М. Е. Салтыков-Щедрин – великий сатирик
В истории мировой культуры сатира занимает важное и почетное место. Это один из видов комического, т. е. смешного в жизни и искусстве. Чувство комического заложено в самой природе человека, в его способности смеяться, переживать особое состояние радости, веселья, душевной свободы.
Существуют разные виды комического. Юмор, например, основывается на доброжелательном смехе; он допускает веру в возможность улучшения и исправления осмеиваемых явлений жизни. Иной характер имеет сатира, хотя строгой границы между ними не существует.
У сатирика
Следует отметить, однако, что далеко не всегда сатирический смех бывает безнадежно пессимистическим. Без идеала, без представления о высших человеческих ценностях сатирическое обличив может оказаться бессмысленным и бессодержательным. “Для того чтобы сатира была действительно сатирою и достигала своей силы, – писал Салтыков-Щедрин, – надобно, во-первых, чтобы она дала почувствовать тот идеал, из которого отправляется творец ее, и, во-вторых, чтобы она вполне ясно осознавала тот предмет, против которого
Для сатиры характерны осознанная тенденциозность и осознанное заострение тех явлений и проблем, которые предаются осмеянию. Отсюда – частое нарушение жизненных пропорций. У многих сатириков излюбленным приемом является гротеск.
Но в художественной палитре Щедрина-сатирика было много красок. Глубочайший анализ общественно-политической жизни и человеческой психологии, блеск фантазии, язвительное остроумие, переходящее в скорбный сарказм, порою приближающийся к трагедии, неповторимый стиль с характерными только для Щедрина меткими образами, сравнениями, неожиданными словосочетаниями (иногда в науке их называют “щедринизмами”) – все это придавало его творчеству громадную силу обличения, гнева и страсти.
Сатира Щедрина, его обличение, его смех проникнуты стремлением воспитать “будущего человека”. Он был убежден в том, что именно литература способна сыграть огромную роль в “подготовлении почвы будущего”. Поэтому писатель считал литературу делом чрезвычайно серьезным и рассчитывал на такое же отношение к ней и со стороны читателя. В его произведения надо вчитываться, напряженно следить за развитием мысли сатирика, порою даже разгадывать смысл отдельных образов и намеков.
Но зато какое богатство содержания раскроется перед вами, если вы будете в достаточной степени внимательны и пожелаете войти в совершенно неповторимый мир Щедрина! Какое художественное наслаждение вы получите! Не случайно Щедрин пользовался исключительной популярностью у своих современников. И в начале XXI в. его сюжеты, образы, темы, мотивы являются основой для создания театральных спектаклей и кинофильмов. “Я люблю Россию до боли сердечной”, – признавался Салтыков-Щедрин.
Это составляло пафос его художественного творчества, придавало ему силу, помогало писать, иронизировать, смеяться, негодовать, впадать в отчаяние и все-таки надеяться… Вы думаете, для сатирика главное чувство – ненависть? Нет – любовь.
- Салтыков-Щедрин (1826-1889) великий русский сатирик М. Е. Салтыков-Щедрин занимает почетное место в блестящей плеяде замечательных сатириков, составляющих славу мировой культуры (Рабле, Свифт, Вольтер). Великий писатель, публицист, критик, журналист, редактор, Салтыков-Щедрин сыграл огромную роль как в истории русской литературы, так и в общественном развитии России. Салтыков вошел в литературу в конце 40-х годов, в период расцвета “натуральной школы”. Не удивительно, что […]...
- Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткое изложение текста Проза История одного города История создания романа Анализ текста Жанровые особенности романа “История одного города” Собирательный образ глуповцев Смысл финала романа “История одного города” Особенности сатирической манеры М. Е. Салтыкова-Щедрина Критика о творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина М. Е. Салтыков-Щедрин П. Вайль, А. Генис Темы сочинений по творчеству М. Е. Салтыкова-Щедрина Анализ сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина […]...
- Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин – великий сатирик-гуманист Мастер сатиры. Даже внешний облик Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина поражает нас драматическим сочетанием мрачной суровости и затаенной, сдержанной доброты. Острым резцом прошлась по нему жизнь, испещрила глубокими морщинами. Неспроста сатира издревле считалась наиболее трудным видом искусства. “Блажен незлобивый поэт”, – писал Некрасов. Но иную участь он пророчил сатирику: Его преследуют хулы: Он ловит звуки одобренья Не […]...
