Лорелея – единственный образ Гейне, ставший нарицательным
Неслучайно о Гейне, когда не называют его имя, говорят “автор Лорелеи” или “создатель Лорелеи”. Между тем, это определение не вполне верно.
Во-первых, стихотворение под номером два в цикле “Возвращение на родину” в “Книге песен” не имеет названия. Имя героини только упомянуто в последней строчке.
Во-вторых, строго говоря, образ Лорелеи и сюжет стихотворения Гейне заимствовал у Клеменса Брентано, который и является создателем первой версии образа Лорелеи.
В споре о Лорелее Генрих Гейне в 1824 году победил всех своих
У Гейне отсутствует епископ как действующее лицо, а вместе с ним исчезли и христианские молитвы греха и раскаяния. Напротив, образ Лорелеи обрел языческие черты. Ее волшебное, завораживающее пение вызывает ассоциацию с сиренами.
У Брентано Лорелея не пела. Трижды в трех
Гейне подходит к сюжету со стороны, на дистанции. Нарочитый прозаизм начала, где речь идет о самом авторе, контрастирует с подчеркнуто поэтической подачей самой сказки и завершается несколько сниженной концовкой.
Таким образом, балладный сюжет повернут вовнутрь, он перестает существовать сам по себе, вне авторского сознания, ему придан лирический характер: он присутствует в стихотворении Гейне исключительно как предмет авторского переживания. В балладе Брентано в соответствии с жанровыми признаками – время прошедшее. У Гейне происходящее сиюминутно и вечно.
История Лорелеи в “Книге песен” утрачивает новеллистические признаки, становясь лишь внешним аналогом внутренней душевной жизни поэта. Лорелея у Брентано – персонаж, у Гейне – греза, иллюзия, символ любви, красоты, искусства. Гейневскому образу присуща таинственность, что и создает возможность его различных интерпретаций, продолжения и развития.
Для романтика изначально невозможна счастливая страсть. Свойственный романтическому сознанию разлад с миром сюжетно оформляется, как правило, в сумеречные загадочные истории о любви, влекущей за собою смерть.
Related posts:
- Анализ стихотворения Гейне “Не знаю, что стало со мною” Стихотворение “Не знаю, что стало со мною…” входит в цикл “опять на родине” сборника стихотворений Генриха Гейне “Книга песен” . Впервые про красавицу, которая завораживает своим пением всех, кто плывет Рейном возле скалы Лорелей (с. Бахарас), читателям поведал в балладе немецкий поэт-романтик Клеменс Брентано. Он рассказал о чрезвычайно красивой девушке, которая через несчастную любовь сгубила […]...
- Лорелея центральний персонаж романтичної поезії Лорелея (нім. Lore Lay) – центральний персонаж романтичної поезії. Міфологічний прообраз: Л. – діва-чародійка, річкова фея, героїня німецьких народних легенд. Ім’я Л. походить від назви крутої кручі. Лурлей (Lurlei) на Рейні поблизу Бахараха. Ця назва, буквально означало “сланцева скеля”, пізніше було двічі переосмислено: спочатку як “сторожовий скеля”, а потім як “скеля підступності”. Лурлея згадується в […]...
- Образ Лорелеи у Гейне и образ Тамары у Лермонттова Характерно, что это ощущение не одного только Гейне, – так думали и чувствовали многие в романтическую эпоху. В собрании сочинений М. Ю. Лермонтова рядом с вольным переводом из Гейне “Они любили друг друга так долго и нежно” помещена одна из самых известных баллад Лермонтова – “Тамара”. Попробуем прочесть две баллады параллельно: Не знаю, что значит […]...
- Сочинение на тему фольклорные мотивы в поэзии Генриха Гейне Во многих стихотворениях есть характерная гейневская ироническая концовка; часто она подобна взрыву, низвергающему читателя из голубого тумана романтических грез в прозаическую реальность: Неужели не сказал ты Ей о страсти беззаветной? И в глазах ее неужто Не прочел любви ответной? Неужели не увидел Глубь души ее в глазах ты? Ведь ослом как будто не был Прежде, […]...
