Литературный мир 20-30-х годов в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Роман «Мастер и Маргарита» — вершинное произведение М. А. Булгакова, над которым он работал с 1928 года до конца жизни. Автор читал его фрагментами друзьям, но понимал, что опубликовать роман в условиях современной ему эпохи нереально. Лишь в 1966-1967 годах вдове писателя удалось убедить редакцию журнала «Москва» в необходимости публикации.
Одной из причин нежелания властей публиковать роман Булгакова «Мастер и Маргарита» было нетрадиционное изображение литературного мира, людей культуры в советское время.
Одним из первых на страницах булгаковского романа появляется М. Берлиоз. По мнению Булгакова, этот персонаж играет особенно важную роль в мире зла. Подробно перечисляются его чины и звания: «председатель правления одной из крупнейших московских литературных ассоциаций, сокращенно именуемой МАССОЛИТ, и редактор толстого литературного журнала».
После разговора с Воландом с Берлиозом произошел несчастный случай, и он ушел из жизни, но не покинул страниц романа, потому что Берлиоз не просто одна из «мертвых душ», он идеолог, вождь этих «душ». Булгаков не отрицает того, что Берлиоз грамотный, умный человек, но не приемлет кандидатуры Берлиоза как «инженера человеческих душ», привыкшего сидеть не за письменным столом, а за ресторанным столиком.
Символом мира писателей — лакировщиков действительности — явился МАССОЛИТ и «Грибоедов». МАССОЛИТ — это название выдуманной Булгаковым Московской ассоциации литераторов, напоминающее другую аббревиатуру — РАПП. Это литературная группировка, которая стала символом карательных функций по отношению к свободомыслящим художникам и синонимом такой организации литературного процесса, которая не оставляет места для какой-либо «самодеятельности»
Дом, в котором разместился МАССОЛИТ, называется «Домом Грибоедова», потому что им якобы владела тетка писателя Александра Сергеевича Грибоедова, и в этом доме он читал ей отрывки из комедии «Горе от ума». Главная достопримечательность «Грибоедова» — ресторан, которому дается нарочито восторженная характеристика. «Грибоедов» в романе — символ не пишущей, а жующей братии, символ превращения литературы в источник удовлетворения неумеренных аппетитов. В МАССОЛИТе озабочены получением путевок, квартир, постоянными интригами, злобными разоблачениями, «перелыгянскими» дачами, всем, кроме искусства.
Но М. А. Булгаков, показывая мир писателей 20-30-х годов, не говорит о том, что в эти годы не было настоящих мастеров, истинных писателей, преданных своей родине и народу. В эти годы, как и во многие другие, были люди, не занимавшиеся получением квартир, а отдававшие всю свою жизнь творчеству. К этим людям Булгаков причисляет Мастера.
Среда писателей МАССОЛИТа отталкивает Мастера. Но она не просто отвратительна ему — именно эта писательская организация коренным образом изменила его судьбу. В диалоге пациентов психиатрической клиники звучат слова: «Вы писатель?» Гость потемнел лицом и погрозил Ивану кулаком, потом сказал: «Я — Мастер…». «Мастер», потому что слово «писатель» на страницах романа скомпрометировано обладателями членских билетов МАССОЛИТа.
Этот художественный мир в романе предается суду окончательному и бесповоротному. Наказанию подвергаются Берлиоз, Латунский, Варенуха, барон Майгель — все они так или иначе связаны с культурной сферой.
Таким образом, М. А. Булгаков в своем романе «Мастер и Маргарита» показал разнородный литературный мир. С одной стороны, это писатели, обладатели членских карточек МАССОЛИТа, с другой — истинные мастера, подлинные творческие работники. Не случайно автор романа изобразил мир «писателей», используя гротеск и сатиру.
Теперь понятно, почему власть, цензура запрещали булгаковскому роману выйти в свет, они увидели в нем правду, ужасающую правду, узнали в нем себя.
- Тест к роману «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова 1. Традиции каких писателей наследует М. Булгаков в романе «Мастер и Маргарита»? А. Гоголь Б. Достоевский В. Гофман Г. Толстой Д. Гете 2. Откуда взят эпиграф к роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»? А. «Капитанская дочка» А. С. Пушкина Б. Евангелие В. «Фауст» Гете 3. Кто входит в свиту Воланда? А. Афраний Б. Азазелло В. […]...