- М. Е. Салтыков-Щедрин – сатирик В России каждый писатель воистину и резко индивидуален. М. Горький Каждый из великих писателей национальной литературы занимает в ней свое особое, только ему принадлежащее место. Главное своеобразие М. Е. Салтыкова-Щедрина в русской литературе заключается в том, что он был и остается в ней крупнейшим представителем социальной критики и обличения. Островский называл Щедрина “пророком” и ощущал […]...
- М. Е. Салтыков-Щедрин как писатель-сатирик Судьба сатирика во все времена была тернистой: на его пути постоянно встречались препоны в лице вездесущей цензуры, ограничивающей творческие возможности, заставляющей выражать мысли обиняками, эзоповским языком. Сатира вызывала недовольство и у простых людей, не склонных сосредоточивать внимание на болезненных сторонах своего существования. Однако главная трудность заключалась в другом: искусство сатиры оставалось драматическим по своей природе. […]...
- Салтыков-Щедрин – сатирик Этот серьезный и свирепый юмор, Этот реализм, трезвый в своей ясности Среди самой дикой игры воображения, И особенно этот непоколебимый Здравый смысл… И. С. Тургенев Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин является непревзойденным художником слова в области социально-политической сатиры. Он был революционером-демократом, оружием сатиры боровшимся против самодержавия, крепостничества и его пережитков, против правящих классов России. В своих произведениях […]...
- Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин М. Е. Салтыков-Щедрин родился в январе 1826 года в селе Спас-Угол Тверской губернии. По отцу принадлежал к старинному и богатому дворянскому роду, по матери – купеческому сословию. После успешного окончания Царскоселького лицея Салтыков становится чиновником военного ведомства, но служба его мало интересует. В 1847г. в печати появляются его первые литературные произведения – “Противоречия” и “Запутанное […]...
- Ответы на вопросы – Салтыков-Щедрин М.Е. Салтыков-Щедрин вошел в русскую литературу не только как писатель-сатирик, но и как автор эстетико-теоретических работ. Какие из этих работ наиболее значимы, чему они посвящены? Как эстетические взгляды писателя отразились в его собственном творчестве? В довольно обширном эстетико-теоретическом наследии писателя важное место занимают статьи, посвященные роли литературы в нравственно-эстетическом воспитании, положению писателя в обществе. К […]...
- Салтыков-Щедрин и украинская литература Описание событий в романах и других произведениях Салтыкова-Щедрина сыграло немалую роль в усилении сатирического направления в украинской литературе. Весьма показательно, что именно Шевченко первым оценил все принципиальное значение уже ранних произведений писателя. 5 сентября 1857 г. великий украинский поэт записал в своем дневнике: “Как хороши “Губернские очерки”… Я благоговею перед Салтыковым. О Гоголь, наш бессмертный […]...
- Нужен ли в наше время Салтыков-Щедрин? Не делая обычного вступления, отвечаю на вопрос, поставленный в теме сочинения: нет сомнения, нужен. Его называли в свое время “прокурором русской общественной жизни”. “Я благоговею перед Салтыковым…” – говорил Т. Г. Шевченко. “Какая суровость! Какие глаза судьи! Какая за всем этим чувствуется особенная, твердая, подлинная доброта! Это лицо подвижника” (А. В. Луначарский). Мужественный, принципиальный, Салтыков […]...
- М. Салтыков-Щедрин: жизнь и творчество. Сказки “для детей изрядного возраста” Цели: познакомить с жизнью и творчеством М. Салтыкова-Щедрина; дать представление о политической сказке на примере сказки “Медведь на воеводстве”; раскрыть понятие “эзопов язык”; расширить литературный кругозор учащихся. Оборудование: таблица, портрет М. Салтыкова-Щедрина. ХОД УРОКА I. Организационный этап II. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности Учитель. Приятно говорить людям о том, что их радует, […]...
- Биография Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович (1826 – 1889) Литературный псевдоним – Щедрин (1826-1889) – прозаик, публицист, критик. Великий русский сатирик Салтыков-Щедрин родился и вырос в богатой помещичьей семье, но в доме была атмосфера скупости, взаимной вражды, лицемерия и бесчеловечности. Учился Салтыков сначала в Московском дворянском институте и как отличный ученик был направлен в Петербург, в Царскосельский лицей. В 1844 году […]...
- Салтыков-Щедрин, Анализ произведения Премудрый пескарь Анализ произведения Книгу сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина называют его итоговой работой, где в полном объеме отразились его сатирические темы. Для Щедрина сказки – это возможность выйти на более высокий уровень художественного обобщения, на уровень надбытовой – бытийный. Кроме того, сказки содержат в себе такие образы, которые не требуют дополнительных зарисовок и дополнений. Образы эти цельны […]...
