Лор в пятом классе

Тема. Повторение и обобщение знаний, умений и навыков по теме “Фольклор”.

Цель. Повторение и обобщение знаний, умений и навыков по теме. Углубление знаний терминологии литературоведческого характера.

Систематизация знаний, умений и навыков по теории литературы в игровых формах. Воспитание любви к народной культуре во взаимосвязях древности и современности России и других стран. Развитие художественной речи, поэтического слуха, фантазии, воображения, эмоционально-гуманного отношения к окружающему миру.

ПЛАН

1. Проверка

домашнего задания.

А) ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ. Прочитать и объяснить пословицу – работа с календариками “Ладушки-потешки” Л. Асанова.

Дети выбирают следующие пословицы:

– У февраля два друга – метель да вьюга.
– Ласточка весну начинает, а соловей кончает.
– Зимой солнце – что мачеха: светит, да не греет.
– Съел бы грибок, да снег глубок.

Б) ВТОРОЙ УРОВЕНЬ. Прочитать собранные произведения малых жанров фольклора (загадки, частушки, скороговорки и так далее).
в) ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ. Прочитать подготовленные олицетворения, сложить их в конверт.

Дети читают подготовленные олицетворения:

Рваный учебник убежал от грязнули.
– Учебник скучал, пока его не взяли.
– Ручка обиделась на хозяйку.
– Исписанная парта размышляла.
– Старый шкаф охал.

2. Подготовка к восприятию основных вопросов темы.

А) Что такое жанр?

Жанр – это род произведений с одинаковыми признаками.

Б) Задание: угадать жанр произведения.

Звучит магнитофонная запись.

Как молодой Добрынюшка Никитинец,
Он ходил-гулял по чисту полю,
Приезжал Добрынюшка к сыру дубу.
Как сидит-то ведь тут на сыром дубу,
Сидит-то еще сидит черный вран.
Как тут этот Добрынюшка Никитинец,
Натягивал скоро свой он тугой лук,
А клал стрелочку каленую,
А хочет он стрелить тут черна ворона,
Ворон тут ему спроязычился
А тем-этим языком человеческим…

Дети определяют жанр: былина.

Демонстрируются иллюстрации художника Лукьянца.

3. Основные вопросы темы: традиции фольклора, их жизнь в литературе.

Какие сказки нами больше всего любимы?

Дети отвечают, что волшебные.

Задание: назвать отличительные черты волшебной сказки.

Учитель демонстрирует иллюстративный материал – подсказки в картинках.

Дети называют:

– Четкое деление героев на положительных и отрицательных.
– Композиция, всегда состоящая из зачина, завязки и развязки действия, кульминации, развития действия, концовки.
– Чудеса.
– Волшебные предметы: сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, шапка-невидимка, ковер-самолет, волшебная палочка, клубочек, кольцо и так далее.
– Магические числа: 3, 7, 9, 12.
– Волшебные животные, которые всегда помогают положительным героям.
– Постоянные характеры героев:

А) всегда смекалистый Иван-дурак побеждает своих врагов и оказывается умнее своих братьев, становится богатым и женится на царевне;

Б) всегда прекрасная Василиса или Марья, которая часто бывает дочерью Кощея или глупого и жадного царя, представляет собою идеал девушки: нежная, ласковая, вышивает, танцует, все ее любят;

В) Кощей во всех сказках злой, жадный, богатый, бессмертный, не имеет друзей, всех старается обмануть и победить обманом;

Г) Баба-Яга – хитрая, ест людей, живет в избушке на курьих ножках, у нее нет друзей, она помогает тем, кому выгодно, поэтому иногда подсказывает и Ивану, часто открывает тайны Кощея;

Д) традиционны в сказках зачины и концовки: В тридевятом царстве… Жили-были… И я там был, брагу пил, по усам текло, а в рот не попало… и так далее;

Е) традиционны постоянные эпитеты: Лазоревы цветочки, Красна девица, Добрый молодец; традиционны гиперболы: От посвиста соловьего темны лесушки к земле приклонилися…

Задание: записать название элементов композиции сказки (ученик у доски).

Назовите поэта, чье имя до самой глубины связано с фольклором.

Демонстрируются слайды.

А. С. ПУШКИН. Гравюра выполнена по заказу Антона Дельвига.

Слово учителя. А. С. Пушкин в своем творчестве использовал не только русский фольклор, но и традиции зарубежного фольклора, в частности, античного. В творчестве Пушкина мы находим традиции и античных поэтов – Гомера, Данте, Петрарки.

