ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОРТРЕТЫ
МАКСИМ ГОРЬКИЙ
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОРТРЕТЫ
В книгу входят написанные в разное время очерки о крупных личностях: В. И. Ленине, революционере Камо, меценате Савве Морозове, писателях Льве Толстом, Владимире Короленко, Антоне Чехове, Сергее Есенине и других.
Очерки глубоко личностные, основанные на личных встречах и беседах.
О ЧЕХОВЕ
* * *
…Часто бывало у него: говорит так тепло, серьезно, искренно – и вдруг усмехнется над собой и речью своей.
* * *
– В России честный человек – что-то вроде трубочиста, которым няньки
* * *
Пошлость всегда находила в нем жестокого и острого судью.
* * *
Мимо скучной толпы бессильных людей прошел большой, умный, ко всему внимательный человек и с грустной улыбкой, тоном мягкого, по глубокого упрека сказал:
– Скверно вы живете, господа!
О ЛЬВЕ ТОЛСТОМ
* * *
Мысль, которая чаще других точит его сердце, – мысль о Боге. Иногда кажется, что это не мысль – а выраженное сопротивление чему – то, что он чувствует над собою.
* * *
Больше всего он говорит о Боге, о мужике и о женщине. К женщине относится непримиримо-враждебно, если это не Кити и не
* * *
Он любит ставить трудные и коварные вопросы.
Лгать перед ним – нельзя.
* * *
Разбирая почту:
– Шумят. Пишут, а – умру, и – через год будут спрашивать: Толстой? А, это граф, который сапоги тачал и с ним что-то случилось, – да, этот?
* * *
Его непомерно разросшаяся личность – явление чудовищное, есть в нем что-то от Святогора-богатыря, которого земля не держит…
* * *
Я, не верующий в Бога, смотрю на него и думаю:
“Этот человек – богоподобен!”
О СЕРГЕЕ ЕСЕНИНЕ
Есенин (первая встреча) – кудрявенький, светлый, в голубой рубашке, поддевке и сапогах – словно слащавая открытка. Не верилось, что он может писать такие яркие сердечные стихи.
Айседора Дункан – пожилая, отяжелевшая, фальшивая – эта женщина была олицетворением всего, что не нужно было изумительному рязанскому поэту.
Голос поэта (он читал монолог Хлопуши из поэмы “Пугачев”) звучал хрипло, крикливо, надрывно.
* * *
– Да, я очень люблю всякое зверье… – признался Есенин и начал читать “Песнь о собаке”. На последних строках на глазах его сверкнули слезы.
Неожиданно и торопливо он спросил меня:
– Вы думаете, мои стихи – нужны? И вообще искусство, то есть поэзия – нужна?
- “Портреты и только портреты входят в состав комедии…” (Фамусов и Молчалин в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”) Белинский писал, что “комедия Грибоедова отвергла искусственную любовь, резонеров, разлучников и весь пошлый, затертый механизм старинной драмы”. Точно так же отверг драматург и классицистский принцип обрисовки действующих лиц. Характеры, созданные Грибоедовым, неоднозначны: в каждом из них смешано хорошее и дурное. Так, например, Фамусов в комедии предстает в самых различных ролях. Во-первых, это важный московский барин, […]...
- Портреты художников в “галерее” рассказов К. Г. Паустовского В своих рассказах К. Г. Паустовского стремился показать “человека в человеке” – писатель раскрывал своих героев “изнутри”, показывая не их профессию или род занятий, а их сущность. Именно “внутренний портрет” человека больше всего интересует Паустовского в его произведениях. Можно сказать, что через него он исследует и общество, и мир. Для писателя всегда очень ценным была […]...
- Попробуйте решить, прав ли Лермонтов. Портреты Попробуйте решить, прав ли Лермонтов. Портреты. “Портреты” – серия шести юношеских стихотворений поэта, написанных в жанре “словесного портрета”… В одном из стихотворений цикла, как показалось одной читательнице, Лермонтов изобразил себя. В автографе стихотворения есть позднейшая приписка поэта: “Этот портрет был доставлен одной девушке; она в нем думала узнать меня: вот за какого эгоиста принимают обыкновенно […]...
