Луков Вл. А. Мериме. Новеллы 1829-1830 годовпринцип “мозаики”

Луков Вл. А.: Мериме. Исследование персональной модели литературного творчества § 2. Новеллы 1829-1830 годов: принцип “мозаики” “мозаики” “местного колорита” к реалистическому историзму.

В письме к И. С. Тургеневу от 3 декабря 1868 г. Мериме так разъяснил свой метод: “Для меня нет задачи интереснее, чем обстоятельнейший анализ исторического персонажа. Мне кажется, можно добиться воссоздания человека минувших эпох способом, аналогичным тому, каким воспользовался Кювье для восстановления мегатерия и многих вымерших животных.

Законы аналогии так же непререкаемы для внутреннего облика, как и для внешнего” (т.

6, с. 226). Последняя мысль очень существенна: Мериме особое внимание обращает на типизацию психологии. Если в ранних произведениях за счет “жанровой игры” (“мистификации) и объективного “свободного повествования” писатель стремился как бы изнутри раскрыть мир чужого сознания, чужой психологии (особенно это заметно в “Гузле” и “Жакерии), то теперь появляется фигура автора-француза, который хочет проникнуть в чуждую ему психологию извне, стараясь понять ее природу и не отвергая того, что противоречит традициям

французов. В “жанровой игре” теперь нет необходимости, и она постепенно исчезает из творчества Мериме (исключения: “Федериго”, где имитируется итальянская сказка; “Жемчужина Толедо”, написанная в подражание испанскому романсу; “Случайность” и “Карета святых даров” – пьесы, включенные во второе издание “Театра Клары Гасуль” и, естественно, выдержанные в принципах книги в целом; три баллады, дополнившие “Гузлу”, – то есть произведения, сохранившие установку на раскрытие психологии изнутри).

Почти все исключения связаны с завершением предыдущих работ. Основу же творчества 1829 “Рим, Неаполь, Флоренция”, 1817, – “Прогулки по Риму”, 1829). “Ванина Ванини” Стендаля, “Загородный бал”, “Побочная семья” Бальзака были творческой лабораторией, в которой опробовались принципы реалистического письма.

Экспериментирует с жанром и Мериме. Его новеллы 1829 “Revue de Paris”, “Revue fra”. В основе большинства новелл – исключительное по драматизму событие, заставляющее героев так или иначе действовать, приоткрыть свой внутренний мир. Анализ страстей позволяет Мериме перейти к синтезу и по методу Кювье на основании психологии одного или нескольких человек восстановить особенности сознания, психологии, жизни целых наций.

В 1833 г. Мериме объединил произведения 1829 “Мозаика”. Сравним порядок произведений, вошедших в первое издание книги, с датами их первой публикации: “Матео Фальконе” (май 1829 г.), “Видение Карла XI” (июль 1829 г.), “Взятие редута” (сентябрь-октябрь 1829 г.), Таманго” (октябрь 1829 г.), “Волшебное ружье” (октябрь 1829 г.), “Федериго” (ноябрь 1829 г.) “Баллады” (“Бан Хорватии”, “Умирающий гайдук”, “Жемчужина Толедо”, декабрь 1829 г.), “Партия в триктрак” (июнь 1830 г.), “Этрусская ваза” (январь 1830 г.), “Недовольные” (март 1830 г.), “Письма из Испании” (январь 1831 г. – 1-е, март 1831 г. – 2-е, август 1832 г. – 3-е). Таким образом, Мериме допустил лишь одно отступление от хронологии публикаций, поместив “Партию в триктрак” перед “Этрусской вазой” и “Недовольными”. Композиция хаотична: иллирийские баллады разрываются итальянской сказкой “Федериго”, “Жемчужина Толедо” присоединена к балладам и оторвана от “Писем из Испании”, так же как “Взятие редута” – от новелл, посвященных психологии французов (“Партия в триктрак”, “Этрусская ваза).

Лишней по тематике, жанру, тональности кажется пьеса-пословица “Недовольные”.

Уже в предыдущих книгах Мериме композиция не носила абсолютно закрытого характера, поэтому позже оказалось возможным расширить “Театр Клары Гасуль” и “Гузлу” (причем новые произведения помещались не на какое-то особое место, а просто в конце книг) и отделить “Жакерию” от “Семейства Карвахаля”. Композиция же “Мозаики” подчеркнуто не выстроена, книга пестра в жанровом отношении. Этим она отличается от книг-циклов, подобных “Декамерону” Боккаччо или “Назидательным новеллам” Сервантеса. Но зато возникает перекличка с бальзаковским замыслом “Человеческой комедии”, также предполагающим жанровое многообразие.

Впрочем, у Бальзака жанр определяется характером описываемого объекта, а композиция “Человеческой комедии” в целом выстраивается как грандиозное сооружение. В основе системы жанров, представленных в “Мозаике”, лежит другой принцип: он обозначен в самом названии книги. Мозаичность предполагает, что картина действительности складывается из мелких осколков, каждый из которых окрашен лишь в один цвет, передает какую-то одну характерную черту, жест, душевное движение, изображает отдельное событие и т. д. Мозаичность присуща и “Декамерону”, а также множест-ву циклов, восходящих к нему. Но тот мир, который должен возникнуть в результате сложения осколков, у Мериме совсем другой: в нем нет гармоничности и упорядоченности, а, напро-тив, все находится в движении, все непредугадываемо, в каждой новой точке пространства, в каждый момент времени мож-но встретить иную психологию, иные нравы, иную действи-тельность.

Если обратиться к жанровому аспекту, то нужно от-метить, что одним из основных средств выражения этой идеи выступают не отдельные жанры в творчестве Мериме, а их си-стема. Совершенно естественно, что система жанров и в этом случае определяется общей концепцией мира и человека, ху-дожественным методом. Одновременно можно отметить тенденцию, пока еще недостаточно выраженную, к жанровой однородности. Встречаю-щееся разделение новелл Мериме на “экзотические” (такие, как “Матео Фальконе”, “Видение Карла XI”, “Таманго) и “психологические” (“Партия в триктрак”, “Этрусская ваза) вполне справедливо, ибо во всех этих новеллах объектом писательского интереса выступает национальная психология, и психология француза – лишь частный случай общего подхо-да Мериме к действительности.

Нет принципиальной разницы и между реальными и фантастическими событиями в новеллах “Мозаики”. Так, фантастическое событие, изображенное в “Видении Карла XI”, есть использование приема материализации сознания. Этот же прием использован и в “Матео Фальконе”, и в “Этрусской вазе”: сознание, психология, характерные для определенного народа, той или иной группы людей, развернуты в виде материального изображения.

Материализация видения Карла XI – способ охарактеризовать свойственное шведским аристократам XVII “потусторонней” жизни и о поведении бесплотных духов. Аналогично будут построены и некоторые более поздние произведения Мериме – “Венера Илльская”, “Локис”, пародийные новеллы “Голубая комната”, “Джуман”. Движение от романтического “личного романа” через ряд экспериментальных жанровых форм к лаконичным новеллам, образующим цикл на основе “мозаичности” изображения жизни, свидетельствует о развитии жанровой системы раннего творчества Мериме под влиянием установок романтического движения и формирующегося критического реализма.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Луков Вл. А. Мериме. Новеллы 1829-1830 годовпринцип “мозаики”