Литературный апрель – 2010
2 Апреля исполняется 205 лет со дня рождения Ганса Христиана Андерсена (1805-1875). Всю жизнь пытавшийся прославиться как романист, драматург и актер, этот странный датчанин покорил мир своими сказками. Судьбу Гадкого Утенка он пережил на себе: в детстве и юности над ним не раз смеялись и издевались, отказывали в помощи, принимая за сумасшедшего, считали безнадежным неудачником.
Он же покорил и время, и пространство. Но до конца дней так и не избавился от орфографических ошибок. И всю жизнь видел в кошмарных снах строгого и придирчивого ректора
Как-то мы приснимся своим (м)ученикам?
90 Лет назад, 3 апреля 1920 года родился Юрий Маркович Нагибин (1920-1994). Не входящий в школьные программы, он неизменно в школе присутствует: его эссе, очерки, фрагменты из публицистических и художественных произведений становятся материалами для диктантов, изложений, текстов ЕГЭ, входят как цитатный иллюстративный материал в учебники. И хорошо: проза Нагибина оригинальна, лирична, искренна.
4 Апреля исполняется 100 лет со дня рождения прозаика, кинодраматурга Юрия Павловича Германа (1910-1967). По его произведениям сняты такие
14 Апреля – 265 лет Денису Ивановичу Фонвизину (1745-1792). Знаменитая фраза В. Одоевского: “Я считаю, на Руси три трагедии: ” Недоросль“, “Горе от ума”, ” Ревизор“; на “Банкруте” я ставлю номер четвертый” – и по сей день верна. Сколько бы там номеров ни появилось после “номера четвертого”, “номер первый” – всегда за Фонвизиным. Даже жанровая обмолвка Одоевского весьма характерна: уже два с лишним века идет на сценах театров “Недоросль” (да и другие перечисленные комедии), а российский воз и ныне там.
И мы смеемся все над теми же, видимо, неискоренимыми вовек чертами нашей жизни… Трагедия, однако.
18 Апреля исполняется 80 лет со дня рождения писателя, историка, литературоведа Натана Яковлевича Эйдельмана (1930-1989). Его книги дают какой-то особый, человеческий, нравственный взгляд на историю XVIII-XIX веков и удивительно проецируются во время сегодняшнее. Кроме того, они написаны великолепным, живым и свободным языком. Натан Яковлевич сам был учителем истории и знал, как “зацепить” своего читателя.
Его работы обязательно стоит включить в программу дополнительного чтения для школьников 9-10-х классов. Начать диалог с Эйдельманом можно с двух книг: “Твой XVIII век” (в ней через несколько ярких точек показан весь дух этого “безумного и мудрого” столетья) и “Прекрасен наш союз” (вдохновенное повествование о лицейском братстве).
- Литературный июнь-2010 Июнь этого года богат литературными юбилеями. 1 июня Исполняется 90 лет Давиду САМОЙЛОВУ (1920-1990), одному из лучших русских поэтов ХХ века. Самойлов обладал ценнейшим даром самоиронии. Вот, например, как начинается его шуточная автобиография из книги “В кругу себя”: “Я родился в год Льва под созвездием Близнецов и даже под известным влиянием Юпитера… С младенчества я […]...
- Литературный май-2010 Главная майская дата – День Победы. В этом году мы будем отмечать его уже в 65-й раз. До 1965 года этот день был рабочим, и только в год двадцатилетия Победы стал выходным. После этого юбилея каждые десять лет, к очередной круглой дате, выпускалась соответствующая медаль. В марте 2009 года впервые была учреждена медаль “полуюбилейная” – […]...
- Литературный март-2010 По распоряжению Священного Синода 1 марта с этого года становится Днем православной книги. Этот новый праздник приурочен к дате выхода “Апостола” – первой книги, опубликованной на Руси книгопечатником Иваном Федоровым. Кроме того, Синод учредил Патриаршую литературную премию имени Кирилла и Мефодия. Она будет вручаться ежегодно 24 мая, в День славянcкой письменности и культуры. Репродукция с […]...
