“Любить иных – тяжелый крест…” анализ стихотворения Пастернака

Удивительно, но две первые строки этого относящегося к лирике стихотворения Бориса Пастернака давно стали афоризмами. Причем, цитируются они в разных ситуациях и с разной эмоциональной окраской: “Любить иных – тяжелый крест” – с горечью и чувством обреченности, а иногда сарказмом; “А ты прекрасна без извилин” – с юмором или иронией. Поэтические строки, в которых есть откровенная Антитеза, зажили своей жизнью и перестали ассоциироваться у людей непосредственно со стихотворением Пастернака.

Что ж, исправить эту ситуацию

можно, поняв, о чем же все-таки писал автор и что лежало в основе его произведения.

Биография писателя показывает, что стихотворение “Любить иных – тяжелый крест” , датированное 1931 годом, имело своих адресатов и более чем конкретный жизненный Сюжет. В первой строке стихотворения выражена вся тяжесть жизни с первой женой поэта художницей Евгенией Лурье, некогда страстно им любимой, которая круглые сутки занималась творчеством и совершенно не касалась быта. В результате чего поэт был вынужден овладеть навыками домохозяйки и совершенно потерял интерес к перспективе потакать прихотям “богемной”

жены.

Вторую строку стихотворения следует воспринимать почти буквально. Она была посвящена новой музе поэта, в корне отличавшейся от своей предшественницы. На момент встречи с Брисом Пастернаком она была замужем за его другом пианистом Генрихом Нейгаузем, но, невольно разрывая условности, совершенно очаровала поэта своей непосредственностью и наивностью. Видимо, на контрасте с Евгенией, его женой, Зинаида Нейгауз значительно выигрывала своей приземленностью и отсутствием “извилин”.

Под этой Метафорой поэт подразумевает и простоту нрава его новой музы, и недостаток интеллекта (особый случай, когда это воспринимается как достоинство).

Интерес к Зинаиде, с которой после развода поэт вступил в брак, впоследствии себя оправдал, так как Пастернак в душевном и бытовом комфорте прожил со второй женой вместе еще много лет. “Странность, загадка”, – скажет кто-то. И будет прав. Даже для самого поэта “прелести” “секрет” его жены был “Разгадке жизни равносилен”.

То есть непостижим, а потому, наверно, и интересен.

Сердцу поэта милы и “шорох снов”, и “шелест новостей и истин”, из которых, благодаря жене, состоит его безмятежная семейная жизнь. Очевидно, Метафора “шелест новостей и истин” означает разговоры о простых и понятных, а потому настоящих вещах, которые поэт принимает всем сердцем. А “шорох снов” может означать как частое обсуждение сновидений, так и легкие и счастливые дни, похожие на сон. Это предположение подтверждается фразой: “Твой смысл, как воздух, бескорыстен”, – в которой есть характерное сравнение – “как воздух”.

Такой видит возлюбленную лирический герой стихотворения. Но Пастернак замечает и источники столько легкого нрава и отношения к жизни: “Ты из семьи таких основ”, – и это вызывает у него бесспорное одобрение. Удивительно, но интеллигентному и интеллектуальному человеку, в голове которого идет постоянный творческий процесс, приятно…

Легко проснуться и прозреть, Словесный сор из сердца вытрясть И жить, не засоряясь впредь,

Не засоряясь? … Что имеет в виду поэт? Пожалуй, не просто словесный сор, а сор долгих и мучительных выяснений отношений.

Им он противопоставляет семьи других “основ” и подытоживает: “Все это – не большая хитрость”.

Бесхитростное, но мелодичное стихотворение, состоящее из 3 строф, легко запоминается читателю благодаря использованному в нем Четырехстопному ямбу (двусложная стопа с ударением на втором слоге) и Перекрестной рифме.

Пастернак, обнаружив в своей новой возлюбленной заметную растерянность и непонимание его стихотворений, дал обещание, что специально для Зинаиды будет писать стихи более простым и понятным языком. Произведение “Любить иных – тяжелый крест” вполне может быть подтверждением того, что поэт стремился быть понятым женой и, скорее всего, добился своей цели.

Морозова Ирина


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

“Любить иных – тяжелый крест…” анализ стихотворения Пастернака