- Обыватели тридцатых годов в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Мастер и Маргарита Булгаков М. А Обыватели тридцатых годов в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» В 1921 году в стихотворении «О дряни» В. В. Маяковский писал о современной ему действительности: Утихомирились бури революционных лон. Подернулась тиной советская мешанина. И вылезло Из-за спины РСФСР Мурло Мещанина. В начале двадцатых годов на сцене театра жизни вновь появился знакомый персонаж — обыватель. […]...
- Быт и нравы Москвы 30-х годов в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Роман «Мастер и Маргарита» стал итоговым в жизни и творчестве М. А. Булгакова. Несмотря на всю мистичность, это произведение можно назвать своеобразным историческим документом. В «Мастере и Маргарите» автор во всей полноте раскрыл нам образ жизни, мировосприятие, быт и нравы современных ему москвичей. Знакомство с Москвой 30-х годов начинается с самых первых строк романа. В […]...
- Обыватели тридцатых годов в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» В 1921 году в стихотворении «О дряни» В. В. Маяковский писал о современной ему действительности: Утихомирились бури революционных бои. Подернулась тиной советская мешанина. И вылезло Из-за спины РСФСР Мурло Мещанина. В начале двадцатых годов на сцене театра жизни вновь появился знакомый персонаж — обыватель. В XIX веке о нем писали Н. В. Гоголь и Ф. […]...
- МОСКВА 30-х ГОДОВ В РОМАНЕ М. А. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА» КЛАССИКА М. А. БУЛГАКОВ МОСКВА 30-х ГОДОВ В РОМАНЕ М. А. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА» Все лучшее, написанное великим русским писателем Михаилом Афанасьевичем Булгаковым, — непримиримое отрицание поверженной и исковерканной действительности, той, что вошла в его произведения. Роман «Мастер и Маргарита» являет собой удивительное сочетание реальности и фантастики. Однако сатира писателя беспощадно реалистична, конкретна, исторически […]...
- Трагедия писателя в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» Принято считать, что культовое произведение Булгакова «Мастер и Маргарита» — это его лучший роман, подводящий итог под творчеством писателя. Одна из основных проблем, поднятых автором в романе — это трагедия писателя в советские времена. Булгаков считал, что для творческого человека не мыслимо хуже наказания, чем запрет писать о том, что хочется, честно выражать собственные мысли. […]...
- Почему «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова — это «роман в романе»? по роману Мастер и Маргарита (Булгаков Михайл) В «Мастере и Маргарите» М. А. Булгаков параллельно показывает Москву 30-х годов минувшего столетия и древний Ершалаим, в котором без труда угадывается Иерусалим. В центре Иудеи развиваются трагические события, связанные с Иешуа Га-Ноцри, в образе которого воплощен библейский Иисус. Главы романа условно разделены на «московские» и «новозаветные». Читатель время от времени переносится из недавнего прошлого […]...
- Писательская трагедия Мастера в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» Над романом «Мастер и Маргарита» М. Булгаков работал в течение двенадцати лет. Этот роман является вершиной его творчества. Произведение долгое время находилось в рукописях и при жизни автора не было опубликовано. В романе прослеживаются три главные линии: Москва в 20-30-е годы, религиозная тема и любовь Мастера и Маргариты. Булгаков очень точно показывает Москву в те […]...
- Москва 30-х годов в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» Все лучшее, написанное великим русским писателем Михаилом Афанасьевичем Булгаковым, — непримиримое отрицание поверженной и исковерканной действительности, той, что вошла в его произведения. Роман «Мастер и Маргарита» являет собой удивительное сочетание реальности и фантастики. Однако сатира писателя беспощадно реалистична, конкретна, исторически и психологически достоверна; время, город и люди слиты здесь в картину живописную и убедительную, недаром […]...
- В каком герое романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» воплощена идея всепрощения? В каком герое романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» воплощена идея всепрощения? Традиции каких писателей наследует М. Булгаков в романе «Мастер и Маргарита»? а. Гоголь б. Достоевский в. Гофман г. Толстой д. Гете Откуда взят эпиграф к роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»? а. «Капитанская дочка» А. С. Пушкина б. Евангелие в. «Фауст» Гете Кто […]...