- Календарь природы: весна, апрель Апрель. Весна воды Температура воздуха: от +1° C до +10° C Световой день: 14 ч. 18 мин Погода: Солнце, оттепель, дожди, ледоход Живая природа: Прилет дрозда, цветение мать-и-мачехи зацветают многие деревья… I неделя: воздух прогревается лучами солнца и температура не падает ниже 0° C, прилетают скворцы II неделя: резкое уменьшение количества снега, обильное снеготаяние приводит […]...
- Народный календарь: весна, Апрель-Снегогон Апрель-Снегогон Апрель – месяц обильного снеготаяния, рушаться грязевые сугробы, водою заливает все дороги, хлещет вода со склонов. Об апреле говорили, как о месяце – не холодный, как март, и не теплый, как май. По апрелю ясно было, какая весна приходит, скорая и теплая, либо затяжная и дождливая. В апреле сходит снег, вскрываются реки, половодьем заливает […]...
- Поэзия сегодняшнего дня: Апрель Александр Сумароков Апреля первое число Апреля в первый день обман, Забава общая в народе, На выдумки лукавить дан, Нагая правда в нем не в моде, И все обманом заросло Апреля в первое число. Одни шлют радостную весть, Друзей к досаде утешают, Другие лгут и чем ни есть Друзей к досаде устрашают. Лукавство враки принесло Апреля […]...
- Цитаты на каждый день (апрель) Продолжаю подборку цитат на каждый день. Новый месяц – новый блог. Если Вам понравилось, то аналогичная подборка есть в моем блоге “Цитаты на каждый день (март)” На всякий случай, еще раз хочу уточнить, что подборку делала не я. Просто мне на глаза попалась интересная книга цитат на 365 дней в году (К сожалению, автора вспомнить […]...
- Весна, апрель: описание природы весной Природа весной. Апрель Апрель-Снегогон. Потоком со всех склонов как хлынет вода. Гонет снег апрель прочь и зиму вместе с ним прогоняет, от того и “Снегогоном” прозвали. Оголяется темная и сырая земля, почва готовится к цветению, лес просыпается от пения птиц. Апрель: звонкой музыкой капель Описание природы апреля (I – II неделя). Апрель начинает свое наступление […]...
- Сезон литературных премий 2010 года: первые вручения В 2015 году Новая Пушкинская премия в номинации “За совокупный творческий вклад в отечественную культуру” присуждена двум известным литературным деятелям. Это филологи Ирина Роднянская (Москва) и Валентин Курбатов (Псков; интервью с Валентином Яковлевичем читайте в этом номере “Литературы”). Новую Пушкинскую премию в 2005 году учредили фонд Александра Жукова, Государственный музей А. С. Пушкина, Государственный музей-заповедник […]...
- Мини сочинение: Апрель Раннее апрельское утро. На темно-синем небе, несмотря на недавний восход солнца, сильно раскаленном, не виднелось ни одного облачка. Воздух, почти неподвижный, был знойно-душен. На северо- западе горизонт замыкался темно-бурыми утесами, у подножия которых зеленели купы кустарников. Среди каменных масс извилистой лентой прокладывала себе путь неширокая, но быстрая речка. Вдалеке, среди фруктовых деревьев, склонившихся под бременем […]...
- Литературный календарь. 2003 год 17-23 октября “…Как-то зашел у нас разговор об имени Анна. Он сказал, что как-то ему случалось постоянно видеть, что Анны бывают нехороши; я отвечала: “Да, это правда, я сама знаю, что я нехороша собой”. Он ужасно как удивился и сказал: “Неужели вы могли подумать, что я мог бы вам сказать, что вы нехороши. Я совсем […]...
- Новый литературный жанр путешествие анализ по роману Путешествие из Петербурга в Москву (Радищев А. Н.) Главным героем и рассказчиком известной книги Радищева, за которую автор получил от Екатерины II нелестное именование – “бунтовщик хуже Пугачева” и был посажен в Петропавловскую крепость, является путешественник, странствующий по российской провинции. За издание этой книги писатель был приговорен к смертной казни, которая велением императрицы была заменена лишением дворянства, всех чинов и ссылкой в Сибирь. […]...
- Литературный процесс: классицизм Глава 1. Характеристика европейской литературы XVII века 1.5. Литературный процесс: классицизм Классицизм – от лат. классикус – образцовый. Главная черта европейского классицизма – это глубокое обращение к античному наследию. Классицисты ориентировались в художественном творчестве на античное искусство, на труды Аристотеля и Горация. Отсюда строгая регламентация литературных жанров и стилей, упорядоченность мысли, подкрепленная природой рационалистической философии. […]...