- Портреты Пушкина Тропинина и Кипренского Критик и журналист Н. А. Полевой в “Московском телеграфе” 6 июня 1827 года поместил заметку о работе художника: “Сходство портрета с подлинником поразительно, хотя нам кажется, что художник не мог совершенно схватить быстроты взгляда и живого выражения лица поэта…” Полевой далее задается вопросом, возможно ли всестороннее отображение лика поэта, постоянно, сиюминутно изменяющегося под влиянием гений […]...
- Какие известны портреты и скульптурные изображения Пушкина? Какие известны портреты и скульптурные изображения А.С. Пушкина? Наиболее известные – прижизненные: В.А. Тропинина и О.А. Кипренского, написанные в 1827 г. (Тропининым – в Москве, в начале года; Кипренским – в Петербурге, летом). 1827 г. выбран не случайно – это вершина славы Пушкина, который творит на гребне исключительного читательского успеха. К тому же он не […]...
- Литературные достоинства очерков Чехова Чехов сумел преодолеть предубеждение издателей к короткому рассказу. Чехов сочувствовал товарищам, потому что на себе испытал равнодушие критиков и редакторов “солидных” журналов, сложное положение писателя, который отошел от одной литературной среды и неблагожелательно или снисходительно был принят в другой. И потому такой трогательной была помощь, внимание, которые Чехов оказывал писателям, если замечал в них искру […]...
- Литературные издания произведений Чехова Шесть томов писем Чехова, изданных впервые его сестрой Марией Павловной в 1912- 1916 годах, вошли в собрание его сочинений как неотъемлемая часть его литературного наследия. “Письма восхитительны… они драгоценный материал для биографии, для характеристики Антона Павловича, для создания портрета его”. Таково мнение Ивана Бунина. Для других писателей, современников Чехова, Антон Павлович воскресает в своих письмах. […]...
- Вопросы и ответы к теме “Портреты” Как вы думаете, почему в произведениях фольклора все положительные герои на одно лицо? В сказках, былинах и других произведениях фольклора все положительные герои на одно лицо. Стоит сказать: “красная девица” или “добрый молодец”, и все становится понятным. Даже когда А. С. Пушкин сочинял сказки, то и его герои были сходны с фольклорными: “тридцать витязей прекрасных”, […]...
- Национальное своеобразие русской литературы. Литературные направления 1840-х годов Существенные изменения в содержании и формах русской художественной литературы, знаменовавшие ее переход на новую ступень исторического развития, происходили уже в 1840-е годы. В стране господствовала атмосфера тяжелой правительственной реакции. Литература и журналистика находились под невыносимым цензурным гнетом. Но глубокие сдвиги, наметившиеся в недрах русского общества, активизировали общественную мысль и возбуждали новые идейные интересы. К середине […]...
- Литературные статьи Гончарова Критический этюд “Мильон терзаний” И.А. Гончарова посвящен комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”. Какие еще литературно-критические статьи писателя известны? Свой глубокий интерес к драматургии Гончаров проявил и в статье “Опять “Гамлет” на русской сцене”, опубликованной уже после смерти писателя. Для него появление пьес Шекспира на подмостках театра являлось лучшим праздником. Таким радостным событием стала и […]...
- С какой целью М. Горький создал “Литературные портреты”? С какой целью М. Горький создал “Литературные портреты”? Почему слова Сатина о человеке не являются истиной? Слова Сатина о том, что человек – это звучит гордо, на фоне нищенской жизни ночлежки звучат искусственно, декларативно и отвлеченно. Это идеальная правда о человеке, не имеющая никакого отношения к действительности. Каков итог появления Луки в ночлежке (“На дне” […]...
- Картина Аустерлицкого боя, портреты полководцев во время боя В ранней редакции автор дал также разбор плана сражения и анализ диспозиции, предварившие картину разгрома русских войск, и ввел короткий эпизод трагедии на плотине Аугеста, где “выказался” весь “ужас дня”. Па этом страшном месте появляется Наполеон, “все в том же сюртуке, той же шляпе и тем же безучастным лицом” и безучастным выражением, с каким он […]...
- Литературные двойники Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) В романе “Преступление и наказание” главный герой, Родион Раскольников, бьется над решением нравственного вопроса: “вошь” он или “право имеющий”, и, если он не “тварь дрожащая”, то дано ли ему право “переступить черту” законов божеских и человеческих, чтобы убедиться в этом. У теории Раскольникова, в которой он находит оправдание преступления, два полюса. С одной стороны, он […]...