- Сатирические мотивы в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» «Мастер и Маргарита» — сложное и многоплановое произведение. Прежде чем начать рассуждения по теме, хочу отметить, что критика неоднократно отмечала «избыточную субъективность» булгаковского взгляда на современную ему действительность, что сказалось в сатирических главах романа. Например, Константин Симонов писал: «При чтении «Мастера и Маргариты» людям старших поколений сразу бросается в глаза, что главным полем для сатирических […]...
- Вопросы и ответы к роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (№2) 1. В чем заключается смысл эпиграфа к роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»? Эпиграф романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»: «Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо» — взят из «Фауста» Гете. Он показывает роль Воланда в философской системе романа. Воланд наказывает тех, кто заслужил наказание за свои проступки. […]...
- Проблема добра и зла как философско-нравственная в романе «Мастер и Маргарита» Раскрой мои книги, В них сказано все. Что случится. А. Блок .Прочитана последняя страница. Я откладываю книгу в сторону, но еще долго нахожусь в гуще событий, возвращаюсь к любимым героям вновь и вновь. Эти чувства я испытала, когда закончила читать роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита». Это произведение привлекает к себе внимание не только […]...
- Изображение мира искусства в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», над которым автор работал до последнего дня своей жизни, остался в его архиве и был впервые опубликован в 1966-1967 годах в журнале «Москва». Этот роман принес автору посмертную мировую славу. Булгаков писал свое произведение как достоверную книгу о том времени, о его людях и соединил в нем гротеск, […]...
- Судьба Художника в тоталитарном государстве (по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита) Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» смело можно назвать культовым романом, отражающим проблемы и вопросы, волнующие миллионы людей во всем мире. Одним из главных вопросов «Мастера и Маргариты» является проблема судьбы Художника в этом мире. В романе Булгакова он получает актуальную трактовку — судьба Художника в тоталитарном государстве. Писатель рисует современную ему Москву 30-ых годов 20 […]...
- Фаустовская тема в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита Булгаков стал сатириком как раз в то время, кода никакая настоящая сатира в СССР, проникающая в запретные зоны, была абсолютно немыслима. В 1937 году М. А. Булгаков решил вернуться к роману «Инженер с копытом», который стал называться «Мастером и Маргаритой», нужно было закончить его. Эпиграф из трагедии И. В. Гете «Фауст» говорит о том, что […]...
- ПРОБЛЕМА ТВОРЧЕСТВА И СУДЬБЫ ХУДОЖНИКА В РОМАНЕ М. А. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА» ПРОБЛЕМА ТВОРЧЕСТВА И СУДЬБЫ ХУДОЖНИКА В РОМАНЕ М. А. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА» В романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» есть герой, который не назван по имени. Он сам и окружающие называют его Мастером. Слово это пишется с большой буквы, потому что необыкновенна сила таланта этого человека. Проявилась она в романе о Понтии Пилате и […]...
- Мастер в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Михаил Афанасьевич Булгаков в своих произведениях, таких как неокон-ченный сатирический «Театральный роман» и роман «Жизнь господина де Мольера», обращался к теме взаимоотношений художника и общества. Но свое наиболее глубокое воплощение этот вопрос приобретает в главном произ-ведении писателя — «Мастер и Маргарита». В романе царит счастливая свобода творческой фантазии и одновременно строгость архитектурного замысла. Перед читателем […]...
- Судьба художника в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» является наиболее значительным и сложным произведением писателя. Справедливо заметил В. Петелин: «Но выявить подлинный творческий замысел М. Булгакова, воплощенный в романе «Мастер и Маргарита», пока ни одному критику не удалось — у каждого критика — «свой» Булгаков, как и каждого читателя». Слово «мастер» не случайно вынесено Булгаковым в […]...
- ФИЛОСОФСКО-БИБЛЕЙСКИЕ МОТИВЫ В РОМАНЕ М. А. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА» ФИЛОСОФСКО-БИБЛЕЙСКИЕ МОТИВЫ В РОМАНЕ М. А. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА» Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» — произведение очень необычное. Исследователи до сих пор не могут определить его жанр. Некоторые называют его романом сатирическим, другие определяют его как роман философский. Действительно, в романе возникает множество философских проблем: что такое добро и что такое зло, какова […]...