- Литературный процесс: барокко Глава 1. Характеристика европейской литературы XVII века 1.3. Литературный процесс: барокко В барокко в определенной мере сказалось ренессансное начало, культурная традиция, понимание человека как нового типа. Однако барокко – прежде всего порождение нового времени. Как и ренессанс, барокко обращалось к античности: восприняло, унаследовало теории Аристотеля о литературе, учение о страстях. Впоследствии учение о страстях получит […]...
- Литературный путь (Стендаль) Путешествующего в середине прошлого века по Италии ценителя достопримечательностей, если он был настолько дотошен, что хотел непременно взглянуть на старинный мол и остатки крепости в Чивита-Веккия, портовом городке тогдашней Папской области, ожидала встреча с глухим захолустьем. Тесная, забитая песком гавань, когда-то приспособленная для древнеримских парусников, давным-давно стала неудобной для торговых кораблей и посещается ими разве […]...
- Литературный процесс: ренессансный реализм Глава 1. Характеристика европейской литературы XVII века 1.2. Литературный процесс: ренессансный реализм XVII век продолжает претворять ренессансные традиции в литературе в условиях изменяющейся исторической картины мира. Ренессансный реализм не сформировался в самостоятельное направление в XVII в., но оказал существенное влияние на художественное мировоззрение писателей барокко и классицизма. В отличие от гуманизма эпохи Возрождения ренессансный реализм […]...
- Литературный дневник: из декабря с видами на год 2008-й Чудесные новогодние каникулы, заботливо подаренные нашему народу властями, уже не первый год вносят осложнения со сроками сдачи первых номеров нашей газеты. Поэтому в начале февраля мы вынуждены все еще подводить итоги 2007 года. Впрочем, уныние не наш путь: из любых трудностей мы научились извлекать пользу. Наша рубрика называется “События и встречи”, и для нее мы […]...
- Литературный анализ стихотворения “Осгар” (Пушкин А. С.) Стихотворение “Осгар”, одно из красивейших стихотворений Пушкина, написано оно в форме старинной былины, когда читаешь это стихотворение, будто слышишь старого Баяна, который напевно, тихо рассказывает историю большой любви и историю вероломного предательства. В этом стихотворении используется перекрестная рифма, это самая любимая Пушкиным рифма, большинство его стихов написано именно с помощью перекрестной рифмы, когда рифмуются первая […]...
- Мой любимый литературный герой (Гарри Поттер) Я долго думала, кто же больше всего нравится мне? Чей характер и поведение мне больше по душе? Какой герой это? Это оказался Гарри Поттер, скажу больше, именно с этого героя началась моя любовь к волшебству, да и к магии в общем. К чему оно приводит, и что следует череде неимоверных событий. Разве вам не хотелось […]...
- Сочинение на тему “Мой любимый литературный образ” Немало книг прочитано, немало было раздумий по поводу той или иной прочитанной книги, опознаны множество исторических обстоятельств и различных литературных образов. Многое забывается очень быстро, а что-то врезается в сознании навсегда. Так мне запал в сердце образ Маленького принца из одноименной сказки Антуана де Сент-Экзюпери. Маленький принц – мальчик, который неизвестно как попал в пустыню, […]...
- Мой любимый современный литературный герой – Гарри Поттер Современная литература предстает перед читателями во всей ее многогранности: многообразие жанров, стилей, сотни тем и проблем, поднимаемых. Собственно, каждый может найти что-то по душе. Что касается меня, в последнее время я увлекаюсь жанром фэнтези. Магические способности, необычные существа, игра фантазии – все это сочетается с основными проблемами человечества именно в фэнтези-произведениях. Самым любимым моим произведением […]...
- Новый литературный жанр путешествие по роману Путешествие из Петербурга в Москву (Радищев А. Н.) Радищев избрал для своей книги оригинальный литературный жанр – “путешествие”, получивший в XVIII веке широкое распространение. Первооткрывателем этого жанра стал Лоренс Стерн – известный английский писатель, издавший свое “Сентиментальное путешествие” в 1767 году. Его произведение представляло собой своеобразный манифест сентиментализма, который породил традицию. За книгой Стерна “Сентиментальные путешествия” стали появляться в других национальных литературах. Эта […]...