- Творчество Гейне: темы и мотивы поэзии < p>Генрих Гейне – поэт-романтик, “один из величайших лириков мира”. Основные мотивы его поэзии делятся на два направления. Первый – это нежная лирика любви поэта-романтика. Вторая – это гражданская лирика, воспевание идеалов равенства в обществе, борьбы за социальную справедливость, европейских революций. < p>Тема любви в творчестве Гейне пронизывает весь его сборник ранней поэзии – “Книга […]...
- Генрих Гейне (1797-1856) Генрих Гейне родился в городе Дюссельдорфе на Рейне. Рейнская область в Германии считалась экономически более развитой, чем другие. Здесь в 1805 году с приходом французских войск были отменены феодальные повинности и введено прогрессивное, буржуазное законодательство. Таким образом, Гейне с ранних лет видел перед собой не только феодальную отсталость страны, но и ростки новой, буржуазной Германии. […]...
- Анализ поэмы Генриха Гейне “Германия. Зимняя сказка” Генрих Гейне – известный немецкий поэт, чьи произведения знают и любят во многих странах мира. “Германия. Зимняя сказка” – одно из самых известных произведений Гейне, написанное в 1844 году. На написание поэмы поэта подтолкнула поездка в Германию, которую он покинул в далеком 1831 году из-за давления со стороны церкви и общества, а также по политическим […]...
- Сочинение на тему: “Лирика Гейне” Как всем нам хорошо известно, все писатели, творившие в рамках жанра романтизм, на первый план ставили свое отношение к миру, свое восприятие реальности. Этих людей не интересовало, что происходит вокруг, они полностью отвергали рационализм, который пытался найти в жизни какую-то логику и предшественник романтизма. С учетом всего этого нет ничего удивительного в том, что и […]...
- Ведущие темы и настроения “Книги песен” Г. Гейне Генрих Гейне – один из ярчайших представителей мирового романтизма. Его справедливо называют певцом любви и природы. Он трогательно воспел все лучшее из того, что присуще человеку: его способность искренне любить, любить землю и природу. “Книга песен” – первый сборник Г. Гейне, который принес ему славу романтического поэта. Она вышла из печати в 1827 году, в […]...
- Генріх Гейне (1797-1856) Генріх Гейне народився в місті Дюссельдорфі на Рейні. Рейнська область у Німеччині вважалась економічно більш розвиненою, ніж інші. Тут у 1805 р. з приходом французьких військ були відмінені феодальні повинності і введено прогресивніше, буржуазне законодавство. Таким чином, Гейне з ранніх років бачив перед собою не тільки феодальну відсталість країни, але й паростки нової, буржуазної Німеччини. […]...
- Биография Генрих Гейне (1797 – 1856) Генрих Гейне (HEINE) – гениальный немецкий поэт, один из лучших лириков мировой литературы. Родился в Дюссельдорфе в семье небогатого купца-еврея. Высшее образование он смог получить благодаря богатому родственнику Соломону Гейне. В силу своих радикальных убеждений он не смог определиться в Германии и был вынужден долгие годы прожить во Франции. В результате тяжелого […]...
- Тема сочинения лирика Генриха Гейне Тема конфликт лирического героя с реальностью в лирике Г. Гейне. Вся творческая деятельность большого немецкого поэта Генриха Гейне связана с его борьбой за светлое будущее Германии, за свободу и счастье немецкого народа. Творческое наследство Гейне, пронизанное гуманистическими идеалами свободы человеческой личности. Высокое мастерство поэта, блестящий полемический талант публициста сделали идеи Гейне понятными для людей, которые […]...
- Анализ сборника стихов Гейне “Книга песен” “Книга песен” состоит из разделов “Лирическое интермеццо”, “Северное море”, “Страдания юности”, “Опять на родине” и др. При всем их разнообразии, они органично продолжают друг друга и объединенные общим мотивом – исповедью лирического героя, раскрывающая формирование и развитие его личности. Он то романтически приподнят, то иронически насмешливый. Лирический герой “Страданий юности” страдает от несчастной любви, которая […]...
- Стихотворение К. Брентано об роковой красавице Лор-Лей Стихотворение К. Брентано – типичная немецкая романтическая баллада, похожая на те, что были записаны им вместе с И. фон Арнимом и составившие их совместный сборник “Волшебный рог мальчика”. История Лор-Лей рассказана обстоятельно и неспешно. В балладе Брентано двадцать пять строф, у Гейне их всего шесть. Центральным эпизодом баллады является встреча епископа с волшебницей. Брентано обыгрывает […]...
