“Любовь к жизни”, художественный анализ рассказа Джека Лондона

Рассказ “Любовь к жизни” был написан Джеком Лондоном в 1905 году. В нем автор показал силу человеческого духа, не отступающего ни перед чем на пути к жизни. Главный герой произведения – неизвестный мужчина (мы не знаем ни его имени, ни рода занятий, ни даже возраста), бредущий через пустынные канадские земли в сторону Гудзонова залива.

Брошенный своим другом Биллом посредине реки, сразу же, как только он подворачивает ногу и превращается в обузу, измученный длительным голоданием человек остается один на один с окружающим миром –

пока еще не враждебным, но и не сильно помогающим в преодолении тяжелых дорожных миль.

Основная задача героя – дойти до тайника с патронами, рыболовными снастями и небольшим запасом еды, чтобы получить возможность выйти к местности с большим количеством пищи, осложняется предательством друга, травмой ноги и физическим истощением. Выживание в условиях дикой природы требует от человека реализации всех его внутренних (физиологических и моральных) сил, составляющих основу любой личности и не имеющих особого отношения к социальному статусу их носителя.

Главный герой “Любви к жизни” может быть и бандитом

(вором, разбойником, убийцей), и обычным искателем приключений. Единственное, что связывает его с миром людей, – весящий, как вся его поклажа, мешочек с золотом. Автор не рассказывает о том, как оно было добыто (праведно или нет), но на протяжении всего повествования показывает внутреннюю борьбу между стремлением героя к жизни и его нежеланием входить в эту жизнь нищим.

Путник несколько раз порывается расстаться с золотом, понимая, что оно является дополнительным препятствием на его пути к жизни, но только сильная слабость заставляет его принять это решение.

Первая попытка оставить мешочек совершается героем сразу же, как только он оказывается один: пересчитывая три раза спички и раскладывая их по трем разным местам, путник уже видит в них невероятное сокровище, но еще не понимает этого, а потому тащит с собой тяжелое золото. Вторая попытка расстаться с деньгами происходит на фоне сильного голода, доводящего героя до полуобморочного состояния, когда он решает спрятать половину своих сокровищ в приметный скальный выступ. Третья (окончательная) попытка сбросить с себя опасный для жизни груз осуществляется в момент наивысшего отчаяния (путник видит следы предавшего его друга) и полного притупления каких бы то ни было чувств, кроме голода (герой съедает живьем только что вылупившихся птенцов куропатки, а затем проводит половину дня в безрезультатной погоне за их подшибленной матерью).

На этом этапе пути мужчина уже ничего не жалеет и не прячет (у него нет на это сил): он выкидывает золото на землю и идет дальше.

Безлюдная земля не дает путнику возможности попросить помощи у людей, отсутствие патронов – охотиться, отсутствие рыболовных снастей – удить рыбу. Сильная физическая изможденность лишает ловкости (герой не может поймать не таких уж и подвижных куропаток), внутренней (персонаж не способен сразиться с вышедшим ему навстречу медведем) и внешней силы (слабого человека не боится ни лиса, несущая в зубах пойманную добычу, ни больной волк, для которого здоровый человек представляет смертельную опасность). Единственная возможность насытиться – болотные ягоды и луковицы камышей – не дают и сотой доли того, что нужно человеку для поддержания сил.

Голод сводит героя с ума – вкладывает в его голову мысли о несуществующем патроне, лишает страха перед насильственной смертью. В каждом живом существе путник видит еду. Последняя же становится для него единственной возможностью поддерживать в себе жизнь.

Первое время главный герой питает себя надеждами – на новую встречу с Биллом, который ждет его у тайника с патронами и провизией, на поход в Страну Маленьких Палок, откуда можно добраться до местности, изобилующей высокими деревьями и многочисленной живностью. Затем у путника не остается ничего, кроме естественного желания насытиться. Пытаясь решить проблему голода, герой не останавливается ни перед чем: он день за днем ест попадающуюся ему на пути растительную пищу, ищет в болоте лягушек, в земле – дождевых червей, тратит огромное количество времени на ловлю маленьких пескарей и ест живьем все, что попадает ему в руки, – рыбу, птенцов, остатки мяса на костях загрызенного волками ягненка и даже сами кости.

Единственное, на что мужчина не решается, – это съесть останки друга, на которые он натыкается в самый трагический момент своей жизни.

Корабль на горизонте и больной волк в качестве спутника-стража становятся последней, определяющей битвой в борьбе за существование: герой собирается с последними силами, притворяется мертвым и душит волка, чья теплая кровь насыщает его до такой степени, что он может пусть не идти, но хотя бы ползти в сторону корабля. Превратившийся в большого толстого червяка (таким видят персонажа ученые с китобойного судна “Бедфорд”) человек, попав в естественную для него среду обитания, еще долго не может прийти в себя: он жадно поглощает пищу на всем пути до Сан-Франциско, с ненавистью смотрит на то, как едят другие люди, и постоянно выпрашивает у матросов сухари, чтобы набить ими свою койку.

Любовь к жизни показана в рассказе через простые (собирательство, охота, экономия сил, разжигание костра, бинтовка ног, несгибаемость человеческого духа в борьбе с голодом, холодом и собственной немощью) и страшные (травмы, боль, сон под дождем, потеря ориентации в пространстве, трата огромного количества сил на добычу постоянно ускользающей пищи, поглощение человеком живых существ) вещи. В начале произведения главный герой – человек, имеющий друга и золото; в конце – всего лишь беспомощный червяк, отчаянно борющийся за свою жизнь, но все еще сохраняющий в себе остатки человеческого достоинства, проявляющиеся в нежелании есть кости погибшего друга.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

“Любовь к жизни”, художественный анализ рассказа Джека Лондона