Литературные принципы Белинского на примере статьи о М. Ю. Лермонтове

В статье “Герой нашего времени” (1840) Белинский еще не отказался от теоретических предпосылок философии “примирения с действительностью”, однако, признавая жизненность, типичность образа Печорина, критик стремится понять этот характер, чуждый “примирительных” настроений, как исторически закономерное явление, как “героя” времени. В глубоком психологическом анализе внутреннего мира Печорина Белинский ставит важнейшие вопросы современности. Критик приходит к мысли, что в Печорине выразилось “переходное состояние

духа, в котором для человека все старое разрушено, а нового еще нет”.

Для такого человека существующая действительность утратила свою разумность, и “дух его созрел для новых чувств и новых дум”. Но “судьба еще не дает ему новых опытов”. На этом этапе развития человеческого духа закономерным становится состояние “рефлексии”, когда “человек распадается на два человека, из которых один живет, а другой наблюдает за ним и судит о нем”. Всем этим определяется душевное состояние “героя времени”: “томительная бездейственность в действиях, отвращение ко всякому делу, отсутствие всяких

интересов в душе, неопределенность желаний и стремлений, безотчетная тоска, болезненная мечтательность при избытке внутренней жизни”.

Признавая такое умонастроение исторически неизбежным, Белинский рассматривает его и как исторически преходящее. Должен быть найден выход из этого состояния. И здесь критик присоединяется к Лермонтову, осудившему бездеятельность своего поколения в “Думе”, “исполненной,- по словам Белинского,- благородного негодования, могучей жизни и поразительной верности идей”.

Обращение Печориных к “действительности” должно было проявиться в борьбе за новое, в активном содействии тому “разумному”, которому предстояло стать “действительным”.

В статье “Стихотворения М. Лермонтова” (1842) отразилось дальнейшее развитие философских и общественно-политических взглядов Белинского. Страстная и протестующая поэзия Лермонтова, неразрывно связанная с современными общественными запросами, помогла Белинскому осознать зависимость искусства от жизни общества. “Чем выше поэт,- пишет критик,- тем больше принадлежит он обществу, среди которого родился, тем теснее связано развитие, направление и даже характер его таланта с историческим развитием общества”. Но “исторический момент русского общества”, выразившийся в Лермонтове, характеризуется преобладанием “рефлексии”. “Поэтому,- заключает Белинский,- рефлексия (размышление) есть законный элемент поэзии нашего времени”.

Это приводит Белинского к признанию необходимости субъективного элемента в поэзии, т. е. определенно выраженного отношения поэта к изображаемому, и при этом не как “ограниченной личности”, а как личности, связанной с “общим”. Это отношение может быть не только утверждением, но и отрицанием изображаемой действительности. Белинский теперь признает сатиру законным родом поэзии, видя в ней “громы негодования, грозу духа, оскорбленного позором общества”.

Преодолевая противоречия своих философских, общественно-политических, эстетических взглядов, освобождаясь от идеалистических заблуждений, Белинский на грани 30-40-х годов с новой силой утверждает те материалистические и реалистические тенденции эстетики, которые в той или иной мере проявились в его первых статьях. Перед критиком встала задача огромной важности: развить, обосновать новую систему эстетических взглядов, дать теоретические основы нового направления, все более и более завоевывавшего права в литературе, пересмотреть под этим углом зрения историю русской литературы и оценить литературное движение своего времени. Белинский задумывает и отчасти осуществляет в дальнейшем “теоретический и критический курс русской литературы”, а также начинает серию знаменитых годичных обзоров русской литературы.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Литературные принципы Белинского на примере статьи о М. Ю. Лермонтове