Любовная лирика Есенина и Маяковского

Тема любви – одна из ведущих тем в творчестве любого художника. Это не удивительно. Ведь любовь во всех ее проявлениях, радостных и печальных – это вдохновение, это божий дар, это источник жизни.

Любовь – главное в жизни человека, то, что определяет все его существование.
Одним из высших достижений любовной лирики является цикл Есенина “Персидские мотивы”. Входящие в цикл стихотворения (“Шаганэ ты моя, шаганэ…”, “Руки милой – пара лебедей”, “Ты сказала, что Саади…”, “В Хороссане есть такие двери”)

показывают любовное чувство в совершенно разных его проявлениях. Это и ревность, и грусть, и любовное томление, и измена, и любовные ласки.
Женский образ этого сборника – прекрасная персиянка. В ее глазах отражается “море, полыхающее голубым огнем”. Лирическая героиня “Персидских мотивов” – образ собирательный.

И Шаганэ, и Гелия, и Лала прекрасны и удивительны, так же, как и их родина.
Но, восхищаясь удивительным Востоком, лирический герой не перестает тосковать по родине. Поэтому в стихотворениях цикла появляется еще один образ – “рязанских раздолий”. Любимая женщина неразрывно

связывается у Есенина с образом родины.
Мотив любви силен также в цикле “Любовь хулигана”, посвященном актрисе Августе Миклашевской. Здесь образ прекрасной женщины переплетается с образом осени. Ее имя “звенит”, ее волосы “цветом в осень”.

Эта женщина оказалась возможностью спокойного и мудрого примирения с действительностью, прощанием с “хулиганством”. Но вместе с тем лирический герой прощался и с молодой отчаянностью, с “буйством глаз и половодьем чувств”. Герой остро осознает и переживает неразделенную любовь:
И любовь не забавное ль дело.
Ты целуешь, а губы как жесть.
Знаю, чувство мое перезрело,
А твое не сумеет расцвесть.
В этом цикле преобладает красота холода и увядания.
Показательно стихотворение Есенина “Письмо к женщине”, в котором сплетаются две линии, два мощных пласта: личное и общественное, любовь к женщине и любовь к родине.
Произведение построено в форме письма к дорогой герою женщине. Начинается оно сугубо интимным, личным воспоминанием. Герой описывает сцену расставания.

Любимая женщина бросала в лицо герою резкие и горькие обвинения. Она хотела расстаться с ним, потому что
… вас измучила
Моя шальная жизнь,
Что вам пора за дело приниматься,
А мой удел –
Катиться дальше, вниз.
В ответ лирический герой выдвигает свои обвинения. Эта женщина просто не понимала его, его душевного разлада и трагедии в мире. Теперь герой сам осознает произошедшие с ним перемены. Он как бы отчитывается любимой женщине обо всем, чтобы показать, каким он стал теперь.

Герой словно испытывает чувство вины перед этой женщиной и оправдывается перед ней. А может быть, он ее просто до сих пор любит? Теперь он, по его словам, полностью принимает Советскую власть и “За знамя вольности И светлого труда Готов идти хоть до Ла-Манша”.
В финале герой просит прощения у своей любимой (теперь нет сомнения) женщины за все. Он горестно говорит о том, что ей стал не нужен. У героини новая семья, “серьезный и умный муж”.

А герой стал для нее лишь…знакомым. Недаром именно так подписывает свое письмо. Он, в традициях русской классической поэзии (вспомним Пушкина и его “Я вас любил…”), желает любимой счастья “под кущей обновленной сени”.
Маяковский тоже считает, что любовь – это всегда страдание, боль души, это всегда разрыв. Его лирический герой обладает тонкой и нежной душой. Но разочарование и внутреннее страдание часто делают его жестоким и циничным.
Человеческая любовь, по мнению поэта, невозможна в мире материальном и поверхностном. В своих стихах Маяковский рисует высокий идеал любви-созидания, которая обогащает человека, делает его лучше и чище. По мнению автора, человек не может быть счастлив для себя одного, даже в таком исключительном чувстве.
В дальнейшем творчестве Маяковского – в его стихотворении “Письмо о сущности любви” – четко становится ясна мысль о творческой силе любви:
Любить-
это с простынь,
бессонницей рваных,
срываться,
ревнуя к Копернику….
Особое место в творчестве Маяковского занимает стихотворение “Лиличка! Вместо письма”. Здесь автор показывает безответную любовь, которая является счастьем и трагедией лирического героя. Его чувство настолько сильно, что лирический герой не видит без любимого человека смысла жизни и красоты окружающего мира:
Кроме любви твоей,
Мне
нету солнца,
А я не знаю, где ты и с кем.
Любовь у Есенина наполнена сильными, подчас совершенно противоположными эмоциями. Часто любовь приносит страдания, но эти мучительные чувства смягчаются лиризмом и любовью к родине. У Маяковского все иначе. Здесь любовь – это разрыв, это каждый раз смерть и возрождение.

Любовь – мощнейший импульс, который заставляет быть лучше, совершенствоваться и побеждать, побеждать себя и весь мир.
Горечь расставаний сменяется у поэтов эйфорией любви, но одно остается неизменно: без любви жить нельзя, это основа всех основ, рецепт вечной жизни…


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Любовная лирика Есенина и Маяковского