- Генрих Гейне: великий “расстрига романтизма” История романтизма в XIX в. не ограничивается первой третью столетия, она более длительна и неоднозначна. Романтизм заявляет о себе в немецкой литературе и в середине столетия, и после революции 1848 г., он развивается, обнаруживая гибкость и широту своих возможностей. Внутри романтизма зарождались реалистические тенденции, возникали переплетения романтических и реалистических начал. Все это хорошо видно в […]...
- Генрих Гейне: биография литературные произведения Долгий спор о годе рождения Генриха Гейне все еще не разрешим. Он сам, особенно в конце своей жизни, настойчиво и неоднократно заявлял, что родился 13 декабря 1799 года, но это утверждение вызывает законные сомнения. Вероятно, что он появился на свет двумя годами раньше. Он был старший сын в еврейской семье со скромным достатком. Его отец […]...
- Великий лирический поэт немецкого народа – Генрих Гейне Известность и слава сопутствовали Гейне еще при жизни. Родился Гейне 13 декабря 1797 года. В небольшом немецком городке Дюсельдорфе, который, как и Германию затронули события, связанные с войнами Наполеона в Европе. Родители Гейне, выходцы из третьего сословия, симпатизировали новому. Отец семейства Самсон Гейне был незадачливым коммерсантом, дела его шли из рук вон плохо, но он […]...
- “Книга пісень” – лірична сповідь Генріха Гейне Генріх Гейне стояв біля витоків романтизму, був його засновником разом з Байроном, Міцкевичем, Пушкіним, Шевченка. У кожного з цих поетів була своя книга, яка принесла світову славу. Для Гейне це була збірка віршів “Книга пісень”. До збірки увійшли вірші, створені протягом 1816-1827 років. Переважна їх більшість написано в дусі народних пісень, про що і свідчить […]...
- Поэтическое творчество Гейне Летом 1830 г. Гейне отдыхал на Балтийском море. Там его застала весть о революции во Франции. “Это были солнечные лучи, завернутые в газетную бумагу”, – вспоминал поэт. 10 августа он записал, радуясь, в своем дневнике: “Исчезло мое желание покоя. Ныне я снова знаю, что я хочу, что от меня нужно, что я должен делать… Я […]...
- Почему фамилия Хлестакова стала именем нарицательным по комедии Ревизор (Гоголь Н. В.) Хлестаковщина ассоциируется в первую очередь с зазнайством, безудержным хвастовством, легкомыслием и несерьезностью. Сама фамилия – Хлестаков, образована от глагола “хлестать”. Это означает “врать, пустословить”. Н. В. Гоголь выбрал эту фамилию для своего героя не просто так. Она олицетворяет сущность Ивана Хлестакова. Этому человеку нравилось беззастенчиво лгать, пустословить и хвастаться. Таким образом Иван хотел самоутвердиться и […]...
- Гений вдохновения единственный повелитель поэта (Цветаева) Особенно трудно складывается жизнь Цветаевой в 20-е годы: разлука с мужем, потеря работы, голод, смерть дочери. По воспоминанию современников, это было настоящее хождение по мукам. Но в противовес этому растут ее стихи. Никогда Цветаева не писала так вдохновенно, напряженно и разнообразно. С 1917 по 1920 год она успела создать больше трехсот стихотворений, большую поэму-сказку, шесть […]...
- Двадцать четыре бессмертных строки о Любви и Смерти Сочинение по произведению Г. Гейне “Лорелея”. Великий немецкий поэт-романтик Генрих Гейне воспел в свои произведениях свою прекрасную страну – Германию, ее красавиц-девушек, ее старинные легенды и исторические события. Он создавал романтические песни, простые и волшебные, которые были очень похожи с народными, так как питались именно из источников немецкого народного фольклора. Такой есть – всемирно известная […]...
- Характеристика героев по произведению Гейне “АТТА ТРОЛЛЬ” АТТА ТРОЛЛЬ Атта Тролль – медведь. Этот центральный образ поэмы воплощает в себе черты немецкого филистера, который демонстрирует свой чрезмерный интерес к проблемам современного общества и увлечение радикальными взглядами. Гейне продолжает традицию, начатую еще баснописцем Эзопом и другими известными и неизвестными авторами произведений, где героями являлись животные. К их числу относятся басни Ж. Лафонтена; появившийся […]...
