Любовь к Родине в русской поэзии



Сочинение доклад о творчесве и жизненном пути Н. А. Некрасова. Неизгладимый след в русской поэзии оставил Николай Алексеевич Некрасов (1821-1877). Его пламенные слова, переходя от поколения к поколению, зажигали юные умы и сердца.

Поэзия Некрасова, исполненная страстной любви к Родине, звала идти “в огонь за честь отчизны, за убежденье, за любовь”, утверждала веру в прекрасную, свободную жизнь. Рисуя скорбные картины крестьянского пореформенного быта (“Кому на Руси жить хорошо”, “Орина – мать солдатская”, “Мороз, Красный нос” и др.), горюя о тяжелой доле своего народа, Некрасов вместе с тем глубоко верил в его могучие силы. Он был убежден, что русский народ

Вынесет все – и широкую, ясную Грудью дорогу проложит себе. (“Железная дорога”.)

“Необъятно-безмерная любовь” (Чернышевский) поэта к родному народу, уверенность в светлом будущем Родины стали причиной особого внимания Некрасова к юному поколению. Называя Белинского своим учителем, Некрасов полностью разделял взгляды революционных демократов на воспитание детей, их отношение к детскому

чтению, к детской книге как могучему средству воспитания. В журнале “Современник” он систематически публиковал отзывы Белинского, Чернышевского, Добролюбова, Салтыкова-Щедрина о детских книгах и собственные критические заметки о них. Наряду с “Железной дорогой” и “Школьником”, адресованных юному читателю, Некрасов создает в 1860-1870-х годах и специальный цикл “Стихотворений, посвященных русским детям”.

Сюда вошли стихотворения “Дядюшка Яков”, “Пчелы”, “Генерал Топтыгин”, “Дедушка Мазай и зайцы”, “Соловьи”, “Накануне светлого праздника”. Они также стали произведениями, полюбившимися детям. В центре внимания поэта здесь уже не образы детей, а картины крестьянской жизни. Так, стихотворение “Дедушка Мазай и зайцы” Некрасов пишет на основе веселых охотничьих анекдотов своего друга дедушки Мазая:

Знает он много рассказов забавных Про деревенских охотников славных: Кузя сломал у ружьишки курок, Спичек таскает с собой коробок, Сядет за кустик – тетерю подманит, Спичку к затравке приложит и грянет!..

Но из веселых охотничьих небылиц деда Мазая, из его отношения к природе, миропонимания “вырисовывается” яркий и многогранный образ русского крестьянина. Это, пожалуй, самый сильный реалистический образ народного героя в дореволюционной поэзии для детей. Некрасов наделил его неистощимым жизнелюбием, высокой гуманностью, трудолюбием, влюбленностью в поэзию народного быта и родной природы, тонким эстетическим вкусом. Вспомним, хотя бы, с каким воодушевлением и как живописно рассказывает дед Мазай о своем “низменном крае”:

За день грибов насбираешь корзину, Ешь мимоходом бруснику, малину; Вечером пеночка нежно поет, Словно как в бочку пустую, удод Ухает; сыч разлетается к ночи, Рожки точены, рисованы очи.

Поэтические рассказы Мазая о своей деревне побуждают поэта сравнить ее даже с бессмертной по красоте Венецией: “словно Венеция” всплывает весной деревня, где живет Мазай, – говорится в стихотворении. Чувствуя себя истинным хозяином природы, Мазай сетует на людей, которые бездушно и жестоко относятся к ней. Активная, действенная любовь Мазая ко всему живому становится содержанием центрального звена сюжета стихотворения,-эпизода спасения зайцев. Сколько в этом эпизоде истинного драматизма!

Как неистощим Мазай в словах, выражающих его нежность к попавшей в беду “косой команде”, к этим “бедным зверькам”, “зверишкам”, “зайчатам”, “зайчикам”, “зайчишкам”, как именует их в разных случаях Мазай.

Рассчитывая (как и в других детских стихах) на восприятие ребенка, Некрасов вносит в этот эпизод и немало забавных, юмористических элементов. Мазай вывозит тонувших зайчишек в лодке на сухое место, взяв на буксир еще с десяток зайцев, плывущих на бревне.

Было потехи у баб, ребятишек, Как прокатил я деревней зайчишек, – с удовольствием вспоминает старик.