- Сочинение на тему: Над чем смеется автор в сказке Дикий помещик, Салтыков-Щедрин Над чем смеется автор Значительное место в творчестве сатирика М. Е. Салтыкова-Щедрина занимают поучительные сказки. Некоторые из них входят в состав школьной программы, а некоторые родители читают даже своим маленьким детям. Все же не каждый ребенок поймет до конца, какой смысл на самом деле вкладывал в свои “смешные” произведения автор. Выступая против социальной несправедливости и […]...
- Почему Салтыков-Щедрин обратился к жанру сказки? Одним из тех писателей, которые по достоинству оценили этот, казалось бы, легкий и незамысловатый жанр, был Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Именно в жанре сказки наиболее ярко проявились идейные и художественные особенности щедринской сатиры: ее политическая острота и целеустремленность, беспощадность и глубина гротеска, лукавая искрометность юмора. В сказках Щедрина перед нами возникают знакомые образы старой России: правители-самодуры […]...
- Сочинение на тему: МИХАИЛ ЕВГРАФОВИЧ САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН (1826-1889) В литературе критического реализма XIX в. особое место принадлежит Салтыкову-Щедрину – великому сатирику, “прокурору русской общественной жизни”. Раннее творчество (40-50-е годы) развивалось под влиянием идей Белинского и кружка петрашевцев. Повести “Противоречия” и “Запутанное дело” ставили проблему социального неравенства. В этот же период написаны “Губернские очерки” о жизни дореформенной России. В 1862-1870 гг. Салтыков-Щедрин сотрудничает в […]...
- САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН Михаил Евграфович САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН Михаил Евграфович (1826 – 1889) – русский прозаик. Салтыков родился в богатой помещичьей семье, в селе Спас-Угол Тверской губернии. Обстановка в доме была мрачной и безрадостной – всеми делами заправляла мать, женщина малограмотная, происходившая из купеческой семьи, но умная и властная. Она держала в строгом повиновении и крепостных крестьян, и мужа, и детей. Отец […]...
- Сказки Салтыков-Щедрин (Детские народные сказки) На вершину политической публицистики поднял сказку великий сатирик М. Е. Салтыков-Щедрин. Жил помещик, рассказывает он, тело имел “мягкое, белое и рассыпчатое”; всего у него было довольно: и крестьян, и хлеба, и скота, и земли, и садов, и стал опасаться помещик, что много мужиков развелось. А вдруг они все добро его съедят. И стал помещик “стараться” […]...
- Салтыков-Щедрин, Михаил Евграфович. Биография. Краткое изложение текста (наст. фамилия Салтыков, псевдоним – Н. Щедрин) (1826 – 1889) Русский писатель, публицист. Родился Салтыков-Щедрин 27 января (по старому стилю – 15 января) 1826 в селе Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии. Отец происходил из старинного дворянского рода. Детские годы Михаила Салтыкова прошли в родовом имении отца. Первыми учителями были крепостной живописец Павел и старшая сестра […]...
- М. Е. Салтыков-Щедрин – краткая биография Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович родился в старой семье дворян 15 января 1826 года. Жила семья в Тверской губернии Калязинского уезда, в селе Спас-Угол. Первое свое образование ему дал крестьянин-живописец Павел. Когда Михаилу исполнилось 10 лет, его родители отдают в дворянский институт, а после окончания – он поступает в Царскосельский лицей. После окончания, в 1844 году, Салтыков […]...
- Гротеск в повести “История одного города” (М. Е. Салтыков-Щедрин) Когда в эпоху Возрождения в поисках сокровищ античной культуры в Италии стали производить археологические раскопки, в древнеримских подземных помещениях (гротах) были обнаружены настенные росписи с причудливым узором. С тех пор термин гротеск стал широко использоваться сначала в живописи, а потом и в литературе. В отличие от юмора, сатиры, иронии в гротеске причудливо соединяются смешное, комическое […]...
- Традиции народной сказки (Салтыков-Щедрин М. Е.) Традиции народной сказки у М. Е. Салтыкова-Щедрина Одной из самых характерных особенностей сказок Щедрина является то, что сказки эти невелики по объему, доступны по содержанию, очаровывают своим юмором и вместе с тем о многом заставляют поразмыслить. Самым распространенным ответом на вопрос “Почему писатель для своих сатирических изобличений избрал форму сказки?” является мнение о том, что […]...