- “Летучие черты…” Портреты А. С. Пушкина Спросите у кого-нибудь: как выглядел Пушкин? Спросите, и услышите растерянно-недоуменное: “Ну как?.. Всем известно… Кудрявый… Бакенбарды… Лоб, черные глаза, ах, нет, кажется, голубые… Губы толстые. Выглядел – как Пушкин. Как на том портрете, в халате…” Подразумевается знаменитый портрет работы Тропинина. Вот еще, как выглядел Пушкин! Всякий знает! Чего тут спрашивать. …Мальчик, в рубашке подпирает кулаком […]...
- Портреты отца Пети, Родиона Жукова в повести “Белеет парус одинокий” На втором уроке важно раскрыть учащимся первое впечатление Пети от столкновения с суровой действительностью. Юный герой повести видит, что вокруг творятся странные дела, разрушая его представление об устойчивости и разумности жизненного порядка: отец “не замечает” спрятавшегося в дилижансе неизвестного человека; переодетый полицейский сыщик выслеживает переодетого матроса; в Одессе горит эстакада. Впервые мальчику преподан урок классовой […]...
- Какие известны литературные мистификации, связанные с творчеством Некрасова? Какие известны литературные мистификации, связанные с творчеством Некрасова? Свои произведения, посвященные русской жизни и обличавшие русскую реакцию, Н.А. Некрасов не раз помечал как переведенные с того или иного языка. Он сам говорит об этом: “В прежнее время иные мои стихотворения не прошли бы, если бы я не выдал их за переводы с какого-нибудь малоизвестного языка”. […]...
- Тарас Шевченко и европейские литературные направления В европейском искусстве ХІХ ст. было немало художников, которые походили из высших слоев общества и обрабатывали тему простонародья на манер О. Венецианова, “пейзанскую” манеру которого не воспринимал Шевченко. Такими были дрезденский рисовальщик Людвиг Рихтер, который чарующе изображал немецкую народную жизнь, прежде всего родственную идиллию. График Леон Пети с большой симпатией воссоздавал сцены сельской жизни – […]...
- Ранние литературные опыты Чехова Не будь в жизни Чехова церковного хора и спевок – не было бы и его изумительных рассказов “Художество”, “Святой ночью”, “Студент” и “Архиерей” с удивительной красотой простых верующих душ, с проникновенным знанием церковных служб, древнерусской речи. Да и утомительное сидение в лавке не прошло для Чехова бесследно: оно дало ему, по словам И. А. Бунина, […]...
- ОСНОВНЫЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ (КЛАССИЦИЗМ, РОМАНТИЗМ, РЕАЛИЗМ) Литературное направление – это идейно-эстетическая общность группы писателей определенной страны и эпохи, получившая программное обоснование. Принадлежность писателей к одному направлению определяется единством культурной традиции, относительным сходством мировосприятия и способов воспроизведения действительности. В истории русской литературы наиболее значительными направлениями были классицизм, романтизм и реализм. Литературное направление отличается от течения. К одному направлению могут принадлежать писатели, разные […]...
- ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПОРТРЕТЫ ЧИНОВНИКОВ В КОМЕДИИ “РЕВИЗОР” И ПОЭМЕ “МЕРТВЫЕ ДУШИ” Н. В. ГОГОЛЯ Николай Васильевич Гоголь, всем серд цем любя Россию, не мог оставаться в сторо не, видя, что она погрязла в болоте коррум пированного чиновничества, и поэтому создаер два произведения, отображающих действи тельное состояние страны. Одним из этих про изведений является комедия “Ревизор”, ] которой Гоголь задумал посмеяться над тем что “действительно достойно осмеяния все общего”. Гоголь […]...
- Межпредметный семинар “Исторические и литературные утопии и антиутопии” Межпредметные семинары являются частью синхронизированного курса “История-Литература-МХК”. Подготовку к семинару ученики начинают за 1-1,5 месяца до его проведения с самостоятельного чтения литературы и систематизации материала. Готовясь к семинару, ученики не знают ни вопросов, ни заданий, а получают лишь общие указания: найти, выделить информацию, оформить ее, сделать записи. Их задача – изучить предложенную литературу. Учитель контролирует […]...
- Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения Историко-литературный процесс – совокупность общезначимых изменений в литературе. Литература непрерывно развивается. Каждая эпоха обогащает искусство какими-то новыми художественными открытиями. Изучение закономерностей развития литературы и составляет понятие ” историко-литературный процесс “. Развитие литературного процесса определяется следующими художественными системами: творческий метод, стиль, жанр, литературные направления и течения. Непрерывное изменение литературы – […]...
- Литературные взгляды А. С. Грибоедова В 1815 г. Грибоедов написал комедию в стихах “Молодые супруги”, являющуюся переделкой пьесы французского драматурга Крезе де Лессера “Семейная тайна”. В 1817 г. совместно с П. А. Катениным он написал комедию-памфлет “Студент”, а с А. А. Шаховским и Н. И. Хмельницким – комедию “Своя семья, или Замужняя невеста”. Несколько позднее совместно с А. А. Жандром […]...
- Эстетические и литературные взгляды Чернышевского Основные положения эстетики Чернышевского наиболее полно отражены в его диссертации “Эстетические отношения искусства к действительности” (1855). Само название очень точно передает замысел автора и суть его работы. Как соотносятся искусство и действительность? Это важнейший вопрос эстетики, который решается по-разному в зависимости от того, кто на него дает ответ: материалисты или идеалисты. Во времена Чернышевского в […]...
- Основные литературные памятники исторического повествования в XV веке Основными памятниками исторического повествования в XV в., Как и в предшествующий период, были летописи – своды русской истории. Летописные своды XV века. В отличие от летописных сводов предшествующих годов своды XV в. дошли до нас не только и поздних списках, но часто в своем подлинном составе или в близких по времени редакциях. Совпадение основного текста […]...
- Литературные параллели в творчестве Жорж Санд и И. С. Тургенева Романы и публицистические сочинения Жорж Санд были восторженно восприняты в XIX веке самыми выдающимися писателями и критиками России. Эта популярность великой писательницы и ее влияние на русскую литературу особенно прослеживается в творчестве писателей “натуральной школы” и прежде всего И. С. Тургенева, что будет рассмотрено нами ниже. Достоевский утверждал: “…Все то, что в явлении этого поэта […]...
- Литературные термины и понятия на уроке Изучение основ теории литературы – важнейшая часть школьного литературного образования. Но как не оторвать теорию от живых произведений, как рассказать подросткам о литературной теории живо и занимательно? Как сделать эти знания основой литературной грамотности, которая необходима человеку на протяжении всей его жизни? Такой же вопрос я задала себе, когда только пришла в школу и провела […]...
- Литературные критики о произведениях Пушкина Литературные критики о произведениях Пушкина “Душа сказала мне давно: Ты в мире молнией промчишься! Тебе все чувствовать дано, Но жизнью ты не насладишься.” Веневитинов. В. Г. Белинский: “Пушкин принадлежит к числу творческих гениев, тех величайших исторических фигур, которые, работая для настоящего, приготовляют будущее, следовательно, не могут принадлежать только одному прошлому” . С этим суждением остается […]...
- Литературные сказки французских писателей Развитие литературной сказки поддерживалось во Франции давней и очень устой-чивой традицией, идущей еще от средневекового “животного эпоса” (“Роман о Лисе”), басен Лафонтена и сказок Шарля Перро. В XIX веке к этому жанру охотно прибегали не только романтики, но и писатели-реалисты. В годы Июльской монархии и Третьей империи литературная сказка приобретает отчетливо выраженную сатирическую направленность. В […]...
- Контрольные вопросы с ответами к теме “Литературные сказки” Назовите известные вам литературные сказки и авторов. Почему сестры не узнанали Золушку на балле? Золушка почти весь день работала не возлагая рук, ей приходилось выполнять всю домашнюю работу. Дочери никогда не обращали на нее внимания, они не видели, что даже одетая в лохмотья утомленная Золушка красивее за них. У девушки не было красивой одежды, ей […]...
- Новые литературные направления начала ХХ века Несмотря на большую разницу между двумя партиями интеллигентов-радикалов (старыми народниками и новыми марксистами), у них были и некоторые общие незыблемые принципы: в первую очередь, агностицизм и стремление подчинить все человеческие ценности идее социального прогресса и политической революции. Образованные консерваторы и славянофилы тоже взяли за правило ставить политическое и социальное превыше всех остальных ценностей, и православие […]...
