Любовь в творчестве (Маяковский В. В.)
Тема любви является одной из основных тем как в прозе, так и в поэзии. Какое бы произведение мы ни взяли, в нем так или иначе упоминается это явление, будь то дружеская или родительская любовь, или любовь между мужчиной и женщиной.
Особенно трепетное отношение к этому великому чувству у русских художников слова. Даже после прихода к власти большевиков, для которых любовь не имела особого значения, эта тема не осталась без внимания литературного общества.
Примером тому служит множество поэм и стихотворений В. В. Маяковского, посвященных
Любовь, которая причиняет боль, страдания, мы видим в основном в дореволюционных стихотворениях. Например, в поэме “Облако в штанах” говорится о неразделенной любви поэта: Вошла ты,/резкая, как “нате!”,/муча перчатки замш,/сказала:/”Знаете – /Я выхожу замуж”.
Это событие является основным в первой части, а во второй – автор бесцельно ходит по городу, слышит отрывки разговоров, встречает случайные лица и передает все это в поэме – поэтому она теряет смысл за обилием слов. Лишь спустя некоторое время мы понимаем зачем Маяковский использует этот прием: чтобы передать весь
Именно город с его пороками поэт винит в своем несчастье – это город душит настоящую, чистую любовь.
В третьей и в четвертой частях автор ищет утешения в революции, в вине, в женщинах, но ничто не может унять его боли. И тогда он обращается с вопросом к Богу (“Всемогущий, ты выдумал пару рук,/сделал,/ что у каждого есть голова,-/ отчего ты не выдумал,/ чтоб было без мук/целовать, целовать, целовать?!”), и не получив ответа, ропщет на него (“Я думал – ты всесильный божище,/ а ты недоучка, крохотный божик”.)
Ни в одном произведении Маяковского любовь не приносит счастья герою, а, наоборот, она доводит его до отчаяния, практически до самоубийства. Например, в поэме “Флейта – позвоночник” мы встречаем такие строки:
Все чаще думаю-
Не поставить ли лучше точку в своем конце.
В этой поэме поэт также обращается к Богу, но не с вопросом, а с мольбой забрать любовь из его сердца (“убери проклятую, ту,/ которую сделал моей любимою!”)
Ради этого он готов вынести любую физическую боль, любые муки, даже готов принять смерть. Но любовь не может просто исчезнуть: автор, где бы ни была его любимая, всегда будет рядом. И даже если она не ответит взаимностью, в его сердце это ничего не изменит.
В поэме “человек” рассказана история жизни лирического героя. И основной сюжетной линией является любовь. Но этой любви нет места в этом уродливом мире, где все решают деньги.
С ужасом видит герой, что его любимая “в святошестве изолглась”, она предпочитает остаться с Повелителем Всего. И он покидает земную жизнь. Но пребывание его на небе длится недолго, “человека” возвращает на землю тоска по любимой.
Но, к сожалению, в мире все осталось по-прежнему; герой чувствует себя лишним на этой земле (“И только/боль моя/острей -/стою,/огнем обвит,/ на несгорающем костре/ немыслимой любви”).
Большинство стихотворений о любви посвящено Лилии Брик, которую Маяковский очень любил, но она не ценила этой любви, была равнодушна. К таким стихотворениям относится “Лиличка!” – крик страдающего сердца поэта:
Все равно
Любовь моя –
Тяжкая гиря ведь –
Висит на тебе,
Куда ни бежала б.
Дай в последнем крике выреветь
Горечь обиженных жалоб.
Сюжет показывает, как тяжело герою отпускать любимую женщину, но расставание – единственный способ освободить себя и ее:
Дай хоть
Последней нежностью выстелить
Твой уходящий шаг.
Ярким примером послереволюционной лирики Маяковского является автобиографическая поэма “Люблю”. Поэт искренне верил, что социализм изменит жадный мир и людей. Поэтому послереволюционные стихи отличаются легкостью и оптимистичной концовкой (“Взяла,/отобрала сердце/ и просто/ пошла играть – / как девочки с мячиком” и “Не смоют любовь/ ни ссоры,/ни версты./Продумана,/выверена,/проверена./Подъемля торжественно стих строкоперстый,/ клянусь -/люблю/неизменно и верно!”)
Ироническое стихотворение “Про это” также написано в послереволюционный период творчества поэта. Эта ирония поэта, прежде всего над самим собой:
В этой теме,
И личной,
И мелкой,
Перепетой не раз
И не пять,
Я кружил поэтической белкой
И хочу кружиться опять.
Он понимает, как много любовь значит в жизни, и восторженность, с которой поэт говорит о ней, отнюдь не поддельная:
Эта тема день истемнила, в темень колотись – велела – строчками лбов.
Имя этой теме:
……..!
Рассмотрев творчество Маяковского, можно сказать, почему он вступил в партию и был ярым ее членом: он был уверен, что при социализме в мире будут править справедливость, понимание и любовь. Только после прихода к власти большевиков он начал верить в светлое будущее.