М. А. Булгаков. Жизнь и творчество



1. Путь к призванию.
2. Стезя писателя.
3. Булгаков-драматург.
М. А. Булгаков родился в 1891 году в Киеве в семье профессора кафедры западных вероисповеданий Киевской духовной академии А. И. Булгакова. Это был старший сын многодетной семьи Булгаковых, позже у Михаила появились четыре сестры и два брата. От родителей детям досталась семейная тяга к знаниям и трудолюбие.

Получив домашнее образование, в 1900 году Михаил поступил в первый класс Александровской гимназии. Он рос разносторонне развитым – сочинял, пел, рисовал, музицировал.

После окончания гимназии в 1909 году Михаил стал студентом медицинского факультета Императорского университета св.

Владимира. Он уже был самым старшим мужчиной в семье – его отец умер от болезни почек. Медицина привлекала его возможностью помочь людям, иметь частную практику.

Профессия врача казалась Михаилу Афанасьевичу блестящей.
На втором курсе, в 1913 году, Булгаков женится на выпускнице гимназии Т. Лаппа. Во время первой мировой войны семейная пара работает в госпитале, позже Михаил уходит на фронт добровольцем, в прифронтовом госпитале приобретая профессиональные навыки. У него обнаруживается

редкий дар диагноста.

Закончив университет с отличием, он служит земским врачом в Смоленской губернии.
Врачебная практика развивала его не только как врача, но и позже принесла литературные плоды. Свои “Записки земского врача” он пишет, опираясь на личный опыт.
Булгаков видел гражданскую войну, отречение царя и октябрьский переворот, немецкую оккупацию Украины: серые толпы, зверские тупые лица, увиденные воочию, как он говорил, помогли понять произошедшее. Его мобилизуют и отправляют с отступающей армией военврачом на Северный Кавказ. Вскоре белые оставили город. Больной тифом Булгаков лежал в горячке и был не в состоянии эмигрировать вместе с белой армией.

Если бы он мог решать свою судьбу, то уехал бы из России.
Выздоровев, Михаил Афанасьевич оставил работу врача. Его назначили заведующим литературной секцией подотдела искусств наробраза. Он сотрудничает с газетами, пишет для Владикавказского театра первые драматургические произведения: “Самооборона”, “Парижские коммунары”, “Сыновья муллы”, “Братья Турбины”.

Сочинять его вынудили обстоятельства. Переехав в Москву, он спасается от голода, сотрудничая с редакциями газет. Ремесло писателя было призванием Булгакова. Но на признание не было надежд, а он хотел сразу добиться всего.

Он стыдился, что с таким образованием работает в газете только ради денег. Образование и талант должны были продвинуть его по карьерной лестнице, но это сопровождалось жесткой публичной критикой. Он писал фельетоны для берлинской редакции “Накануне”, там же были напечатаны его “Необыкновенные приключения доктора” (1922), в которых автор негативно отзывается о сменяющейся власти, не одобряя ни белых, ни красных, и “Записки на манжетах” (1922-1923). Следом появляются “Дьяволиада” (1924), “Роковые яйца” (1925), “Собачье сердце” (1925).

В этих почти фантастических произведениях поднимаются злободневные проблемы времени: насильное насаждение большевистских порядков, агрессивность красных, невежественность пролетариата. Неудивительно, что “Собачье сердце” с его разошедшимися в миг цитатами не пропустили в печать и опубликовали только в перестроечные времена, в 1987 году. Фактически в повести сравнивались пес и люмпен (человек из низших слоев населения), причем сравнение было не в пользу последнего.

Такие же нелестные характеристики были даны большевикам. Эксперименты большевиков не принесут того, чего можно добиться просвещением. Булгаков считает, что не революция нужна, а эволюция.

