Любовь Соломона по повести Суламифь (Куприн А. И.)
В 1908 году в альманахе «Земля» был напечатан рассказ Куприна «Суламифь». Слово «рассказ» как-то не вяжется с содержанием сочинения. Это скорее лирическая повесть, чудный сон, сплетенный из литературных и исторических реминисценций.
Критики недоумевали: зачем известный писатель, прекрасно рисовавший современность, обратился к глубокой и легендарной древности? «Большая дерзость со стороны художника взять «Песнь песней» и рассказать ее своими словами»,- писали они.
Все, конечно, признавали обаяние древнего сюжета
Можно было понять Горького.
Время тогда было сложное. Россия только что пережила одну революцию и жила в ожидании второй. «Буря, скора! грянет буря!» — пророчествовал писатель в знаменитой «Песне о Буревестнике».
Требовалась современная тема, поэзия злободневная, боевая, критическая. Библейский сюжет был явно не ко времени. Назревали великие события. Но люди не только сражаются,
У каждого есть и своя интимная жизнь. Потому существуют и боевые марши, и нежные лирические мелодии. К последним принадлежит прелестная песня-сказка «Суламифь» Куприна.
И она живет, волнует, пленяет сердца нравственной чистотой прекрасного.
Мы в наши дни меньше придаем значения внешнему облику человека, ценя больше в нем силу характера; интеллект, нравственную стойкость. Древние на первое место ставили физическую красоту. Точнее, физическое совершенство, в их представлении, должно быть обязательно связано с прекрасными моральными качествами.
Прославление физической красоты героев мы найдем у всех древних поэтов.
Куприн хорошо это понимал, воссоздавая средствами новейшего повествовательного искусства древнюю сказку любви. Краски его ярче, в картинах больше феерического, быть может несколько театрального, декоративного блеска. Фантазия древнего поэта так далеко не шла: жизнь была беднее.
Но писатель нашел нужные современные слова и краски, чтобы представить своему современнику поэзию древности.
Куприн оставил библейскую Суламифь в ее социальной среде. Она, как в «Песни песней», простая пастушка. Писатель некоторыми деталями подчеркнул бедность ее наряда, о чем умолчали древние авторы.
Соломон, наоборот, предстает в полном блеске своего царского величия, чего нет в библейской поэме.
Критики упрекали Куприна за то, что не всегда точно он воссоздавал историческую картину. Но разве это заботило писателя? Он увидел в древних лирических песнях гимн молодости, жизни и любви, гимн красоте человека.
Он увидел и всей силой своего сердца ощутил то любование природой, которое испытывали и отразили в «Песни песней» древние авторы. И он тоже воспел ее. Природа так же прекрасна, как и ее сын-человек.
Источник: Артамонов С. Д. Литература средних веков: Кн. для учащихся ст. классов. — М.: Просвещение, 1992