- Литературный татарский язык Название балкарец, вероятно, одного корня с названием болгарин и булгар. Балкарцы живут на Кавказе, болгары – на Балканах. Булгары, говорившие на особом тюркском языке – булгарском, были создателями могущественного царства у устья Камы, при впадении ее в Волгу. После того как булгары приняли в X веке ислам, их государство стало самым северным пунктом мусульманского мира. […]...
- Литературный успех Твардовского Сочинение, пожалуй, надо начинать с “Уборщицы” – первого “городского” стихотворения. Появилось оно в газете “Красноармейская правда” 12 апреля 1928 года. История его такова. В конце одного из регулярно проводившихся литературных вечеров при газете “Юный товарищ” пришла уборщица тетя Ксеня. Эта женщина знала на память стихи покойного мужа – поэта Сергея Страдного, была очень исполнительна и […]...
- Дневник как литературный жанр Чтобы научиться писать, надо писать. Поэтому пишите письма друзьям, ведите дневник, пишите воспоминания, их можно и нужно писать как можно раньше – не худо еще в юные годы – о своем детстве, например. (Д. С. Лихачев) Дневник – важный и в известном смысле знаменитый атрибут школьной жизни. Но кроме обычного дневника (как, с позволения сказать, […]...
- Новый литературный жанр – “путешествие” Радищева Для своей книги Радищев избрал новый в литературе жанр – “путешествие”. Этот жанр получил в XVIII веке широкое распространение. Этим он обязан Лоренсу Стерну. Выдающийся английский писатель издал в 1767 году “Сентиментальное путешествие”, которое стало своеобразным манифестом сентиментализма. Книга породила традицию: “сентиментальные путешествия” появились во многих национальных литературах. Знали эту книгу и в России, прочитал […]...
- Чернышевский Николай Гаврилович – литературный критик, прозаик, философ Родился в семье священника. До 12 лет воспитывался и учился дома под руководством отца. В 1842-1845 годах Чернышевский учился в Саратовской семинарии, где ему прочили духовную карьеру. Однако духовное поприще не влекло будущего публициста, и, не закончив семинарию, он поступил в 1846 году на отделение общей словесности философского факультета Петербургского университета, где он занимался славянской […]...
- Тип литературный Тип литературный – Художественный образ человека, в котором воплощены черты, выражающие характерные особенности определенной социальной или психологической группы: общественно-политической, национальной, психологической и т. д. Типическое проявляется в индивидуальной, неповторимой форме, без чего типический образ теряет художественную убедительность. Принципы типизации в литературе многообразны. Литературный тип может строиться по законам реалистического искусства, романтического, символистского и т. д. […]...
- Литературный язык Литературный язык – одна из основных форм существования языка, которая отличается последовательной кодифицированностью, сознательным культивированием нормы, обязательностью норм для всех говорящих и высокой социальной престижностью. Литературный язык обслуживает различные коммуникативные сферы, служит для выражения самого разного содержания и решения множества коммуникативных задач. Литературный язык используется в области государственного управления, публицистики, науки, литературы, а также в […]...
- Русский литературный концептуализм “Родоначальниками” русского литературного концептуализма явились Всеволод Некрасов, Лев Рубинштейн, Дмитрий Александрович Пригов. Некрасов Всеволод Николаевич р. 1934 – поэт, автор статей по вопросом литературы и искусства (“Экология искусства”, “Как это было (и есть) с концептуализмом” и др.). Начинал в 50-е гг. как участник лианозовской школы, в середине 70-х явился одним из создателей московского поэтического концептуализма. […]...
- Мой любимый литературный герой Мой любимый литературный герой План I. Мой любимый литературный герой – Остап Бендер. II. Образ, взятый из жизни. 1. Жизнелюбие, беззлобность Остапа. 2. Широкая натура Бендера. 3. Тонкий психолог. 4. Редкое чувство юмора. III. Великий “комбинатор”. Мой любимый литературный герой – Остап Бендер, главный персонаж книг “Двенадцать стульев” и “Золотой теленок”, написанных И. Ильфом и […]...
