Главная ⇒ 📌Сочинения по литературе ⇒ Литературные параллели и образы в творчестве А. А. Ахматовой и М. И. Цветаевой
Литературные параллели и образы в творчестве А. А. Ахматовой и М. И. Цветаевой
Бывают странные сближения.
А. Пушкин
Творчество двух замечательных женщин и больших поэтов оригинально и неповторимо, но есть созвучия, которые роднят чувства и переживания А. А. Ахматовой и М. И. Цветаевой.
Очень рано, совсем в юном возрасте, появляются в стихах этих поэтов размышления о бренности жизни, о неминуемом конце, но мысли эти легкие, летящие на крыльях молодости. Очень пронзительно, с проникновенной грустью звучат строки Ахматовой:
Хорони, хорони меня, ветер!
Родные мои не пришли,
Надо мною блуждающий вечер
Чтобы мне легко, одинокой,
Отойти к последнему сну,
Прошуми высокой осокой
Про весну, про мою весну.
И почти озорно и задорно отвечает ей Цветаева:
…Не думай, что здесь – могила,
Что я появлюсь, грозя…
Я слишком сама любила
Смеяться, когда нельзя!
И кровь приливала к коже,
И кудри мои вились…
Я тоже была, прохожий!
Прохожий, остановись!
Но больше всего переживаний навеяно любовью – прекрасным, светлым, не всегда ответным чувством. Лирические героини Ахматовой и Цветаевой очень искренни и глубоки в своих чувствах, но ни за что не
Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.
Показалось, что много ступеней,
А я знала – их только три!
Между кленов шепот осенний
Попросил: “Со мною умри!..”
И так же почти трагично звучат строки М. И. Цветаевой, задающей вечный и бессмысленный вопрос: “Мой милый, что тебе я сделала?”
Вчера еще в глаза глядел,
А нынче – все косится в сторону!
Вчера еще до птиц сидел, –
Все жаворонки нынче – вороны!
Я глупая, а ты умен,
Живой, а я остолбенелая.
О вопль женщин всех времен:
“Мой милый, что тебе я сделала?”
Очень часто лирические героини оказываются выше своих избранников, не сумевших оценить по достоинству возлюбленных или испугавшихся большой, искренней и страстной любви. В этом мире все лживо, и сильное чувство отпугивает слабые натуры, боящиеся взять на себя ответственность за возлюбленную. Искренней болью и страхом звучат строки А. А. Ахматовой:
Как забуду? Он вышел, шатаясь,
Искривился мучительно рот…
Я сбежала, перил не касаясь,
Я бежала за ним до ворот.
Задыхаясь, я крикнула:
“Шутка Все, что было.
Уйдешь, я умру”.
Улыбнулся спокойно и жутко
И сказал мне: “Не стой на ветру”.
И какая грустная ирония над своей искренностью слышится в последней строке Анны Андреевны! Ей почти вторит Цветаева, слагающая стихи “навзрыд”, живущая запредельными
(1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...
Related posts:
- Пушкинская тема в творчестве А. Ахматовой и М. Цветаевой Имя А. С. Пушкина – главный авторитет в русской и, пожалуй, мировой поэзии. Бесспорно, что Пушкин “основал” русскую литератору и, во многом, русский язык. Его традиции и заветы прослеживаются в творчестве многих русских поэтов. Проявляются они и в поэзии величайших поэтесс начала 20 века – М. Цветаевой и А. Ахматовой. Так, М. И. Цветаева в […]...
- Литературные параллели в творчестве Жорж Санд и И. С. Тургенева Романы и публицистические сочинения Жорж Санд были восторженно восприняты в XIX веке самыми выдающимися писателями и критиками России. Эта популярность великой писательницы и ее влияние на русскую литературу особенно прослеживается в творчестве писателей “натуральной школы” и прежде всего И. С. Тургенева, что будет рассмотрено нами ниже. Достоевский утверждал: “…Все то, что в явлении этого поэта […]...
- Образ лирической героини в творчестве А. А. Ахматовой и М. И. Цветаевой Образ лирической героини в творчестве А. А. Ахматовой и М. И. Цветаевой Мы коронованы тем, что одну с тобой Мы землю топчем, что небо над нами – то же! М. Цветаева. Стихи к Ахматовой. 1916 Две основные темы – любовь и Россия – пронизывают творчество двух великих поэтов: Ахматовой и Цветаевой. Это закономерно: в их […]...
- Литературные параллели: Пушкин и Цветаева Марину Ивановну Цветаеву я считаю принцессой русской поэзии. Она так самоотреченно была влюблена в поэзию, что часто в других любила ее больше, чем в себе. Отсюда столько стихотворных посвящений поэтам, ее современникам: В. Брюсову, А. Ахматовой, А. Блоку, В. Маяковскому, Б. Пастернаку, Антокольскому и многим другим. Но поистине первой и неизменной ее любовью был Александр […]...
- Литературные параллели: Пушкин и Ахматова Мусульманский колорит в ахматовской “Сказке о черном кольце”, как и в пушкинском стихотворении, лишь косвенным образом связан с реальными обстоятельствами – не больше, чем Одесса с Крымом. Псевдоним Анны Андреевны Горенко – Анна Ахматова,- как известно, был выбран не случайно. По материнской линии в роду были татары. Но девичья фамилия ее бабушки – Мотовилова; Ахматова […]...
