Люблю отчизну я, но странною любовью (М. Лермонтов, А. Блок)

В эпоху николаевской реакции важным вопросом, волновавшим умы русской интеллигенции, был вопрос о судьбе России, о русском национальном характере. Та же проблема оказывается главной в русской литературе начала XX века, в эпоху революций и потрясений, поэтому тема России становится преобладающей в произведениях ведущих художников обеих эпох, таких, например, как М. Лермонтов и А. Блок. Оба поэта, романтик Лермонтов и символист Блок, создают оригинальный, неповторимый образ своей родины, и каждый по-своему выражает свою любовь к ней. Основные

принципы изображения России двумя поэтами абсолютно разные: Лермонтов – романтик по мировоззрению, мировосприятию, по отношению к своей родине, но при раскрытии образа России Он зачастую тяготеет к реалистическому методу.

Лермонтов создает конкретно-исторический образ России, он тесно связан с темой “потерянного поколения”, важной для творчества поэта. Образ России и чувство к ней двояки, в одном стихотворении он говорит:

Люблю отчизну я, но странною любовью! Не победит ее рассудок мой, а в другом резко выкрикивает: “Прощай, немытая Россия!”

– с явной ненавистью. Лермонтов как бы разделяет

Россию на “прошлое” и “настоящее”, любит первое и ненавидит последнее. Блок – символист, поэт другой эпохи, что, несомненно, нашло отражение в его понимании и раскрытии образа России. Для Блока Россия неразрывно слилась с образом женщины, любимой жены: “О, Русь моя!

Жена моя!” Этот символ трансформировался из раннего блоковского образа Прекрасной Дамы, Вечной Женственности, несущей в себе божественное начало. В стихотворении “На поле Куликовом” символ Руси – “степная кобылица”, которая “несется вскачь”.

Оба поэта прибегают к реалистическому пейзажу, у Лермонтова он “печальный”, у Блока – “грустный”:

Ее степей холодное молчанье, Ее лесов безбрежных колыханье, Разливы рек ее, подобные морям… ..Дрожащие огни печальных деревень… Лермонтов, “Родина” Река раскинулась. Течет, грустит лениво И моет берега.

Над скудной глиной желтого обрыва В степи грустят стога. Блок, “На поле Куликовом”

Оба поэта для раскрытия образа России обращаются к исторической тематике. Лермонтов в стихотворении “Бородино” идеализирует историческое прошлое России, поколение людей, сражавшихся в войне 1812 года и проявивших себя как герои, противопоставляя его современному “потерянному” поколению:

Да, были люди в наше время, Могучее, лихое племя: Богатыри – не вы.

Блок также обращается к древней истории, к татарскому нашествию и Куликовской битве, но он проецирует древнюю битву на современность. В его стихотворении звучат мотивы неизбежности “долгого пути” и “вечного боя”, его Русь “несется вскачь”. Такая интерпретация обусловлена временем жизни поэта – эпохой стремительных изменений и потрясений в жизни России. Лермонтов в “Бородине” раскрывает самые ценные, на его взгляд, качества русского народного характера: способность на подвиг простого солдата, самопожертвование ради родной земли, удаль и смелость.

Блока привлекают в русском народном характере “разбойная краса” и “прекрасные черты”, двуликость, соединение верности заветам христианских догм и готовности к разудалому молодецкому выверту, к бунту. Его Россия никогда “не пропадет, не сгинет”, найдет выход (в этом заключается отношение Блока к революции). Она полна тайн, ведьм, колдунов.

Где ведуны с ворожеями Чаруют злаки на полях… “Русь” У Лермонтова изображаются более реальные атрибуты крестьянской жизни: Я вижу полное гумно, Избу, покрытую соломой, С резными ставнями окно… “Родина”

В произведениях обоих поэтов появляется народное творчество: песни и пляски. У Лермонтова это “пляска с топаньем и свистом под говор пьяных мужичков”, у Блока – вихрь, свистящий в голых прутьях.

Поет преданья старины… “Русь” Твои мне песни ветровые – Как слезы первые любви… “Россия”

Лермонтов, писавший при существовавшем крепостном праве, решает тему России еще и в социальном плане, называя ее “страной рабов, страной господ”.

Там рано жизнь тяжка бывает для людей. Там за утехами несется укоризна, Там стонет человек от рабства и цепей!.. “Жалобы турка”

Во времена же Блока Россия была совсем не такой, как во времена Лермонтова. Но Блок избегал описания косности, дикости, невежества, голода, нужды и пьянства, хотя он несколько раз называет Россию “нищей”:

Так – я узнал в моей дремоте Страны родимой нищету, И в лоскутах ее лохмотий Души скрываю наготу. “Русь”

Россия остается для Блока идеалом чистоты и святости, любовь к ней спасительна:

Живую душу укачала Русь, на своих просторах ты, И вот – она не запятнала Первоначальной чистоты… “Русь”

С образом России тесно связан мотив дороги, особенно ярко у Блока (“Россия”, “На поле Куликовом”), но также присутствует он и у Лермонтова: “Проселочным путем люблю скакать в телеге” (“Родина”). Образ дороги символизирует вечное движение России в огромном пространстве, движение, которое рано или поздно изменит ее жизнь. Россия Лермонтова, романтически идеализированная в своем историческом прошлом и презираемая в конкретный исторический момент, и Россия Блока, таинственная, шальная, любимая – два очень разных образа.

Различия в изображении России каждым из поэтов обусловлены временем жизни авторов, а также особенностями их личного мировосприятия.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Люблю отчизну я, но странною любовью (М. Лермонтов, А. Блок)