- М. Е. Салтыков-Щедрин Художественные особенности Сказка – один из самых популярных фольклорных жанров. Этот вид устного повествования с фантастическим вымыслом имеет многовековую историю. Сказки Салтыкова-Щедрина связаны не только с фольклорной традицией, но и с сатирической литературной сказкой XVIII-XIX веков. Уже на склоне лет автор обращается к жанру сказки и создает сборник “Сказки для детей изрядного возраста”. Они, по мысли писателя, […]...
- Анализ сказок М – Е – Салтыкова-Щедрина анализ сказки салтыков щедрин Подготовка к ЕГЭ: Сочинение Анализ сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина анализ сказки салтыков щедрин Салтыков-Щедрин писал свои Сказки в те годы, когда в литературе свирепствовала цензура. Существовала большая вероятность, что художественное произведение будет запрещено к печати, если в нем будут заподозрены неблагонадежные мысли. Поэтому автору приходилось изощряться, применять различные художественные средства для того, чтобы скрыть от […]...
- Над кем смеется Салтыков-Щедрин? (по сказкам “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”, “Дикий помещик”) В своих сказках М. Е. Салтыков-Щедрин выступал против социальной несправедливости и общественного зла в любых его проявлениях. “Я вырос на лоне крепостного права”, – вспоминал писатель впоследствии. Выросший в Тверской губернии, среди болот и лесов, мальчик рано соприкоснулся с жестоким миром крепостной действительности. Основная проблема, затрагиваемая автором в произведениях (особенно в сказках), – взаимоотношения эксплуататоров […]...
- Как изображен мужик по произведению Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил (Салтыков-Щедрин М. Е.) “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил” – это сатира на беспомощных, ничего не знающих и не умеющих господ, считающих русского мужика ленивым лежебокой. При этом автор изображает мужика трудолюбивым, ловким, старательным, смекалистым и терпеливым. Мужик все может и не боится никакой сложной работы. Он нарвал с дерева яблок, выкопал картофель, извлек из […]...
- “До какой низости может дойти человек…” (по роману “Господа Головлевы” ) Господа Головлевы Салтыков-Щедрин М. Е “До какой низости может дойти человек…” (по роману “Господа Головлевы” ) Салтыков-Щедрин – один из выдающихся писателей-сатириков классической русской литературы. Его талант оригинален, своеобразен и интересен, мимо его творчества нельзя пройти. Писатель много и плодотворно работал, от произведения к произведению совершенствуя мастерство, оттачивая сатирой перо, обличая “свинцовые мерзости жизни”. Его поздний и самый зрелый роман […]...
- Салтыков-Щедрин, Анализ произведения Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил Анализ произведения Это продолжение серии обличительных сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина. В повести сатирически высмеиваются не сами генералы, а основы русской жизни. В основе благополучия большой прослойки дворянства и чиновничьего класса лежит труд простых мужиков. Хамское отношение, лень, грубость и бессердечие правящего класса становятся мишенью для едкой сатиры в этой повести для Салтыкова-Щедрина. Генералы пользуются трудом […]...
- Салтыков-Щедрин, Анализ произведения История одного города, План Анализ произведения Это произведение является пародией на русский государственный социальный строй, сатирой на крепостничество, самодержавие и бюрократизм. От имени рассказчика выступает архивариус, причем в нескольких лицах. Его задача – описать историю города Глупова, рассказать о правителях и о том, как они жили “в соответствии с народом”. Начинается роман в торжественной высокой летописной манере, которая сразу […]...
- Многообразие тематики одного из произведений русской литературы XIX века. (М. Е. Салтыков-Щедрин. “За рубежом”.) Именно “многообразием тематики” замечательно произведение Салтыкова-Щедрина “За рубежом”. Множество стран, города и веси, калейдоскоп лиц, образов, ослепительные выводы, сравнения и обобщения. Чего стоит лишь символ “мальчика в штанах и без штанов”, переданный в форме блестящего диалога! Появление очерков “За рубежом” в “Отечественных записках” 1880-1881 годов привлекло большое внимание русского общества и печати. Не было, кажется, […]...
- Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1826-1889). Биография Параллельно с тургеневской летописью духовных исканий передовой интеллигенции второй половины XIX ст. в русской литературе создавалась сатирическая летопись общественно-исторической жизни, выводившая на поверхность изъяны и уродства государственного устройства Российской империи. Ее автором был М. Е. Салтыков-Щедрин – писатель, представлявший собой редкое в русской литературной среде сочетание художника-обличителя и высокопоставленного чиновника, не понаслышке знавшего обличаемые им […]...