- Сочинение-раздумье по творчеству Г. Гейне и А. Мицкевича на тему “Красотой упивается душа” Играет ли значительную роль природа в жизни человека? Является ли актуальной тема единства природы и человечества? Я считаю, что единство природы и человека нужно рассматривать как отношения всевластной, могущественной стихии и ее органической частицы, которая носит название человечество. На протяжении возрастов поэты воспевали природу, сравнивали ее со своим психологическим залогом, доказывали, что в природе все […]...
- Почему Плюшкин единственный из персонажей-помещиков имеет предысторию? (По поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души”) 1. Сложность образа Плюшкина. 2. Анализ его образа жизни. 3. Плюшкин – узнаваемый художественный тип. Бывает время, когда нельзя устремить общество или даже все поколение к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости Н. В. Гоголь Поэма Н. В. Гоголя “Мертвые души” явилась своеобразным поиском положительного героя, которого сложно найти среди галереи “мертвых” […]...
- Единственный в мире Мемориальный музей В. Набокова. Бабочки Набокова “Бабочки В. Набокова” “Мои наслаждения – самые интенсивные из доступных человеку: литературное творчество и ловля бабочек”, – писал В. Набоков в книге “Твердые мнения”. Свою первую бабочку он поймал в семилетнем возрасте. Такое необычное увлечение у него появилось не случайно: отец будущего писателя был заядлым коллекционером-любителем. Ловля бабочек для Набокова стала не просто наивным развлечением, […]...
- Согласны ли Вы с утверждением А. И. Солженицына: “Единственный заменитель не прожитого нами опыта – литература”? По словам А. И. Солженицына, в качестве единственного заменителя, не прожитого человеком опыта, является литература. Сильное высказывание с которым не согласиться просто невозможно. Человеческая раса – это часть природы, и с целью ее познания необходимо наблюдать, сопоставлять, сравнивать и набираться опыта. Подобные действия занимаются много времени. Не всегда при этом люди уверены в верности своего […]...
- Германия. Зимняя сказка – Генрих Гейне Действие поэмы происходит осенью-зимой 1843 г Лирический герой поэта покидает веселый Париж и любимую жену для того, чтобы совершить кратковременную поездку в родную Германию, по которой очень соскучился, и навестить старую больную мать, которую не видел уже тринадцать лет. Вступил он на родную землю хмурой ноябрьской порой и невольно прослезился. Он услышал родную немецкую речь. […]...
- Краткое содержание поэмы Гейне “Германия” Осень-зима 1843 г. Лирический герой поэта покидает веселый Париж и любимую жену для того, чтобы совершить кратковременную поездку в родную Германию, по которой очень соскучился, и навестить старую больную мать, которую не видел уже тринадцать лет. Вступил он на родную землю хмурой ноябрьской порой и невольно прослезился. Он услышал родную немецкую речь. Маленькая девочка с […]...
- Краткое содержание поэмы “Германия. Зимняя сказка” Гейне Г Действие происходит осенью – зимой 1843 г. Это, по сути, политическая поэма. Хотя она посвящена в основном поеданию омлетов с ветчиной, гусей, уток, трески, устриц, апельсинов и т. п. и питью рейнвейна, а также здоровому сну. Лирический герой поэта покидает веселый Париж и любимую жену для того, чтобы совершить кратковременную поездку в родную Германию, по […]...
- Образ автора Образ автора Автор – создатель художественного произведения. Его присутствие в литературном тексте заметно в разной степени. Он или прямо выражает ту или иную идею произведения, говорит с читателем от собственного имени, или прячет свое “я”, как бы самоустраняется из произведения. Такая двойная структура авторского образа всегда объясняется общим замыслом писателя и стилем его произведения. Иногда […]...
- В каких произведениях русских поэтов создан образ России и в чем их сходство и различие со стихотворением А. А. Блока “Россия”? Образ России создан в лирике многих русских поэтов. Так, С. А. Есенин в стихотворении “Гой ты, Русь, моя родная”, рисует возвышенный образ прекрасной, дорогой сердцу Родины, где лирический герой, “захожий богомолец”, чувствует себя словно в храме. Как и стих А. Блока, “Гой ты, Русь, моя родная” проникнуто чувством беспредельной любви к России. Однако если у […]...