ГОМЕР. Древнегреческий певец, автор произведений “Илиада” и “Одиссея”. С именем Гомера связаны стихи А. С. Пушкина “Гнедичу” и “На перевод Илиады”.

ДАНТЕ АЛИГЬЕРИ.

Гравюра Марлиони. Данте – итальянский поэт, автор “Божественной комедии”. Пушкин посвятил ему стихи “Зори бьют”, “Сонет”.

ОВИДИЙ НАЗОН. Римский поэт. Автор лирических и философских элегий и поэм (“Любовные элегии”, “Метаморфозы” и другие). Был сослан императором Августом на побережье Черного моря.

Овидий упоминается Пушкиным во многих юношеских стихотворениях (“К Батюшкову”, “Сон”). В уста старика цыгана (поэма “Цыганы”) Пушкин вложил легенду о сосланном Овидии.

4. Повторение и обобщение.

А) Мы видели образцы мировой художественной культуры, созданные пером, кистью, резцом. Невероятно высоки и недосягаемы они для нас. Однако в школе мы изучаем некоторые художественные приемы и учимся ими овладевать.

Задание. Наугад достать из конверта, заполненного в начале урока, одно олицетворение, прочитать его и устно развить до сказочного сюжета.

Ответы детей.

– Старый шкаф охал, вспоминая свою молодость…

В комнате стоял старый шкаф. Как-то раз в доме появилась новая тумбочка. Тумбочка все время дразнила шкаф, потому что он был старый. Старый шкаф охал, вспоминая свою молодость: тогда в него клали все, а теперь ничего.

Но через некоторое время из тумбочки вынули все и положили в шкаф. Он был счастлив, а в тумбочке стояли только несколько книг, и на ней – настольная лампа.

Белов П., 5 “А”

– О чем размышляла исписанная парта?

Злой мальчик все время на уроке математики рисовал на парте. Парта стала думать, как проучить мальчишку. Она думала-думала и придумала.

Начался урок математики. Мальчик сел за парту и начал рисовать. Вдруг ему послышался голос чей-то: “Зачем ты на мне рисуешь?” Тут мальчик понял, что это сказала парта.

И он перестал рисовать…

Таубен К., 5 “А”

Б) Олицетворение, сравнение, эпитет – это изобразительные средства языка, или тропы поэтической речи. Давайте еще раз вспомним их – чтение 1-го и 3-го абзацев на с. 83 учебника, статья “Тропы поэтической речи”.

В) Какие тропы не назвали?

Открывается запись под экраном:

– антитеза,
– инверсия,
– литота,
– градация.

Задание. Выборочно объяснить значение некоторых терминов.

Г) Какие знаете стили речи, и какому из них присуще использование художественно-изобразительных средств языка?

По мере ответов детей на стенде открывается таблица “Стили речи”.

Художественному стилю в большей степени присущи изобразительные средства языка.

Какие виды искусства знаете? Какой объединяет все другие?

Музыка, живопись, танец, балет, литература, скульптура, архитектура, опера, вокал, прикладные искусства и так далее. Все они присутствуют в искусстве театра.

Какая эпоха породила театр? Что ставили и смотрели?

Театр возник в античности, ставили только религиозные произведения, играли только мужчины в грустных и веселых масках.

Что было характерно для русского народного театра?

Он был кукольным, каждый актер играл несколько ролей, один из героев – Петрушка, высмеивались недостатки, смеялись над богатыми и так далее.

Мизансценирование. Использование народной пьесы “Озорник Петрушка”.

Действующие лица:
Петрушка
Капрал
Султан
Доктор
Старуха
Чертенок

Вопрос: какие характеры создали ребята?

5. Закрепление.

А) Вопрос: все ли мы любим искусство? Оказывается, не всегда.
б) Чтение по ролям – с. 85, Вильгельм Гауф, “В защиту сказки” (со второго абзаца до слов: “Верьте мне, я не заблуждаюсь, – возразила сказка. – Все меня разлюбили”.

Действующие лица:
Автор
Сказка
Фантазия

6. Домашнее задание. Что было дальше, вы узнаете, прочитав до конца сказку.

7. Итог урока. Как же защищает себя сказка и другие жанры фольклора?

Сказки интересны сюжетом, композицией, их чудесные образы создаются с помощью художественных приемов, то есть сказка защищает себя теми изобразительными средствами, о которых мы сегодня говорили.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Лор в пятом классе