- Мастер и Маргарита в одноименном романе М. А. Булгакова Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» — произведение новаторское и «нестандартное». Взгляд на мир и человека, изложенный в нем, отличается от традиционных представлений о Добре и Зле, о Свете и Тьме. Так, Булгаков утверждает, что для существования этого мира равно необходимо наличие и Бога, и Дьявола. Поэтому писатель показывает, что все в жизни человека, да […]...
- Размышления о романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита В начале 20-х годов Булгаковым был задуман роман «Инженер с копытом», но с 1937 года он полу чает другое название — «Мастер и Маргарита». Все, что пережил Булгаков на своем веку — и счастливого, и тяжелого, — все свои самые главные мысли и открытия, всю душу и весь талант отдавал он этому роману. «Мастер и […]...
- Литературный анализ произведения по роману Мастер и Маргарита (Булгаков Михайл) Одной из ключевых проблем произведения Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» является проблема творчества, а именно признания художника обществом. В этой книге царит счастливая свобода творческой фантазии и одновременно строгость композиционного замысла. Там правит великий бал Сатана и вдохновенный Мастер, современник Булгакова, пишет свой бессмертный роман. Там прокуратор Иудеи отправляет на казнь Христа, а рядом суетятся, […]...
- Истинные и мнимые ценности в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» В своем бессмертном романе «Мастер и Маргарита» Булгаков поднял вечные вопросы различного характера. Так, например, он рассматривает проблему истинных и мнимых ценностей в жизни человека. По мнению Булгакова, одной из важнейших ценностей в этом мире является истинное искусство, истинное творчество. В самом начале романа писатель знакомит нас с двумя героями — представителями «пишущей братии». Один […]...
- Новозаветная история в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Роман «Мастер и Маргарита» можно одновременно считать и фантастическим, и философским, и любовно-лирическим, и сатирическим. Булгаков дает нам «роман в романе» и оба они объединены одной идеей — поисками нравственной истины и борьбой за нее. В Новом Завете Библии есть четыре Евангелия, четыре различных варианта осуждения и казни Иисуса Христа. Булгаков создает пятую версию, которая […]...
- Сочинение на тему: Всепобеждающая сила любви и творчества в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Всепобеждающая сила любви и творчества в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Роман «Мастер и Маргарита», бесспорно, является одним из лучших творений М. А. Булгакова — гениального писателя и художника. Многие критики и булгаковеды считают роман в какой-то степени автобиографичным, так как работы Булгакова также как и Мастера, не сразу публиковались и часто подвергались […]...
- Личность и толпа в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». (ЕГЭ по русскому) В романе «Мастер и Маргарита» М. Булгаков показывает противостояние неординарной личности и недалекой толпы. Взаимоотношения безликой толпы и настоящего героя волновали писателей всех времен. В роли яркой личности выступает Мастер, отважившийся во времена интенсивной антирелигиозной пропаганды написать роман на библейскую тему о Понтии Пилате. Мастер отличается от прочих своих современников тем, что не пытается заигрывать […]...
- План к теме: «Вечные» темы в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Место романа «Мастер и Маргарита» в жизни и творчестве его автора. Над романом «Мастер и Маргарита» Булгаков работал на протяжении 1928-1940 лет. Известно шесть редакций произведения. Даже будучи тяжело больным, писатель вносил изменения в текст главнейшего романа своей жизни, диктуя их своей жене, которая была прототипом главной героини произведения. Впервые роман был напечатан лишь 1966 […]...
- Судьба художника и тема искусства в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита В романе Булгакова «Мастер и Маргарита» встречается множество перекрестных тем. Одна из них — это тема дьявола, с этого, собственно, и начинается произведение. Определяется скрытая интрига романа, которая завлекает нас в мир трех измерений: прошлого, настоящего и потустороннего. Эта сюжетная линия пересекает судьбы многих героев романа. Рассмотрим литературную элиту Москвы. Именно из этой элиты и […]...
- Жанровые особенности романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» является одним из наиболее значительных творений мировой литературы XX в. В этом произведении писатель расширил жанровые границы литературного романа, сумев первым среди многочисленных писателей двадцатого столетия достичь органического соединения исторического, философского и сатирического начал. Другой немаловажной особенностью романа является проведение параллели между двумя мирами — миром Ершалаима и […]...
