Любовь как “поединок роковой” в лирике Ф. И. Тютчева

Любовь с силою Архимедова рычага движет миром.
И. А. Гончаров
Этот “всемогущий рычаг” двигает и Ф. И. Тютчева. Тютчев – поэт любви! Но любовь у него не тиха, не спокойна, не блаженна, как у Гончарова в романе “Обломов”.

Основной идеей творчества Тютчева является противопоставление хаоса и космоса: под этим углом у Тютчева показана любовь. Хочу привести слова В. Соловьева: “Но и сам Гете не чувствовал так сильно ту таинственную основу всякой жизни – природной и человеческой – основу, на которой зиждется и смысл космического

процесса, и судьба человеческой души, и вся история человечества…” Уж не любовь ли это? “Таинственная основа всякой жизни ” ?
Любовь, любовь – гласит преданье –
Союз души с душой родной –
Их съединенье, сочетанье,
И роковое их слиянье,
И… поединок роковой…
Эти строки из стихотворения Ф. И. Тютчева “Предопределение”. Здесь мы видим любовь в понимании поэта. Хочу обратить внимание на сильную паузу после союза “и”: таким образом Тютчев выделяет основные слова стихотворения “поединок роковой”. Он как бы обрушивает их на нас, как бы говорит, что возражений
этому определению нет и быть не может!

В этом стихотворении поединок любви предстает нам борьбой двух душ, с одной стороны, родных, а с другой – противостоящих друг другу. А как это отражено с точки зрения полифонии? Здесь преобладают звуки “л”, “м”, “р”, “о”, “е”, “и”, которые одновременно представляют вещи нежные, мягкие и громкие, страшные, мрачные.

Мы опять видим противопоставление, поединок.
А теперь я хочу разобрать стихотворение, в котором мы видим поединок любви и судьбы. Конечно, мы не можем точно говорить о борьбе любви с судьбой, так как любовь и судьба одновременно и соединяются, и противопоставляются.
…О, оглянися, о, постой,
Куда бежать, зачем бежать?..
Любовь осталась за тобой,
Где ж в мире лучшего сыскать?..
Здесь Тютчев, можно сказать, осуждает человека за его ненасытность: человеку дано высшее благо – любовь, а он еще куда-то бежит, чего-то хочет. Поэт показывает, что человек все равно бессилен перед любовью, перед судьбой:
…Из края в край, из града в град
Судьба, как вихрь, людей метет,
И рад ли ты, или не рад,
Что нужды ей?.. Вперед, вперед!..
И чтобы усилить этот роковой смысл роковой любви, Тютчев использовал в этом стихотворении кольцевую композицию.
Действительно, роковой для жизни любовь предстает перед нами в стихотворении “Близнецы”. Вспомните его последние строки:
И кто в избытке ощущений,
Когда кипит и стынет кровь,
Не ведал ваших искушений –
Самоубийство и Любовь!
Вот уж точно, что любовь может привести к самоубийству. Поэтому Тютчев не случайно называет их близнецами. При этом одни близнецы – Смерть и Сон – противопоставляются другим близнецам – Самоубийству и Любви.

Вот он опять – “поединок роковой”!
Продолжая тему объединения, хочу обратить внимание на стихотворение “Два единства”:
“Единство, – возвестил оракул наших дней, –
Быть может спаяно железом лишь и кровью…”
Но мы попробуем спаять его любовью, –
А там увидим, что прочней…
Здесь любовь, конечно, не роковая. Но я хочу показать поединок “железа, крови” и любви. В этом стихотворении Тютчев говорит о франко-прусской войне (“кровь льется через край…”) и призывает к миру – к любви!

Что можно сказать об полифонии: [жъл’э’зъ, кро’в’ и л’убЪ’в’]. в первых двух словах преобладают мрачные и страшные вещи: звуки “р”, “ж”, “я”; а в слове “любовь” звуки “л”, “в”, “о” обозначают вещи мягкие и нежные – мы видим противопоставление…
А почему же Тютчев пишет о роковой любви, почему не о любви мягкой и спокойной? Мы знаем, что поэт много раз любил, и, очевидно, он от этого страдает, любовь для него – “роковой поединок” двух душ. Например:
…Не верь, не верь поэту, дева;
Его своим ты не зови –
И пуще пламенного гнева
Страшись поэтовой любви!..
Очевидно, здесь Тютчев пишет про себя самого; рассказывает о своей любви – “пламенном гневе”, роковом “гневе”.
Сейчас я хочу разобрать еще одно автобиографическое стихотворение Тютчева, связанное с любовью поэта к Е. А. Дени-сьевой. Это мое любимое стихотворение “О, как убийственно мы любим…”. Здесь поэт говорит о том, что любовь не вечна и что ее нужно охранять, иначе она умрет:
Год не прошел – спроси и сведай,
Что уцелело от нея?
Также Тютчев показывает, как прекрасное чувство любовь может стать роковым для человека:
Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней была,
И незаслуженным позором
На жизнь ее она легла!
Таким образом, в этом стихотворении мы видим “роковой поединок” любви в душе поэта: он хочет любить, не боится обжечься, не желает делать кому-либо больно. А теперь я хочу сказать о том, что любовь у Тютчева становится роковой именно из-за его хаоса-космоса, из-за его двойного бытия. В этом самом двоемирии, которое, надо сказать, является и основным мотивом лирики Фета, любовь у Тютчева тоже раздваивается и начинает бороться сама с собой: с одной стороны, тютчевская любовь ласковая и нежная, а с другой – страшная, губящая людей, роковая… В связи с этими мотивами хаоса, двойного бытия последним стихотворением, которое я бы хотела разобрать, будет “О вещая душа моя!..”.

Может показаться, что это стихотворение не связано с любовью, но ведь “сердце, полное тревоги, бьется на пороге как бы двойного бытия”?!
…Так, ты жилица двух миров…
Вот она, наша душа, которая все время мечется в двойном бытии, мечется из-за “рокового поединка” любви. Выражение любви в этом стихотворении мы найдем и в полифонии: преобладают звуки “е”, “о”, “а”, “л”, “в”, “н”, “ш”, “ж”, которые обозначают нежные, ласковые, любовные вещи и в то же время вещи великие, глубинные, всеобъемлющие – хаос.
Таким образом, подводя итог, хочу сказать, что любовь как “роковой поединок” пронизывает все творчество Тютчева, всю его душу. Из любви как “рокового поединка” у Тютчева выросла вся любовная лирика Блока, Цветаевой. Вот какое наследие подарил нам великий поэт!
Поистине “любовь с силою Архимедова рычага движет миром”. Она “двигала” Фета, Тютчева, потом Блока и до сих пор “двигает” всех нас. Ведь в нашей жизни любовь – тоже “поединок роковой”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Любовь как “поединок роковой” в лирике Ф. И. Тютчева