А расставшись со своей косой командой, он напутствует ее прибауткой, в которой эмоционально выражены и доброта Мазая и его охотничий азарт:

И во весь дух Пошли зайчишки, А я им: “У-х! Живей, зверишки! Смотри, косой, Теперь спасайся, А чур зимой Не попадайся!

Прицелюсь – бух! И ляжешь… ууу-х!”

Форма рассказа, обращенного к детям, использована Некрасовым и в других стихотворениях этого цикла: в “Соловьях”, “Пчелах”, “Накануне светлого праздника”. Первое из них – рассказ матери-крестьянки о вольной и безмятежной жизни соловьев в ближайшей роще. Однако концовка произведения внезапно переводит тему в иной план.

Возникает Реалистическая картина жизни русского крестьянства, и поэт подводит читателя-ребенка к широкому социальному обобщению.

А есть ли, мама, для людей Такие рощицы на свете? – спрашивает сын. И мать горестно отвечает: Нет, мест таких… без податей И без рекрутчины нет, дети, А если б были для людей Такие рощи и полянки, Все на руках своих детей Туда бы отнесли крестьянки.

В стихотворении “Накануне светлого праздника” поэт впервые в литературе для детей вводит образы рабочих, знакомит маленького читателя с разными профессиями. Пользуясь сравнениями, конкретными характерными деталями, он создает живые портреты представителей различных ремесел (кузнецов, пильщиков и пр.):

Смотрите – красильщик! Узнаешь сейчас: Нос выпачкан охрой И суриком глаз. Он кисти и краски Несет за плечом, И словно ландкарта, Передник на нем…

Идет кривоногий Гуляка-портной: В одном сюртучишке, Фуражка как блин, – Гармония, трубка, Утюг и аршин!..

Яркость изображения подчеркивается и ритмом стихотворения, который напоминает размеренную поступь рабочего человека, привыкшего и во время отдыха (“Домой поспешая с тяжелых работ, с утра мне встречался рабочий народ”) подчинять свои движения трудовому процессу. В стихотворении “Дядюшка Яков” перед нами еще один эпизод из жизни русской деревни. Дядюшка Яков – офеня, добывающий средства к существованию мелкой торговлей:

Ездит старик, продает понемногу, Рады ему, да и он-то того: Выпито вечно и сыт, слава богу.

Но дядюшка Яков не только торговец. Такие, как он, являются своеобразными проводниками культуры на селе. У дядюшки Якова немало “про баб товару всякого”: ситцы, “платочки пестры”, “шнурки, тесемки”, но есть и книжки: Мальчик-сударик, Купи букварик!

Отцы почтенны! Книжки неценны; По гривне штука – Деткам наука! Увидев Феклушу-сиротку со слезинками на глазах, сжалился, дал ей букварь старина: “Коли бедна ты, так будь ты умна!” В отличие от стихотворений, где Некрасов утверждает лучшие качества народного характера, “Генерал Топтыгин” – сатирическое произведение.

Используя народную сказку “Медведь на возу”, поэт колоритно изображает мирную картину русского быта своего времени. Сатирически остро, обнажая социальные корни забавного недоразумения, он завершает свой рассказ о признании медведя “генералом Топтыгиным” не только перепуганным смотрителем, но и народом всего села: “Генерал в санях ревет, как медведь в берлоге”.

Произведение, посвященное детям, забавляет, смешит их: сопоставление грозного генерала с рычащим медведем комично. Так, посредством забавного анекдота-сказки автор внушает детям представление о глубоких социально-политических явлениях. Любовь к русскому народу, к родной земле и природе сливались у Некрасова в одно чувство. Вечно милыми казались ему скудное поле, кудрявые березы, студеные зимы, жаркое лето.

Историко-литературное значение творчества Некрасова для детей исключительно велико. Он создал произведения подлинного поэтического и вместе с тем боевого искусства, выполнив этим заветы революционных демократов. Поэт доказал, что идейно-тематическое содержание произведений для детей безгранично. Некрасов ввел в поэзию для детей богатейший познавательный материал, социально-политическую тематику, подлинную народность, разнообразие форм и жанров, сочность, богатство родного языка.

Следуя Некрасову, многие поэты – современники его – начали создавать произведения для детей (Михайлов, Майков, Плещеев).

Традиция Некрасова является и одной из самых плодотворных традиций советской поэзии для детей. Творчески развивая и обновляя ее, создавали для детей высокоидейные и высокохудожественные произведения Маяковский, Маршак, Михалков, Барто и другие Поэты.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Любовь к Родине в русской поэзии