Роман “Белая гвардия” (1925-1927), пьесы “Дни Турбиных”, “Бег” – это прощание Булгакова с Россией. Вспоминая гражданскую войну, в “Белой гвардии” он пишет о том, чем живет семья Турбиных в это нелегкое время, как война входит в эту семью и что она приносит. Здесь еще четче показано неприятие и белых, и красных. По мнению автора и те, и другие исторически обречены на поражение, потому что чужды русскому народу,

В жизни писателя в 1925 году происходят две важные перемены – он женится на Л. Е. Белосельской-Белозерской и входит в литературу как продолжатель традиций Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского. “Белая гвардия” печатается в журнале “Россия”, но журнал закрывают, не завершив публикацию.

Герои Булгакова переходят в пьесу “Дни Турбиных”. Пьеса имеет огромный успех во МХАТе. 5 октября 1926 году, в день премьеры, М. А. Булгаков становится знаменитым. В это же время публикуют цикл рассказов “Записки юного врача” (1925-1926).

Больше Булгакова при жизни не печатали. Официальная критика видела в нем реакционного писателя. В образах белых офицеров писатель представил отнюдь не белую армию, а военную интеллигенцию, но это было воспринято как воспевание буржуазных ценностей.

Спектакль сняли, но в 1.932 году возобновили по личному распоряжению И. В. Сталина.

Драматургический талант Булгакова был востребован. Он создал шестнадцать пьес. Шли “Зойкина квартира” в театре им. Вахтангова, “Багровый остров” на сцене Камерного театра.

Но в театральном сезоне 1928 году уже не выпустили на сцену “Бег” – пьесу о белых эмигрантах. Она была поставлена только в 1957 году. Новая пьеса “Кабала святош” (1929) выдерживает семь представлений, затем ее снимают.

Это была последняя пьеса, поставленная при жизни писателя. В 1929 году из репертуара театров вычеркнули все пьесы Булгакова, и отчаявшийся писатель письменно обращается к правительству, прося во избежание нищеты и гибели Или дать ему работу, или отпустить за границу. Уехать не разрешили. Дали должность ассистента режиссера во МХАТе.

Служащий МХАТа пишет “в стол” пьесы и создает свое главное произведение, роман о дьяволе “Мастер и Маргарита”. Автор использует в романе евангельские образы и мотивы, говоря о бесовской сущности большевизма, показывает борьбу добра и зла в советской России. В “Евангелии от дьявола” раскрываются быт и нравы советских людей, прослеживается судьба творческого человека. Повествование строится как “роман в романе”: главы о Москве 30-х годов перемежевываются с главами из романа Мастера о Понтии Пилате.

Прототипом подруги главного героя – Маргариты – становится третья жена писателя, Е. С. Шиловская.

Осенью 1936 года Булгаков стал работать в Большой театре в качестве оперного либреттиста и переводчика, но судьба его либретто также была неудачной. В сентябре 1938 году руководство МХАТа заказывает ему пьесу о Сталине. Пьесу “Батум” уже одобрили в Комитете по делам искусств, когда Сталин сказал, что ее нельзя ставить, как объяснял драматургу причину отказа режиссер В. Г. Сахновский: “Нельзя такое лицо, как И. В. Сталин, делать романтическим героем, нельзя ставить его в выдуманные положения и вкладывать в его уста выдуманные слова”.

В августе 1939 года, через несколько недель после запрета “Батума”, писатель серьезно заболел. В октябре, поняв, что дни его сочтены, Булгаков начал корректировку романа. Болезнь поразила глаза – это был симптом наследственной болезни почек, поэтому без помощи Елены Сергеевны он бы не справился. В марте 1940 года писатель умер.

Его жена завершила работу над произведением, следуя воле автора. Фактически это была девятая редакция романа. Напечатать его стоило большого труда. В журнале “Москва” сократили и исправили роман, печатая его с 1966 по 1967 года.

Полный текст романа увидел свет в 1967 году на итальянском языке. На русском его издали лишь в 1973 году.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

М. А. Булгаков. Жизнь и творчество