- Прием гротеска в одном из произведений русской литературы XIX века. (М. Е. Салтыков-Щедрин. “Сказки”.) Гротеск – это термин, означающий тип художественной образности (образ, стиль, жанр), основанный на фантастике, смехе, гиперболе, причудливом сочетании и контрасте чего-то с чем-то. В жанре гротеска наиболее ярко проявились идейные и художественные особенности щедринской сатиры: ее политическая острота и целеустремленность, реализм ее фантастики, беспощадность и глубина гротеска, лукавая искрометность юмора. “Сказки” Щедрина в миниатюре содержат […]...
- “Сатира провожает в царство теней все отжившее” (М. Е. Салтыков-Щедрин) Человечество, смеясь, расстаетсяСо своим прошлым. Карл Маркс Человеческое общество, неважно, на какой ступени развития оно находится, характеризуется не только уровнем культуры и экономики, но также своими пороками и недостатками. Причем изъяны могут быть обусловлены не только сложившимися устоями, но и такими вечными проблемами, как борьба добра и зла, взаимоотношения между людьми и многими другими, издавна […]...
- Краткое изложение Карась-идеалист Салтыков-Щедрин М. Е. Салтыков-Щедрин Карась-идеалист Карась-идеалист – герой одноименной сказки. Живя в тихой заводи, благодушествует и лелеет мечты о торжестве добра над злом и даже о возможности урезонить Щуку (которой отродясь не видывал), что она не имеет права есть других. Ест ракушек, оправдываясь тем, что “сами в рот лезут” и у них “не душа, а пар”. […]...
- Сочинение на тему: Основная мысль в сказке Дикий помещик, Салтыков-Щедрин Основная мысль Сказка М. Е. Салтыкова-Щедрина “Дикий помещик” является едкой сатирой на господствующее сословие. Все действо, описанной в ней, происходит будто в рамках одного имения, а на деле, распространяется далеко за пределы целой губернии. Автор занялся написанием подобных “сказок” в свой завершающий период творчества. В них он со всей уверенностью поднимал темы, волнующие общество второй […]...
- Строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения. М. Е. Салтыков-Щедрин (Эссе ЕГЭ Обществознание) В своем высказывании русский писатель и журналист М. Е. Салтыков – Щедрин поднимает актуальную проблему безответственного и неуважительного отношения к российским законам. По мнению автора такая регулятивная система как право не может функционировать в государстве, где граждане не воспринимают ее как общеобязательную. Я разделяю данную точку зрения. Чтобы осветить данную проблему обратимся к понятию “закон”. […]...
- Щедрин-критик и Щедрин-писатель Щедрин-критик вносил новые вклады не только в разработку содержания критического реализма, но, что особенно важно, в разработку художественных форм, его поэтики. Последнее было как раз слабым местом прежней “реальной критики”. Особенно важны осмысления поэтики реалистического гротеска, “эзопова” языка сатиры. Здесь Щедрин-критик сливался с Щедриным-писателем. Кроме него, некому было осознать столь важную особенность художественного реализма. Чернышевский […]...
- Краткий пересказ “Премудрый пескарь” Салтыков-Щедрин Литературоведческий анализ Одной из множества замечательных сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина является его “Премудрый пескарь”. В этом сатирическом произведении писатель поднимает вопрос о гражданском долге и гражданской смелости. Щедрин выступает против пассивности человека, против боязни проявить себя как гражданин. Главный герой сказки – пескарь, который с молодых лет всего боялся и прятался в донной тине. Шли […]...
- Рецензии к сказкам Салтыкова-Щедрина. Часть 1. (Салтыков-Щедрин М. Е.) В настоящее издание включены избранные сказки Салтыкова-Щедрина, часть сказочного цикла, в который входит 32 произведения. Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил Горячим поклонником сатирического таланта Салтыкова-Щедрина был И. С. Тургенев. Он “сам читал однажды на литературном утре в Париже “Двух генералов” Салтыкова и позаботился о переводе их на французский язык”. (“И. С. […]...
- Проблема омертвления человеческой души в произведениях русских писателей XIX столетия (Н. В. Гоголь, М. Е. Салтыков-Щедрин) Многие русские писатели болезненно переживали тот факт, что современная им действительность порождала “новых” людей, которые были очень далеки от представляемого ими идеала. В разное время Н. В. Гоголь, М. Е. Салтыков-Щедрин, А. П. Чехов высказали открытое обвинение жизни. В своих гениальных произведениях они с непревзойденной остротой разоблачали пагубное, развращающее влияние собственности на человеческий характер, показали […]...