­мах, которые способствовали созданию такого грозного политического обличе­ния.

Отметим приемы ораторской речи – не­посредственное обращение автора к толпе: “А вы, надменные потомки…”, “Вы, жад­ною толпой стоящие у трона”, “Тогда на­прасно вы прибегнете к злословью…”. Эти грозные обвинения проникнуты пре­зрением и гневом автора.

Нужно сказать и о большом количестве в этой части стихотворения восклицатель­ных предложений, передающих высокий накал страстей, возмущение поэта.

Обратите внимание на уничижительные эпитеты, характеризующие толпу, на прямую языковую антитезу в конце стихотворения.

Хочется, чтобы вы вошли в эмоциональ­ный мир лермонтовского стихотворения, разделили чувства поэта, почувствовали силу страстного лермонтовского слова, тогда вы найдете и правильные интонации при чтении отдельных фрагментов стихо­творения.

Это стихотворение возвестило приход в литературу нового великого поэта, воспринятого современниками как до­стойного наследника Пушкина.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

М. Ю. Лермонтов. Смерть Поэта. Определите, сколько стоп в каждой из 23 строк