Литературный турнир по произведениям Н. В. Гоголя

I. Вступительное слово учителя

Мы собрались сегодня с вами, господа, чтобы провести литературный турнир в честь славной даты – 200-летия со дня рождения Николая Васильевича Гоголя! И в начале праздника необходимо предоставить слово самому виновнику торжества: “Еще с самых времен прошлых, с самых лет почти непонимания, я пламенел неугасимою ревностью сделать жизнь свою нужной для блага государства… Тревожные мысли, что я не буду мочь, что мне преградят дорогу, бросали меня в глубокое уныние… может быть, мне доведется погибнуть…

не означив своего имени ни одним прекрасным делом…”

Если бы Н. В. Гоголь в самые трудные минуты своей жизни мог представить себе, что через два столетия после своей смерти придет к нам на праздник и найдет здесь любовь и взаимопонимание, он, наверное, воскликнул бы, как когда-то в юности: “Великая, торжественная минута! У ног моих шумит мое прошедшее: передо мной сквозь туман светлеет неразгаданное будущее. Какое же ты, мое будущее… О, будь блистательно, будь деятельно!”

Репродукция с картины В. Е. Маяковского “Пастушки”. 1903 г.

И мы с вами постараемся сегодня быть если уж не блистательными,

чтобы соответствовать гоголевскому таланту, то хотя бы деятельными, чтобы своими ответами и выступлениями показать, как мы читали произведения писателя.

II. Представление команд

Настало время познакомиться с командами. Капитаны представляют свои команды и объясняют выбор названия: “Живые души” – “Миргородцы”.

III. Театральный конкурс

Учитель напоминает учащимся о той роли, которую сыграл театр в жизни писателя, и о вкладе Н. В. Гоголя в русскую драматургию. В подготовке любой театральной постановки принимают участие не только актеры и режиссер, но и художники, декораторы, бутафоры.

А. Группа художников из каждой команды представляет свою афишу и программку.

Б. Две команды показывают инсценировку фрагментов “Сорочинской ярмарки” и 1-го явления I действия “Ревизора”.

Жюри оценивает труд выступавших: афиша – 5 баллов, программка – 3 балла, игра актеров – 10 баллов.

IV. Конкурс “Историко-литературная разминка”

Кто раньше родился: А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов или Н. В. Гоголь? Напишите даты рождения этих писателей.
Кто из писателей дольше прожил: Пушкин, Лермонтов или Гоголь? Укажите даты смерти этих писателей. Где они похоронены?
В каких учебных заведениях получали образование Пушкин, Лермонтов, Гоголь?
Когда происходят события в повести Гоголя ” Тарас Бульба“? Где находилась Запорожская Сечь?
Какое отношение к гоголевскому “Ревизору” имел Пушкин?
В каком году была осуществлена первая постановка “Ревизора”? Где состоялась премьера?
Был ли М. Ю. Лермонтов к тому времени известным в России поэтом?
Кто так отозвался о “Ревизоре”: “Ну и пьеска! Всем досталось, а мне более всех!”?

V. Музыкальный конкурс

Звучат два музыкальных фрагмента, нужно отгадать, с именами каких гоголевских героев они связаны.

Русская народная песня “Не шей ты мне, матушка…” в исполнении учащихся (эту мелодию насвистывает Иван Александрович Хлестаков, сидя в своем гостиничном номере, перед приходом городничего).
Фонограмма арии Фигаро из оперы Россини “Севильский цирюльник” (этот музыкальный фрагмент тоже связан с именем Хлестакова: он выдает себя за автора “Женитьбы Фигаро”).

VI. Конкурс “Кто здесь живет?” (Внимание! Здесь встретятся и пушкинские персонажи.)

“Комнаты домика… были маленькие, низенькие… В каждой комнате была огромная печь, занимавшая почти третью часть ее. Комнаты эти были ужасно теплы…

