М. Ю. Лермонтов. Смерть Поэта. Определите общий тон, эмоциональный настрой

Прочтите вновь каждую из трех частей стихо­творения. Определите общий тон, эмоциональный настрой каждой из них. Вспомните признаки таких жанров, как элегия и сатира, и найдите доказатель­ства того, что две части стихотворения несут приме­ты сатиры, а одна – элегии.

Стихотворение Лермонтова “Смерть Поэта” – ранняя по времени и не­превзойденная по поэтической силе оценка Пушкина. “Нашей славой” на­зван Поэт. В стихотворении сочетаются любовь автора к “дивному гению”, пре­клонение перед его личностью и поэзией,

глубокая горечь утраты, вызванная ги­белью Поэта, боль и негодование против тех, кто “злобно гнали его свободный, смелый дар”.

Стихотворение состоит из трех частей, сочетающих в себе признаки гневной, рез­кой сатиры и элегии. Прочитаем все части и определим общий тон и эмоциональный настрой каждой из них, проследим, как постепенно меняется авторская интона­ция на протяжении стихотворения.

В первой части утверждается не просто гибель Поэта, а его убийство. Не случай­ны и слова, стоящие в начале нескольких стихотворных строк: “Погиб…”, “Пал…”, “Убит!..”, “Угас…”, “Увял…”,

“Его убийца…”, “И он убит…”.

Далее Лермонтов дает портрет убийцы, но еще раньше он говорит о гонителях Поэта, отвергая их жалкий лепет оп­равданья. Уже в первой части ощущается резкое противопоставление Поэта (“Один, как прежде”) и толпы, с ненавистью отно­сящейся к его “свободному, смелому да­ру”, для “потехи” раздувающей “чуть затаившийся пожар”. Лермонтов видит в этих людях соучастников преступле­ния, соучастников убийства и резко бро­сает им в лицо прямое обвинение: “Что ж? Веселитесь…”

В первой части налицо все признаки са­тиры: резкое обличение общества в соде­янном преступлении – убийстве Поэта.

Вторая часть по своему настроению, ин­тонации отличается от первой – это эле­гия, в которой чувствуется скорбь по без­временной кончине “певца”, автора “чуд­ных песен”. Меняется и стих: вместо четырехстопного ямба, которым написана первая часть, автор использует вольный ямб – разностопный. Это позволяет автору полнее выразить свои чувства: свою любовь к Пушкину, преклонение пе­ред “чудной силой” его поэзии, свою глубокую боль, вызванную вступлением Поэта в “завистливый и душный свет” – собрание “насмешливых невежд”, сумев­ших отравить последние мгновения Поэта “коварным шепотом”.

Три раза в этой части повторяется вопрос: “Зачем?” В нем чувствуется горечь и даже упрек, обра­щенный к “невольнику чести”.

Первые пять строк этой части и послед­ние четыре окрашены особой печалью: “Замолкли звуки чудных песен, \ Не раз­даваться им опять…” Поэтический облик Пушкина, данный в первой части, обога­щается Лермонтовым во второй части. Она наполнена отзвуками его поэзии. Так возникает аналогия с поэтом Ленским, убитым Онегиным (“Евгений Онегин”): “Сраженный, как и он, безжалостной ру­кой”.

В третьей части от элегического настро­ения не остается следа. Эта часть непо­средственно связана с первой частью, но звучит она уже по-другому. Последние 16 строк представляют собой гневную сати­ру, имеющую резко выраженный полити­ческий характер. В них чувствуется но­вый накал страсти, возмущения, гнева.

В тексте последней части пять восклица­тельных предложений, в каждом из них чувствуется не просто обвинение, но и уг­роза. Эти строки обращены к толпе, стоя­щей у трона, к палачам “Свободы, Гения и Славы”. Говоря о “надменных потом­ках”, автор стихотворения имеет в виду определенный слой петербургской знати, ту ее часть, которая завоевала принадлеж­ность к высшему кругу путем подобост­растия, дворцовых интриг.

Теперь их ох­раняет закон. “Но есть, есть Божий суд… Есть грозный судия” – в этих словах сли­ваются и Божий суд, и суд истории. На­ивысшей силы достигает гнев автора сти­хотворения в словах:

И вы не смоете всей вашей черной кровью Поэта праведную кровь!


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

М. Ю. Лермонтов. Смерть Поэта. Определите общий тон, эмоциональный настрой