- Судьба художника в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Рукописи не горят! М. Булгаков План I. Судьба Булгакова как гражданина и писателя. II. Тема судьбы художника в романе «Мастер и Маргарита» 1. Судьба мастера. 2. Роман Мастера о Понтии Пилате. 3. Мастер сломан жизнью. III. Гражданская позиция Булгакова. Судьба Михаила Булгакова как судьба интеллигента и гражданина привлекает меня и моих современников. Трагедия Булгакова в […]...
- Рецензия романа «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова Кто правит миром? Люди сами решают свою судьбу или же существуют высшие силы? Именно этот вопрос ставит в своем романе один из величайших писателей начала XX века Михаил Афанасьевич Булгаков. «Мастер и Маргарита» соединяет в себе две сюжетные линии, два исторический отрезка: историю Понтия Пилата, происходящую в городе Ершалаиме в I веке нашей эры и […]...
- Я хочу рассказать… (о романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита») Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» во многом можно назвать автобиографичным. В образе Мастера можно проследить черты самого Булгакова. Автор «подарил» герою фрагменты своей биографии. Мастер появляется перед читателем только ближе к середине романа. До этого мы уже успеваем познакомиться с представителями «пишущей братии» Москвы, понять, что в них нет ни капли творчества, таланта. […]...
- ГОГОЛЕВСКИЕ ТРАДИЦИИ В РОМАНЕ М. А. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА» КЛАССИКА М. А. БУЛГАКОВ ГОГОЛЕВСКИЕ ТРАДИЦИИ В РОМАНЕ М. А. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА» М. А. Булгаков — талантливый русский писатель, творивший в начале XX века. В его творчестве особо выделялась такая тенденция русской литературы, как «борьба с чертом». В этом смысле М. А. Булгаков является как бы продолжателем традиций Н. В. Гоголя в изображении […]...
- Всепобеждающая сила любви и творчества в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» Истинно любящие, не помышляя до последнего дыхания о личном ведут битву за душу любимого — за ее восхождение. И они эту битву выигрывают, потому что любят. Они выигрывают ее, даже умирая… Э. Гольдернесс Любовь, милосердие, прощение, творчество — понятия общечеловеческие, составляющие основу морали всякого человека, любой мировой религии. Именно эти принципы лежат в основе романа […]...
- Роль фантастики в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Когда люди совершенно ограблены, Как мы с тобой, они ищут Спасения у потусторонней силы. М. Булгаков. Мастер и Маргарита Роман (бессмертное произведение) М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» необычен уже тем, что в нем тесно переплелись реальность и фантастика. Мистические герои погружены в водоворот бурной московской жизни 30-х годов, и это стирает границы между миром […]...
- Сочинение на тему: «Мастер и Булгаков в романе «Мастер и Маргарита» М. Булгакова» Создавая образ Мастера, Михаил Булгаков в какой-то степени рассказал эпизод из собственной жизни, вложив в своего героя некоторые собственные черты, собственные переживания. Мастер, как и его автор, жил, достаточно замкнуто, работал историком в музее, родился не в Москве. Как и Булгаков, Мастер чувствует одиночество в личной жизни и в своем литературном творчестве. Подобно своему герою, […]...
- Москва 30-х годов в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» Москва представляет в колоритно написанных эпизодах: «Вечер в доме литераторов», «События в жилтовариществе», «На садовой», «Сеанс волшебной магии в Варьете» — эта Москва советская. По всему роману рассыпаны приметы нового времени: Соловки, как реальная угроза наказания, шпиономания («Он никакой не интурист, а шпион»), обязательное членство в профсоюзе (Ивана Бездомного спросили в больнице, член ли он […]...
- Сатирическое изображение советских обывателей и функционеров Москвы 30-х годов ХХ ст. в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Цель: помочь ученикам осознать мастерство писателя в художественно-психологическом осмыслении современной ему действительности; развивать навыки анализа художественного произведения, его образов и явлений, сопоставление с современностью, высказывание своих мыслей; воспитывать стремление к самопознанию и самосовершенствованию. Оборудование: портрет писателя, издание произведения, иллюстративные материалы. Тип урока: формирование умений и навыков. Ход урока I. Мотивация учебной деятельности учеников. Учитель. В […]...