Пол почти во всех комнатах был глиняный, но так чисто вымазанный и содержащийся с такою опрятностию, с какою, верно, не содержится ни один паркет в богатом доме… Но самое замечательное в доме – были поющие двери… Как только наступало Утро, пение дверей раздавалось по всему дому”. (Уютные комнаты старосветских помещиков Афанасия Ивановича и Пульхерии Ивановны Товстогубов.)
“Я вошел в избу, или во дворец, как называли ее мужики. Она освещена была двумя сальными свечами, а стены оклеены были золотою бумагою; впрочем, лавки, стол, рукомойник на веревочке, полотенце на гвозде, ухват в углу и широкий шесток, уставленный горшками, – все было как в обыкновенной избе”. (“Дворец” Пугачева в “Капитанской дочке” Пушкина.)
“Все было чисто вымазано цветной глиною. На стенах – сабли, нагайки, сетки для птиц, невода и ружья, хитро обделанный рог для пороху, золотая уздечка на коня и путы с серебряными бляхами. Окна в светлице были маленькие, с круглыми тусклыми стеклами, какие встречаются ныне только в старинных церквах… На полках по углам стояли кувшины, бутыли, фляжки зеленого и синего стекла, резные серебряные кубки, позолоченные чарки всякой работы…” (Светлица в доме Тараса Бульбы.)
“…Вошел в чистенькую комнатку, убранную по-старинному. В углу стоял шкаф с посудой, на стене висел диплом офицерский за стеклом и в рамке, около него красовались лубочные картинки, представлявшие взятие Кистрина и Очакова, также выбор невесты и погребение кота”. (Комната в доме капитана Ивана Кузмича Миронова из “Капитанской дочки”. Жили в доме еще и Василиса Егоровна, и Марья Ивановна, и крепостная девка Палашка.)

VII. Конкурс капитанов

Капитаны каждой команды зачитывают свои сочинения-эссе на тему “Мой Гоголь”.

VIII. Конкурс “Литературные портреты”

Нужно отгадать литературного героя по его описанию. (Внимание! В этой портретной галерее есть пушкинские персонажи.)

“(Они) не совсем были сходны между собою… (Один) худощав и высокого роста. (Другой) немного ниже, но зато распространяется в толщину. Голова у (одного) похожа на редьку хвостом вниз; голова (другого) на редьку хвостом вверх… (Один) несколько боязливого характера. У (другого), напротив того, шаровары в таких широких складках, что если бы раздуть их, то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строениями”. (Иван Иванович и Иван Никифорович, “Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем”.)
“Наружность его показалась мне замечательна. Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь, живые большие глаза так и бегали.

Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса его были острижены в кружок”. (Емельян Пугачев, ” Капитанская дочка“.)
“…Молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький; несколько глуповат и, как говорят, без царя в голове, – один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими”. (Иван Александрович Хлестаков, ” Ревизор“.)
“…Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо ее, полное, румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую…”. (Екатерина II, “Капитанская дочка”.)
“…Человек, прочитавший пять или шесть книг, и потому несколько вольнодумен… Говорит баском, с продолговатой растяжкой, хрипом и сапом, как старинные часы, которые прежде шипят, а потом уже бьют”. (Судья Ляпкин-Тяпкин, “Ревизор”.)
“Это были два дюжие молодца, еще смотревшие исподлобья, как недавно выпущенные семинаристы. Крепкие, здоровые лица их были покрыты первым пухом волос, которого еще не касалась бритва. Они были очень смущены… и стояли неподвижно, потупив глаза в землю”. (Сыновья Тараса Бульбы Остап и Андрий, “Тарас Бульба”.)

IX. Конкурс “Мир литературных вещей”

Из каких произведений эти предметы? С именами каких героев они связаны? (Внимание! Здесь встретятся и пушкинские персонажи.)

Арбуз. (Из комедии “Ревизор”. По мнению Хлестакова, арбуз – непременный атрибут петербургского бала.)
Маленькие лапти. (Повесть “Барышня-крестьянка”. Были сделаны Трофимом-пастухом для своей барышни Елизаветы Григорьевны Муромской.)
Дама трефовая. (Связана с именем Анны Андреевны Сквозник-Дмухановской, жены городничего – III д., 3-е явл.)
Дыня. (“Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем”.)
Географическая карта. (Связана с именем Петра Андреевича Гринева. Она была выписана для него из Москвы и употреблена не по назначению: Петруша сделал из нее змея, “приладив мочальный хвост к Мысу Доброй Надежды”.)
Трубка. (Люлька Тараса Бульбы.)

X. Подведение итогов турнира

Награждение победителей и лучших актеров.

Татьяна Валентиновна Николенко,
Учитель русского языка и литературы школы № 155, г. Самара

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Литературный турнир по произведениям Н. В. Гоголя