Любовная лирика М. Ю. Лермонтова

Любовная лирика М. Ю. Лермонтова Характеризуется противоречиями. Человек, как считает Лермонтов, живет среди хаоса страстей, лицемерия и обмана. Стремление к высокому чувству и осознание его обреченности определяет особенности любовной поэзии поэта.

Элегические мотивы и пессимизм долго присутствуют в его стихах. Тема любви довольно значима для Лермонтова. Большинство его произведений – именно о ней.

Ранняя Любовная лирика М. Ю. Лермонтова следует романтической традиции. Безответная любовь, обман или измена любимой, которые укрепляют

чувства в душе героя. Любовь лирический герой Лермонтова не представляет без страданий, которые оседают сокровенными воспоминаниями в душе.

Преданное чувство закаляет сердце, которое не может больше полюбить. Взаимная любовь не бывает у Лермонтова безмятежно счастливой. Она или в прошлом, или нарушается трагическим предчувствием. Любовь изначально трагична, и, даже будучи бескорыстной и чистой, она, по мысли Лермонтова, несет гибель:

Все, что любит меня, то погибнуть должно
Иль, как я же, страдать до конца…

Если любимая не оцепила его чувство, она позже непременно пожалеет об этом и будет

раскаиваться. Мир наполнен изменой, и ее лирический герой воспринимает как веление судьбы. Никогда в любовной лирике Лермонтова не было таких слов, как у А. Пушкина – “Я вас любил так искрение, так нежно, / Как дай вам Бог любимой быть другим”. Мы видим максимализм Лермонтова: он пишет об абсолютной верности идеальной любви, даже в загробном мире.

Любовь трагична, несчастна, герой философствует о ней, вспоминает о прошлой любви, потому что в настоящем ее нет. Но любовь и губительна, потому что попытки объединения с любимой обречены.
В стихотворении “Я не унижусь пред тобою…” герой отдает за любовь вдохновение, означающее для него бессмертие. В нем видны мотивы внутренней свободы, непродолжительности любви, измены, воспоминаний. У любви высокая цена, любимой герой отдает душу. Стихотворение посвящено Наталии Федоровне Ивановой, с которой у поэта был Роман на протяжении двух лет и которой он посвятил свыше двадцати стихотворений.

Его возлюбленная – дочь писателя Ф. Иванова. Лермонтов познакомился с ней в 1830 году на Клязьме. Настрой стихов, посвященных Наталии Федоровне, постепенно меняется.

Если сначала поэт полон надежды, восхищения любимой, мечтаний о счастье, то после 1831 года, когда в отношениях наступает разлад, поэт начинает писать об измене, тяжело переживая разрыв с той, с кем связывал свои мечты. Прощаясь с любовью навсегда, он пишет это эмоциональное стихотворение.
А плакать не хочу ни с кем, Начну обманывать безбожно, Чтоб не любить, как я любил; Иль женщин уважать возможно, Когда мне ангел изменил?

Им владеет безотчетная грусть, он предан, разочарован и досадует.
Я был готов на смерть и муку И целый мир на битву звать,
Чтобы твою младую руку – Безумец! – лишний раз пожать!
Не знав коварную измену,
Тебе я душу отдавал;
Такой души ты знала ль цену?
Ты знала – я тебя не знал.

Это было последнее стихотворение, посвященное Ивановой.
Лермонтов считает, что любовь захватывает всего человека, он был очень влюбчив, и не раз его чувства разбивались о холодность или измену. Поэтому Любовная лирика М. Ю. Лермонтова преимущественно о неразделенной, безответной, печальной любви.
В стихотворении “Нищий” герой уподоблен нищему, просящему подаяния, иссохшему “от глада, жажды и страданья”.

Куска лишь хлеба он просил
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку!

Жестокость подавшего вместо хлеба камень сравнивается с жестокостью женщины, обманувшей светлые чувства героя.

Так я молил твоей любви,
С слезами горькими, с тоскою;
Так чувства лучшие мои
Навек обмануты тобою.

Лирический герой Лермонтова остается одиноким в своих переживаниях. Ожидание счастья оборачивается трагичной любовью. Поэт приходит к выводу, что счастье в любви невозможно, и вечная любовь – тоже. Страдания лирического героя вовсе не выдуманы поэтом, он пережил те же чувства, просто не всегда лирический герой – это сам поэт.

Тема любви в позднем творчестве Лермонтова приобретает иную трактовку. Тема одиночества становится менее актуальной, поэт говорит о взаимопонимании, верности и преданности, освобождаясь от свойственного ранней лирике душевного надрыва. Интимная лирика последних лет почти свободна от безысходного душевного надрыва. Он приходит к выводу, что любовь – синоним доверия и прощения.

Но на протяжении всего творчества Любовная лирика М. Ю. Лермонтова сохраняет свое главное качество – исповедальность.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Любовная лирика М. Ю. Лермонтова