М. Ю. Лермонтов. Смерть Поэта. Определите общий тон, эмоциональный настрой
Прочтите вновь каждую из трех частей стихотворения. Определите общий тон, эмоциональный настрой каждой из них. Вспомните признаки таких жанров, как элегия и сатира, и найдите доказательства того, что две части стихотворения несут приметы сатиры, а одна – элегии.
Стихотворение Лермонтова “Смерть Поэта” – ранняя по времени и непревзойденная по поэтической силе оценка Пушкина. “Нашей славой” назван Поэт. В стихотворении сочетаются любовь автора к “дивному гению”, преклонение перед его личностью и поэзией,
Стихотворение состоит из трех частей, сочетающих в себе признаки гневной, резкой сатиры и элегии. Прочитаем все части и определим общий тон и эмоциональный настрой каждой из них, проследим, как постепенно меняется авторская интонация на протяжении стихотворения.
В первой части утверждается не просто гибель Поэта, а его убийство. Не случайны и слова, стоящие в начале нескольких стихотворных строк: “Погиб…”, “Пал…”, “Убит!..”, “Угас…”, “Увял…”,
Далее Лермонтов дает портрет убийцы, но еще раньше он говорит о гонителях Поэта, отвергая их жалкий лепет оправданья. Уже в первой части ощущается резкое противопоставление Поэта (“Один, как прежде”) и толпы, с ненавистью относящейся к его “свободному, смелому дару”, для “потехи” раздувающей “чуть затаившийся пожар”. Лермонтов видит в этих людях соучастников преступления, соучастников убийства и резко бросает им в лицо прямое обвинение: “Что ж? Веселитесь…”
В первой части налицо все признаки сатиры: резкое обличение общества в содеянном преступлении – убийстве Поэта.
Вторая часть по своему настроению, интонации отличается от первой – это элегия, в которой чувствуется скорбь по безвременной кончине “певца”, автора “чудных песен”. Меняется и стих: вместо четырехстопного ямба, которым написана первая часть, автор использует вольный ямб – разностопный. Это позволяет автору полнее выразить свои чувства: свою любовь к Пушкину, преклонение перед “чудной силой” его поэзии, свою глубокую боль, вызванную вступлением Поэта в “завистливый и душный свет” – собрание “насмешливых невежд”, сумевших отравить последние мгновения Поэта “коварным шепотом”.
Три раза в этой части повторяется вопрос: “Зачем?” В нем чувствуется горечь и даже упрек, обращенный к “невольнику чести”.
Первые пять строк этой части и последние четыре окрашены особой печалью: “Замолкли звуки чудных песен, \ Не раздаваться им опять…” Поэтический облик Пушкина, данный в первой части, обогащается Лермонтовым во второй части. Она наполнена отзвуками его поэзии. Так возникает аналогия с поэтом Ленским, убитым Онегиным (“Евгений Онегин”): “Сраженный, как и он, безжалостной рукой”.
В третьей части от элегического настроения не остается следа. Эта часть непосредственно связана с первой частью, но звучит она уже по-другому. Последние 16 строк представляют собой гневную сатиру, имеющую резко выраженный политический характер. В них чувствуется новый накал страсти, возмущения, гнева.
В тексте последней части пять восклицательных предложений, в каждом из них чувствуется не просто обвинение, но и угроза. Эти строки обращены к толпе, стоящей у трона, к палачам “Свободы, Гения и Славы”. Говоря о “надменных потомках”, автор стихотворения имеет в виду определенный слой петербургской знати, ту ее часть, которая завоевала принадлежность к высшему кругу путем подобострастия, дворцовых интриг.
Теперь их охраняет закон. “Но есть, есть Божий суд… Есть грозный судия” – в этих словах сливаются и Божий суд, и суд истории. Наивысшей силы достигает гнев автора стихотворения в словах:
И вы не смоете всей вашей черной кровью Поэта праведную кровь!