- Литературные герои, типы героев и их примеры (О литературе) В греческой мифологии герой – потомок бога и смертного, полубог. У Гомера герой – доблестный воин, потомок славных предков. Античные герои долго занимали ведущее место в сюжетах европейской литературы, и постепенно установилась традиция называть этим понятием любого персонажа (от лат. persona – лицо), любого субъекта действия или переживания в искусстве, в том числе и человека […]...
- Философские и литературные истоки творчества Расина Глава 5. Жан Расин и Новое время 5.1. Философские и литературные истоки творчества Расина Уже при жизни Корнеля современники утверждали, что творчество драматурга угасло, устарело. Однако и после смерти создателя трагедии “Сид” творчество Корнеля продолжается и откликается в определенной мере в драматургии Расина, но в иной форме, других художественных параметрах. Став преемником Корнеля, Расин отказывается […]...
- Литературные “памятники”: диалог поэтов XIX и XX веков Разговор о стихах – нужен ли он современным школьникам? Ведь “третье, видимо, нельзя тысячелетье // Представить с ямбами, зачем они ему?” – написал Александр Кушнер в одном из своих стихотворений, которое начинается так: Стихи – архаика. И скоро их не будет. Смешно настаивать на том, что Архилох Еще нас поутру, как птичий хохот, будит, Еще […]...
- Литературные интересы молодого Шиллера Первые литературные опыты будущего поэта относятся еще к тому времени, когда он жил в родительском доме. Религиозное воспитание, полученное им в детстве, обусловило то, что эти опыты представляли собой главным образом обработку библейских сюжетов. В то время образцом поэзии для мальчика были произведения известного немецкого поэта, старшего современника Шиллера, – Клопштока. Фридрих Готлиб Клопшток был […]...
- Литературные параллели: Пушкин и Цветаева Марину Ивановну Цветаеву я считаю принцессой русской поэзии. Она так самоотреченно была влюблена в поэзию, что часто в других любила ее больше, чем в себе. Отсюда столько стихотворных посвящений поэтам, ее современникам: В. Брюсову, А. Ахматовой, А. Блоку, В. Маяковскому, Б. Пастернаку, Антокольскому и многим другим. Но поистине первой и неизменной ее любовью был Александр […]...
- Литературные параллели: Пушкин и Ахматова Мусульманский колорит в ахматовской “Сказке о черном кольце”, как и в пушкинском стихотворении, лишь косвенным образом связан с реальными обстоятельствами – не больше, чем Одесса с Крымом. Псевдоним Анны Андреевны Горенко – Анна Ахматова,- как известно, был выбран не случайно. По материнской линии в роду были татары. Но девичья фамилия ее бабушки – Мотовилова; Ахматова […]...
- ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРЕМИИ-2009 Что выбирает читатель? Покупатель всегда прав. Нехитро, но непреложно. Но, следуя этому посылу, подавно прав читатель – покупатель особого качества, тот, кто купил за свои кровные книгу с тем, чтобы ее прочесть, а если книга понравится, передать ее для прочтения другим читателям. Прав даже читатель библиотеки, коий, придя в упомянутую и выбрав книгу, дал возможность […]...
- Литературные тропы определения и примеры (Анализ стихотворения, стиха) Тропы : Аллегория – иносказательное выражение отвлеченного понятия в конкретных Художественных образах. Например, в баснях, сказках глупость, упрямство Воплощается в образе ОСЛА, хитрость – в образе ЛИСЫ. Гипербола – образное выражение, состоящее в преувеличении размеров, силы, красоты, значения описываемого. (Мою любовь, широкую, как море, вместить не могут жизни берега). Ирония – употребление слова или выражения […]...
- Литературные параллели: Пушкин и Ломоносов Пушкин, как и Ломоносов, вводит в литературный язык как книжные, так и разговорные средства выражения в отличие от карамзинистов, которые борются с книжными элементами, или от шишковистов, которые борются с элементами разговорными. Однако, в отличие от Ломоносова, Пушкин не связывает разнообразие языковых средств с иерархией жанров; соответственно, употребление славянизмов или русизмов не обусловлено у него, […]...