- Литературный и поэтический словари Эти два словаря, вышедшие один за другим в издательском доме “Литературная учеба”, наверное, не получат соответствующих учебно-методических грифов – хотя оба выпущены в рамках Федеральной целевой программы “Культура России”. Может быть, не получат потому, что представляют собой не дистиллированные тексты с тяжелым отливом школьного псевдолитературоведения, а собрание живого опыта многих исследователей. Словарь, как и любая […]...
- Школьный виртуальный литературный музей “Уж сколько раз твердили миру”, что компьютер из опасной игрушки для маленьких и средства бездумного выполнения домашних заданий для школьников средних и старших классов нужно превратить в настоящего друга и помощника ребенка. И мы решили попробовать найти хотя бы одно решение этой задачи. Союз компьютерных технологий и литературы только на первый взгляд кажется неустойчивым. А […]...
- Письменно-литературный язык и его отличия от разговорной речи Для рассмотрения данного вопроса необходимо изучить основные источники формирования русского литературного языка как образцовой формы. Отметим, что современный литературный язык представляет собой продукт слияния нескольких различных по происхождению потоков: V народно-разговорный, восходящий своими корнями в праславянской (и даже индо-европейской) древности; V письменно-русский, который используется в деловой, научной, публицистической сферах; V старославянский и церковнославянский (прежде всего […]...
- Литературный вечер-состязание по книге М. Е. Салтыкова-Щедрина Литературный вечер-состязание по книге М. Е. Салтыкова-Щедрина План вечера разработан с учетом идей, предложенных калининградской лабораторией “Вуз и школа” (П. Е. Фокин и Л. В. Сыроватко). Разумеется, это лишь примерный вариант. Каждая школа (школы), решившие провести вечер, естественно, будут исходить из собственных возможностей, но, хочется надеяться, не сокращать, а развивать и дополнять этот сценарий. Вполне […]...
- Литературный Нобель: русские варианты История с присуждением в 1958 году Нобелевской премии Борису Пастернаку – “за выдающиеся заслуги в современной лирической поэзии, за продолжение традиций великого русского романа” – ныне достаточно хорошо изучена, известен и ее печальный итог. Будучи от природы крепким человеком (достаточно обратить внимание на долгожительство его сестер и брата), поэт неизлечимо заболел и вскоре скончался. В […]...
- Поэт и время (Литературный салон) Поэт и время (обзор русской поэзии второй половины Х ІХ – начала ХХ века) Шепнуть о том, пред чем язык немеет, Усилить бой бестрепетных сердец – Вот чем певец лишь избранный владеет, Вот в чем его и признак, и венец! А. Фет Мы были людьми. Мы епохи. Б Пастернак Спасибо вам! Вы хорошо горели. А. […]...
- “Маленький человек” – литературный тип Н. В. Гоголя “Маленький человек” – литературный тип, сложившийся в русской реалистической литературе 1830-1840 годах, бедный чиновник, “винтик” огромной бюрократической машины. Он стоит на низшей ступени социальной лестницы, духовный мир его скуден и малоинтересен. Такой герой уже появился в образах Самсона Вырина из “Станционного смотрителя” и Евгения из “Медного всадника” Пушкина, который изображает “маленького человека” с гуманистических позиций. […]...
- “Маленький человек”; – литературный тип Гоголя “Маленький человек”; – литературный тип, сложившийся в русской реалистической литературе 1830-1840 годах, бедный чиновник, “винтик”; огромной бюрократической машины. Он стоит на низшей ступени социальной лестницы, духовный мир его скуден и малоинтересен. Такой герой уже появился в образах Самсона Вырина из “Станционного смотрителя”; и Евгения из “Медного всадника”; Пушкина, который изображает “маленького человека”; с гуманистических позиций. […]...
- Литературный анализ “Одинок я, нет отрады” Уже в ранних стихотворениях Лермонтова звучат главные мотивы его творчества: ощущение своего избранничества обрекающее поэта на непонятность окружающих и одиночество. В раннем творчестве Лермонтова тема одиночества раскрывается в традициях романтизма. Позже в стихотворении “Стансы” появляется новое осмысление этой Я к одиночеству привык, Я б не умел ужиться с другом, Ни с кем в Отчизне не […]...