М. Салтыков-Щедрин: жизнь и творчество. Сказки “для детей изрядного возраста”



Цели:
познакомить с жизнью и творчеством М. Салтыкова-Щедрина; дать представление о политической сказке на примере сказки “Медведь на воеводстве”; раскрыть понятие “эзопов язык”; расширить литературный кругозор учащихся. Оборудование:
таблица, портрет М.

Салтыкова-Щедрина. ХОД УРОКА
I.

Организационный этап II. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности Учитель. Приятно говорить людям о том, что их радует, доставляет несомненное удовольствие.

Много труднее (и это знает каждый по собственному

опыту) выговаривать необходимые, но горькие истины. нужно иметь для этого мужество, нужно быть очень сильным и смелым человеком. Именно таким человеком был Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин – великий русский писатель-сатирик.

К его слову внимательно и настороженно прислушивалась цензура, специальное учреждение, которое ведало надзором за печатью. Категорически запрещалось любое произведение, если в нем усматривалась критика самодержавного порядка. Салтыков-Щедрин сполна испил эту горькую чашу.

Но и писатель не оставался, что называется, в долгу. Он выработал привычку беседовать с читателями, прибегая

к остроумнейшим иносказаниям, ироническим намекам и умолчаниям, к необычной сказочной форме. Салтыков-Щедрин был настоящим мастером эзопова языка.

Он настойчиво обращался к своим современникам, чтобы заставить их думать, чтобы пробудилось наконец в народе сознание своей силы, чтобы ужаснулись люди тому, как нелепо и жестоко устроена их жизнь. а для этого нужно было очень сильно любить людей, любить родину, любить народ, верить в него. (Обращение к портрету М. Салтыкова-Щедрина.

) III. Работа над темой урока 1. Слушание “литературных визиток” (2 учащихся) 2. ознакомление со статьей учебника о жизни и творчестве М.

Салтыкова-Щедрина 3. Коллективная работа по составлению хронологической таблицы “жизненный и творческий путь писателя” (запись в тетрадях) 1826 г. – год рождения М. Салтыкова-Щедрина (припомним, что всего за несколько недель до этого жестоко подавлено восстание декабристов и россия вступила в мрачную пору николаевской реакции); 1856 г. – возвращение М.

Салтыкова из ссылки, год “рождения” н. Щедрина (с этого времени н. Щедрин – литературный псевдоним М. Салтыкова, и одновременно так зовут одного из постоянных “рассказчиков” его стари, ставшего широко известным читающей публике после “Губернских очерков”); 1861 г. – отмена крепостного права; М.

Салтыков-Щедрин служит в провинции; его отношение к “крестьянской реформе” сложное: сознавая ее половинчатый характер, он предвидит и далеко идущие последствия юридической ликвидации крепостного рабства. С 1868 года М. Салтыков-Щедрин сначала вместе с н. некрасовым, а с 1878 года, после смерти н. некрасова, единолично возглавляет “Отечественные записки”, один из самых лучших, смелых демократических русских журналов второй половины ХIХ века, запрещенных правительством в 1884 году.

1889 год – год кончины великого писателя. 4. Сообщение учителя – В жанре сказки наиболее ярко проявились идейные и художественные особенности щедринской сатиры: ее политическая острота и целеустремленность, реализм ее фантастики, беспощадность и глубина гротеска, лукавая искрометность юмора. “Сказки” Щедрина в миниатюре содержат в себе проблемы и образы всего творчества великого сатирика.

Если бы, кроме “Сказок”, Щедрин ничего не написал, то и они одни дали бы ему право на бессмертие. Из тридцати двух сказок Щедрина двадцать девять написаны им в последнее десятилетие его жизни (большинство с 1882 по 1886 год) и три сказки созданы в 1869 году.

“Сказки” как бы подводят итог сорокалетней творческой деятельности писателя. Условно все сказки М. Салтыкова-Щедрина можно разделить на четыре тематические группы: y сатира на правительственные верхи и эксплуататорские классы; y сатира на либеральную интеллигенцию; y сказки о народе; y сказки, разоблачающие частнособственническую мораль. 5. работа над идейно-художественным содержанием сказки “Медведь на воеводстве” Аналитическая беседа Y К какой группе сказок можно отнести эту сказку?

Y Как в сказке рассказывается о царствовании в лесу трех воевод-медведей? Y Какую цель ставили перед собой каждый из правителей? Y Отразились ли на общем состоянии лесной жизни смена “царей”? Y Какая участь постигла всех топтыгиных?

Y раскройте идейно-художественный смысл сказки “Медведь на воеводстве”. 6. обобщение учителя – В сказке “Медведь на воеводстве” развертывается беспощадная критика самодержавия и единоначалия в любых его формах. рассказывается о царствовании в лесу трех воевод-медведей, различных по своему характеру: злого сменяет ретивый, а ретивого добрый. но эти перемены никак не отражаются на общем состоянии лесной жизни. не случайно про топтыгина 1-го в сказке говорится: “…он, собственно говоря, не был зол, а так, скотина”. Зло заключается не в частных злоупотреблениях отдельных воевод, а в звериной, медвежьей природе власти.

Оно и совершается с каким-то наивным простодушием: “Потом стал корни и нити разыскивать, да кстати целый лес основ выворотил. наконец, забрался ночью в типографию, станки разбил, шрифт смешал, а произведения ума человеческого в отхожую яму свалил. Сделавши все это, сел на корточки и ждет прощения”. топтыгины из сказки “Медведь на воеводстве”, посланные львом на воеводство, целью своего правления ставили как можно больше совершать “кровопролитий”. Этим они вызывали гнев народа, и их постигла “участь всех пушных зверей” – они были убиты восставшими. IV.

Рефлексия. Подведение итогов урока
1. Беседа – Какие факты биографии писателя характеризуют его как человека и гражданина? – Какие причины побудили М.

Салтыкова-Щедрина обратиться сначала к 1869 году, а затем в 1880-е годы к жанру сказки? – Чем привлекала писателя сама форма сказки? – Что вынуждало М. Салтыкова-Щедрина пользоваться “эзоповым языком”? 2. Заключительное слово учителя – В основе сатирической фантазии итоговой книги Щедрина лежат народные сказки о животных. Писатель использует здесь отточенное вековой народной мудростью содержание, освобождающее сатирика от необходимости развернутых мотивировок и характеристик. В сказках каждое животное наделено готовым характером: волк жаден и жесток, лиса коварна и хитра, заяц труслив, щука хищна и прожорлива, осел беспросветно туп, а медведь глуповат и неуклюж.

Сатира по своей художественной специфике чуждается подробностей, она изображает жизнь в наиболее резких ее проявлениях, которые преувеличиваются и укрупняются. Заимствуя у народа готовые сказочные сюжеты и образы, Щедрин развивает и углубляет потенциально заложенное в них сатирическое содержание. а фантастическая форма является для него надежным способом эзоповского языка, в то же время понятного самым широким демократическим слоям русского общества. С появлением сказок существенно изменяется сам адресат щедринской сатиры, писатель обращается теперь к народу. V. Домашнее задание
Прочитать сказку “Премудрый пескарь”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

М. Салтыков-Щедрин: жизнь и творчество. Сказки “для детей изрядного возраста”