Любовный треугольник: Печорин, Грушницкий, Мери

В литературе нередко используется прием противопоставления главному герою другого персонажа для того, чтобы более четко выделить характеры. Этим приемом пользуется и М. Ю. Лермонтов в романе “Герой нашего времени”.
Одним из главных персонажей, призванных помочь раскрытию образа Печорина, является Грушницкий, который появляется на страницах центральной главы романа “Княжна Мери”. Именно в этой повести наиболее полно и глубоко раскрывается внутренний мир героя.
Встречаются молодые люди как старые приятели. В душе они не

питают особенно теплых чувств друг к другу. Слишком много у каждого из них тех черт характера, которые неприемлемы для другого.
Молодой юнкер – романтик, он хочет, чтобы жизнь была наполнена красивыми встречами и печальными расставаниями, любовными победами и смелыми подвигами, поэтому он “драпируется в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания”. Грушницкий приписывает другим те чувства, которые они никогда не испытывали, и преувеличивает свою симпатию к молодой девушке. Он считает, что “готовые пышные фразы”, модная одежда и хорошие духи могут заменить красоту
души и остроту ума.

Грушницкий восторжен и многословен, больше говорит, чем делает. Он стремится играть роль разочарованного героя, обреченного на какие-то тайные страдания.
Печорин действительно переживает чувство глубокого разочарования в жизни и в людях. Он пресытился любовными победами и смелыми подвигами. При этом герой видит Грушницкого насквозь и посмеивается над ним. Григория Александровича раздражают его манеры, его цели “сделаться героем романа” и непременно произвести впечатление, его внутренняя пустота.

Печорин не выносит фальши, неискренности, свойственных Грушницкому. Григорий Александрович уверен в себе, рассудителен, эгоистичен, язвителен. Тем не менее непохожесть и неприятие друг друга не мешают двум молодым людям общаться и проводить много времени вместе.
Они почти одновременно увидели княжну Мери в первый раз. Грушницкий не на шутку увлекается ею.
Григорий Александрович, прекрасно знающий, чем кончаются подобные увлечения, нашел очередной способ развеять скуку. Оба героя начинают добиваться расположения и любви молодой княжны. Грушницкий ищет романтического приключения, а Печорину доставляют удовольствие наблюдения за страданиями обоих молодых людей, он сам признается себе, что иногда “понимает Вампира”. К тому же он хочет убедиться в своих догадках по поводу настоящей сущности своего соперника, а заодно заполучить очередную покорную игрушку и развлечься. “Ведь есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души!”
Главному герою не составляет большого труда отбить внимание и расположение княжны у менее удачливого поклонника. Григорий Александрович загадочен и умен, его шутки наполнены “искренней злостью”. Грушницкий скучен, его эпиграммы “часто забавны, никогда не бывают метки и злы”, он слишком много говорит, но его слова пусты, а пышные фразы часто повторяются, в нем не хватает напористости, остроумия и самоиронии, поэтому он скоро надоедает Мери.
Главный герой добился своей цели: княжна влюбилась в него, а по самолюбию соперника нанесен сокрушительный удар. Негодующий, проигравший “сражение” Грушницкий оказывается бесчестным, трусливым, подлым, коварным, злопамятным человеком, готовым выстрелить в безоружного! Юнкер настолько вжился в роль влюбленного в княжну, что не простил Григорию Александровичу победы и решил отомстить.

Но Печорина это не испугало, наоборот он был рад этому новому способу развеять скуку: “быть всегда настороже, ловить каждый взгляд, значение каждого слова, угадывать намерения, разрушать заговоры…” Грушницкий же, напротив, очень нервничает. Несмотря на обиду, Григорий Александрович дает противнику последнюю возможность раскаяться: “…откажись от своей клеветы, и я тебе прощу все”. Но юнкер не использовал свой шанс: “Если вы меня не убьете, я вас зарежу ночью из-за угла”.

Печорин вынужден убить Грушницкого, но главный герой не злорадствует, ему жаль, что все вышло так, а не иначе, на сердце у него “камень”.
После дуэли Григорий Александрович разрывает свои отношения с княжной, ведь у него изначально не было ни серьезных намерений, ни симпатии к ней. Мери стала жертвой игры Печорина, ее чувства безжалостно растоптаны. Герой знает о любви девушки, но это не мешает ему признаться, что он использовал ее.
В повести “Княжна Мери”, сюжет которой построен на любовном треугольнике, наиболее полно и глубоко раскрывается внутренний мир Григория Александровича. Образы Грушницкого и Мери очень важны в романе, они выявляют важные черты характера главного героя.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Любовный треугольник: Печорин, Грушницкий, Мери