- Образ женщины в лирике Лермонтова Совершенно иначе строится образ женщины и интерпретируется тема любви у Лермонтова. Его лирический герой – это одиночка, не понятый человечеством и в том числе женщинами, которые в большинстве случаев недостойны любви поэта. Может быть, с наибольшей силой это настроение выразилось в стихотворении “Я не унижусь пред тобою…” Разрыв с женщиной для Лермонтова – это не […]...
- “Книга песен” – выдающееся явление немецкого романтизма Цикл “Юношеские страдания” – наиболее романтический в “Книге песен”. Он, в свою очередь, состоит из циклов “Сновидение”, “Песни”, “Романсы”, “Сонеты”. Здесь доминирует тема несчастливой любви и любовных страданий. Своей скорбной непримиримостью автор стоит ближе к поэзии Байрона? чем к поэзии немецких романтиков, хотя с поэзией последних тоже много что сближает Гейне. Поэт живет в мире […]...
- Сочинение Образ Русской земли в Слове о полку Игореве – образ Руси В произведении древнерусской литературы “Слово о полку Игореве”, пожалуй, одно из центральных мест занимает образ земли. Именно на ней разворачиваются все чудовищные события, которые мы помним до сих пор. Каждая строчка пропитана необыкновенной любовью к своей земле, патриотизмом, желанием защитить и уберечь свою землю от любых нападений и потрясений. Какими же характеристиками обладает русская земля […]...
- Образ Владимира Ленского Единственный, с кем дружил Онегин, был Ленский, который получил образование и “набрался романтического духа” в Германии: Пушкин одним-двумя штрихами изображает портрет романтика “немецкого толка” как мы помним, именно Германия была родиной романтизма, а Геттингенский университет – сосредоточением деятельности поэтов, близких к “штюрмерству”, которые исповедовали культ природы, верность моральным идеалам. Как уже упоминалось, в Геттингене учился […]...
- Образ Калибана и образ Просперо в трагедии Шекспира Носителем высшего, сознающего свои силы и возможности человеческого разума представляется Просперо. Его пытались отождествить с подлинно жившими деятелями Возрождения – с Леонардо да Винчи и с самим Шекспиром. Это не исключено, но образ Просперо есть прежде всего гениальное обобщение тех черт людей Возрождения, о которых Стендаль говорил, как о титанах. В Просперо с наибольшей силой […]...
- Образ автора в лирических стихотворениях А. С. Пушкина …А я, забыв могильный сон, Взойду невидимо и сяду между вами, И сам заслушаюсь, и вашими слезами Упьюсь… А. С. Пушкин Со времени смерти Пушкина сменилось не одно поколение, а Пушкин всегда оставался живым. К его поэзии обращались в дни испытаний. Он вошел в духовную биографию каждого человека, его стихи помогали находить ответы на сложные […]...
- Сочинение о русских женщинах: анализ поэмы Н – А – Некрасова Русские женщины, образ русской женщины в творчестве Некрасова, женский образ княгини Трубецкой – Подготовка к ЕГЭ: Сочинение о русских женщинах: анализ поэмы Н. А. Некрасова “Русские женщины”, образ русской женщины в творчестве Некрасова, женский образ княгини Трубецкой. Поэма Некрасова “Русские женщины” была задумана автором для того, чтобы показать дух русского человека, особенно женщины. По основному содержанию произведение можно было назвать “Жены декабристов”, но Некрасов хотел показать больший масштаб […]...
- В каких лирических произведениях создан образ близкого поэту человека и чем они похожи на стих Пушкина Няне Подумайте, в каких лирических произведениях создан образ близкого поэту человека и чем они созвучны стихотворению Пушкина? Стихотворение А.С. Пушкина “Няне” мы можем сопоставить со стихотворением С.А. Есенина “Письмо матери”. Оно было написано поэтом в 1924 году. Жанр этого стихотворения – письмо, послание, как и у А.С. Пушкина. Лирический герой этого произведения близок пушкинскому герою некоторыми […]...