Любовь и творчество в лирических отступлениях “Евгения Онегина” А. С. Пушкина

Роман Пушкина “Евгений Онегин” – произведение во многом новаторское. Это касается и его жанра, и его композиции, и его языка. Одним из нововведений Пушкина в этом произведении стал образ автора.

Благодаря этому герою Пушкин смог рассуждать в романе о многих вещах, волнующих его. Так, он говорит с читателем о дружбе, молодости, обсуждает с ним своих знакомых и друзей, рассуждает о любви и творчестве.
Эти рассуждения “рассыпаны” по всему роману. В первой же главе автор вспоминает две пары женских ножек. Конечно, это символ прелестной

женщины, которую любил и до сих пор помнит Пушкин:
Грустный, охладелый,
Я все их помню, и во сне
Они тревожат сердце мне.
От этого “легкомысленного воспоминания” поэт переходит к более серьезным раздумьям. Он, легкими намеками, разворачивает перед нами целую любовную историю. В воспоминаниях автора рисуется образ его возлюбленной:
Взлелеяны в восточной неге,
На северном, печальном снеге
Вы не оставили следов:
Любили мягких вы ковров
Роскошное прикосновенье.
Автор был безумно влюблен в эту прекрасную женщину. Он мучился и страдал, всей душой стремился еще хотя бы раз
ее увидеть… Но здесь автор сам себя прерывает.

Довольно! Любовь женщин также обманчива, как и их ножки:
Они не стоят ни страстей,
Ни песен, ими вдохновенных:
Слова и взор волшебниц сих
Обманчивы… как ножки их.
Уже в первой главе романа Пушкин соединяет две темы – любовь и творчество. Любовь служит вдохновением для музы. Все жизненные впечатления и эмоции вскоре оживают под пером поэта. Но все не так у самого Пушкина.

Любовь не позволяет ему творить. Его “ум темен”, а мысли направлены совершенно в другое русло: “Но я, любя, был глуп и нем”. Только остыв и забыв прошедшую любовь, Пушкин вновь мог творить: “Свободен, вновь ищу союза Волшебных звуков, чувств и дум…”
Далее в романе чередуются рассуждения о любви и творчестве. Так, в 4 главе романа автор рассуждает о женской психологии. Он убежден, что “чем меньше женщину мы любим, Тем легче нравимся мы ей”. Эта мысль наталкивает поэта на рассуждение о “науке страсти нежной”.

Автор убежден, что времена разврата прошли. Они достойны только “старых обезьян Хваленых дедовских времян…”
Далее поэт начинает рассуждать о верности женщин. Он иронично замечает, что, конечно, любовь женщин вернее всего, но… “Любовью шутит сатана”, поэтому ничего нельзя гарантировать… Автор делает вывод: любить нужно только самого себя. Это самый надежный и верный объект для поклонения:
Любите самого себя,
Достопочтенный мой читатель!
Предмет достойный: ничего
Любезней, верно, нет его.
Тема творчества начинает развиваться в романе со второй главы. Пушкин рассуждает о том, что хотел бы после себя оставить след. Этот след – его творчество: “Чтоб обо мне, как верный друг, Напомнил хоть единый звук”.

Далее (3 глава) Пушкин рассуждает о своих творческих планах. Иронично он предполагает, что, может быть, когда-нибудь будет писать прозой. О чем же будут его произведения?

О преданьях русского семейства и нравах старины.
В конце романа (8 глава) автор вспоминает о своей юности, когда он только начинал писать. Пушкин вспоминает о начале своей творческой деятельности:
И свет ее с улыбкой встретил;
Успех нас первый окрылил;
Старик Державин нас заметил
И в гроб сходя, благословил.
После этого только муза была единственной верной спутницей поэта. Где бы он ни был, куда бы его не бросала судьба, – везде Муза вдохновляла и окрыляла автора.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Любовь и творчество в лирических отступлениях “Евгения Онегина” А. С. Пушкина