“Люблю” анализ поэмы Маяковского



Творчество поэта ХХ века Владимира Маяковского у читателя в большинстве случаев вызывает ассоциацию с революцией, Лениным и Октябрем. Однако никто не вправе отказать этому человеку в праве на лирические чувства. Его фанатичное желание перестроить мир, шагнуть “в коммунистическое далеко”, остаться в анналах истории все-таки не противоречило глубоким чувствам и переживаниям.

Маяковский, повинуясь, как он думал, чувству долга, стремился отказать теме любви в праве на существование: “Нынче не время для любовных ляс”. Но и освободиться

от любовного плена не мог да и не хотел: он лишь пытался внести в свое чувство другой смысл, может быть, диктуемый самой действительностью. Идеал высокой любви, который утверждал всем своим творчеством поэт, мог воплотиться в светлом будущем, а задача поэзии сводилась к тому, чтобы ускорить путь в грядущее, преодолев “будничную чушь”.

Таким образом, стихи с глубоко “личными мотивами” становились стихами о всеобщем счастье – ведь на меньший масштаб Маяковский и не рассчитывал. Но оказаться в другом времени не под силу никому. Однако все самое обычное, что есть в жизни, – не “чушь”,

а основание жизни, своеобразная “быта кобыла”, которая, несмотря на все понукания, движется не так уж и быстро, как того хотелось бы.

После знакомства с Лилей Брик в 1915 году Маяковский почти все свои произведения посвящал ей. Она стала его настоящей Музой. А он посвятил ей очень яркое произведение – Поэму “Люблю” , над которой работал с ноября 1921 года по февраль 1922 года.

Уже само название – “Люблю” – звучит жизнеутверждающе. В отличие от стихотворения “Лиличка!”, в поэме нет места мрачным настроениям, она полна любви и жизнелюбия.

В поэме одиннадцать глав, первые из которых, по традиции русской литературы, посвящены детству, отрочеству и юности самого поэта. В главе “Мальчишкой” уже возникает Образ героя, чье сердце способно полюбить весь мир:

Откуда в этом в аршине место – и мне, и реке, и стоверстым скалам?!

В главе “Юношей” герой признается, что, пока другие учились влюбляться, ему пришлось пройти “школу жизни” в тюрьме:

Меня вот любить Учили в Бутырках.

А там можно было влюбиться только “в глазок 103 камеры”. Поэтому герой испытывает, может быть, странное для юноши чувство – желание увидеть солнечного зайчика:

А я за стенного за желтого зайца отдал тогда бы – все на свете.

В главе “Взрослое” можно увидеть результат такого обучения: рассматривая взаимоотношения людей, особенно мужчины и женщины, он высмеивает тех, кто стремится произвести впечатление с помощью нарядов или благосостояния. А тех, кто привык покупать любовь за деньги, поэт не просто осуждает – он их ненавидит:

Я жирных С детства привык ненавидеть…

Стремясь понравиться дамам, они пытаются выглядеть умнее, чем есть на самом деле, а ничего не выходит – “мыслишки звякают лбенками медненькими”. Герой поэмы же учился любви, “говорил с одними домами”, а “водокачки были собеседниками”, это позволило ему научиться ценить истинную любовь. Поэтому герой ловил “столиц сердцебиение дикое”, в итоге научившись испытывать чувство любви только в таком масштабе:

Сплошное сердце – гудит повсеместно.

Наверное, в этом понимании и нужно искать первопричину его состояния – состояния, когда “комок сердечный разросся громадой”, что в дальнейшем и будет называться “громада любовь”.

Глава, посвященная встрече с любимой, называется очень просто и непредвзято – “Ты”. Итак, героиня пришла за проявлениями брутального, как принято сейчас называть, мужчины, а “разглядела просто мальчика”. Но не растерялась, а “взяла, отобрала сердце и просто пошла играть – как девочка мячиком”.

Заключительная часть поэмы написана в свойственной Маяковскому манере: от конкретного случая он идет к расширению в масштабах всего мира. Поэтому, как флоты стекаются к гавани, как поезда к вокзалу клонит, так и героя “манит и клонит” к героине, ведь он же любит по-настоящему:

Любовь в тебя – запрятал, хожу и радуюсь Крезом.

И до такой степени сильна эта любовь, что герой готов поведать о ней всему миру. Он не может находиться далеко от нее, тянется неуклонно,

Еле расстались, развиделись еле.

Пожалуй, самое любопытное в герое, что он прекрасно осознает: чувство любви может быть безответным, но сама мысль о том, что где-то существует человек, которому можно адресовать свое признание в любви, рождает в душе счастье и надежду на взаимность. Поэтому он дает своеобразную клятву: “Клянусь – люблю неизменно и верно!”. Возможно, слишком пафосно звучат такие слова, но ведь это “Вывод”, в котором поэт провозглашает: “Не смоют любовь ни ссоры, ни версты”.

Таким образом, поэма дает шанс всем влюбленным испытать не просто взаимное чувство, а чувство, которое выстрадано и проверено не только временем, но и расстоянием.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

“Люблю” анализ поэмы Маяковского