- Основные темы и проблемы в романе Булгакова «Мастер и Маргарита Талант художника был у Булгакова от Бога. И то, какое этот талант получал выражение, во многом определялось и обстоятельствами окружающей жизни, и тем, как складывалась судьба писателя. В начале 20-х годов им был задуман роман «Инженер с копытом», но с 1937 года он получает другое название — «Мастер и Маргарита». Все, что пережил Булгаков на […]...
- Идея справедливости и ее воплощение в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» — одно из самых значимых философских произведений 20 века. В нем перед читателем предстает множество сложнейших вопросов, одним из которых является проблема справедливости. Стоит отметить, что этот вопрос в романе решается оригинально, нестандартно, необычно. У Булгакова носителями справедливости являются не кто иной, как Дьявол и его свита. Недаром эпиграфом, […]...
- Москва и москвичи в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» В великой литературе тяжело найти случайности. Мастера прозы не придумывают героев, не строят композицию, полагаясь на волю случая. Напротив, литература высокого полета отличается от «дорожных» романов тщательной выверенностью и продуманностью сотворенного мира произведения. И, несмотря на то, что Булгаков не завершил свой роман «Мастер и Маргарита», нельзя считать место действия в романе выбранным случайно. Итак, […]...
- «Свет» и «покой» в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» «Свет» и «покой» в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» В творчестве каждого писателя есть какое-то центральное, основное произведение, воплотившее в себе все его идеи и образы, раскрывшее его душу и сердце. А. С. Пушкин написал «Евгения Онегина», М. Ю. Лермонтов вдохнул жизнь в Григория Печорина, Л. Н. Толстой рассказал о своей эпохе, об […]...
- Проблема художника и власти в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Глубокая и твердая гражданская позиция всегда отличала русского писателя от писателя любой другой части суши. Так, невозможно представить А. С. Пушкина в отрыве от его гражданской лирики. Знаменитая фраза Н. А. Некрасова «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» навсегда определила основную черту русской прозы — гражданственность и патриотичность. Именно поэтому вопрос взаимоотношений […]...
- Вечные вопросы в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» В своем бессмертном романе «Мастер и Маргарита» Булгаков поднял вечные вопросы различного характера. Важнейшей темой в произведении является вопрос ценности истинного искусства, истинного творчества. В самом начале романа Булгаков знакомит нас с двумя героями, представителями «пишущей братии», один из которых является председателем правления одной из крупнейших московских литературных ассоциаций, а другой — поэтом, печатающимся в […]...
- Актуальность проблем, поднятых в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» Наиболее актуальной проблемой в Романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» является тема борьбы добра и зла. Булгаков считал, что в жизни добро больше всего характеризует человека с положительной точки зрения. Под этим автор подразумевает любовь, нравственность, доброту. Именно эти черты и воплощал Иешуа, он был высшим воплощением добра и любви в романе. Что касается зла, […]...
- ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТРЕХ МИРОВ В РОМАНЕ М. А. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА» ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТРЕХ МИРОВ В РОМАНЕ М. А. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА» Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» — произведение очень необычное. Исследователи до сих пор не могут определить его жанр, называя его то философским, то сатирическим и даже фантастическим романом. Безусловно, булгаковский роман — произведение многомерное и многослойное. В книге можно четко выделить два сюжета: […]...
- Тема прощения в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» «Прощение или прощание? Последний закатный роман» (М. А. Булгаков). (Тема прощения в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита») «Все пройдет. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда и тени наших тел и дел не останется на земле. Нет ни одного человека, который бы этого не знал. Так почему […]...
- Сочинение на тему: «Роман в романе «Мастер и Маргарита» М. Булгакова» С определенной точностью можно заявить после прочтения романа, что автор — М. Булгаков — отождествляет себя с главным героев — Мастером. Поэтому произведение вполне представляется возможным назвать автобиографичным. Почему можно так утверждать и многие ли критики берут на себя эту ответственность? В романе наряду с нравственными проблемами поднят и вопрос свободы творчества, который был определяющим […]...
- Как решается в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» проблема воздаяния за добро и зло? В чем состоит художественное своеобразие романа М. Булгакова «Белая гвардия»? Художественное своеобразие романа «Белая гвардия» состоит в сочетании исторического и автобиографического начал, семейного романа и исторической хроники; сочетании разных планов — обобщения и детализации; символика образов Дома и Города; летописное начало; сквозные библейские мотивы; многозначность мотивов метели, вьюги; символика детали — лампа под абажуром, кремовые […]...