- Литературные параллели: Пушкин и Ломоносов Пушкин, как и Ломоносов, вводит в литературный язык как книжные, так и разговорные средства выражения в отличие от карамзинистов, которые борются с книжными элементами, или от шишковистов, которые борются с элементами разговорными. Однако, в отличие от Ломоносова, Пушкин не связывает разнообразие языковых средств с иерархией жанров; соответственно, употребление славянизмов или русизмов не обусловлено у него, […]...
- Женская лирика (Сочинение по творчеству А. Ахматовой и М. Цветаевой) Начало 20 века в русской литературы немыслимы без имен Анны Ахматовой и Марины Цветаевой. Своим творчеством эти женщины-поэты не только украсили свое время, но и внесли, каждая по-своему, большой вклад в русскую поэзию. Их поэзия, как доказало время, вечно. Поэзия Анны Ахматовой – это своеобразный гимн женщине. Так, в хрестоматийном стихотворении “Сжала руки под темной […]...
- Строки стихотворений Цветаевой Моим стихам, как драгоценным винам, Настанет свой черед. Это заключительные строки стихотворения “Моим стихам, написанным так рано…”. В них Цветаева использует сравнение и выразительный эпитет (“драгоценные вина”). Строки означают, что, несмотря на модные веяния и катаклизмы эпохи, на неуспех у читателей первых сборников, Цветаева уверена в ценности своих произведений. Я тоже была, прохожий! Прохожий, остановись! […]...
- Что имеет в виду Копылова, утверждая, что в любовной лирике Ахматовой и Цветаевой есть “созвучье и разнозвучье”? Что имеет в виду Н. И. Копылова, утверждая, что в любовной лирике А. Ахматовой и М. Цветаевой есть “созвучье и разнозвучье”? Размышляя над поставленным вопросом, вспомните, какое важное место занимает любовная лирика в творчестве А. Ахматовой и М. Цветаевой. Покажите разнообразие любовных мотивов, рассмотрите сюжетные модели, охарактеризуйте образную структуру и особую философию и эстетику в […]...
- Темы и образы лирики М. Цветаевой Разбросанным в пыли по магазинам (Где их никто не брал и не берет!) Моим стихам, как драгоценным винам, Настанет свой черед. М. Цветаева План I. Трагичность судьбы поэта. II. Исповедальность лирики М. Цветаевой. 1. Любовная лирика. 2. Жизнь в эмиграции. Тоска по родине. 3. Стихи, посвященные любимым поэтам. III. Поэт умирает, поэзия остается. Марина Цветаева […]...
- Ранняя лирика Ахматовой и Цветаевой В начале XX века в ряду блистательных имен женской поэзии появились два ярких имени – Анна Ахматова и Марина Цветаева. Будет ли преувеличением сказать, что в эту пору “серебряный век” русской поэзии обрел своих цариц, не уступавших масштабом дарования давно и признанно “коронованным” В. Брюсову и А. Блоку, С. Есенину и Б. Пастернаку? За всю […]...
- Пушкинская тема в творчестве А. Ахматовой А. С. Пушкин для поэзии серебряного века – концентрированное выражение культуры прошлого. Поэтому его “сбрасывали с корабля современности (футуристы), присваивали в единоличное владение (“Мой Пушкин” М. Цветаевой) и одновременно считали воплощением того гармонического мировидения, которое не должно быть поколеблено даже самыми смелыми новациями. Пушкинская тема звучит в произведениях А. Блока, В. Маяковского, М. Цветаевой. Как […]...
- Тема любви в творчестве Марины Цветаевой Жизнь Марины Ивановны Цветаевой составляли и украшали две страсти – стихи и любовь. Ими она жила, они были ее воздухом, которым она упивалась, они, собственно, и были ею. Творчество поэтессы неотделимо от страниц биографии. Ее поэзия – это поэзия живой жизни человеческой души, а не придуманных “заоблачностей”, не рассудочных построений. Лирическая героиня ее стихов и […]...
- План сочинения: Тема одиночества в поэтическом творчестве Марины Цветаевой Тема одиночества в поэтическом творчестве Марины Цветаевой Абсолютное одиночество как характерное состояние Цветаевой-поэта, рожденное постоянным противостоянием с окружающим миром и внутренним конфликтом между бытом и бытием. Характерные ипостаси одиночества в поэтическом творчестве Цветаевой: 1) одиночество несбывшейся любви или дружбы, трагическая ситуация “разрозненной пары” – “Двое” (1924), “Жизни” (1924), “Поэма Горы” (1924), “Поэма Конца” (1924) и […]...
- Эволюция Ахматовой от “я” до “мы” и трагическое одиночество Цветаевой Между ранней любовной лирикой и поздним творчеством и Ахматовой и Цветаевой – огромная полоса: тут были смерть, разруха, потери, предательства, перевернутый быт, безысходное ощущение катастрофы, было все, что только может выпасть на долю человека, застигнутого сменой эпохи. Но как все живое, их лирика продолжала жить, отказывалась быть надгробным украшением. “Скрытый двигатель” поэзии Цветаевой – жадная […]...
- Образ Иисуса Христа в творчестве Марины Цветаевой Следует, говоря о нравственно-этическом воспитании будущей поэтессы, отметить, что в семье Цветаевых не было систематического религиозного воспитания (как оно описывается во многих воспоминаниях детства – церковные традиции, усердное посещение церквей, молитвы). По свидетельству Анастасии Цветаевой, родители праздновали христианские праздники (Рождество, Пасха), прививали любовь к ним детям, знакомили с библейскими легендами, евангельскими притчами, религиозными обрядами, но […]...
- “А в наши дни и воздух пахнет смертью…” (пророческий характер лирики Б. Л. Пастернака, М. И. Цветаевой, А. А. Ахматовой) “А в наши дни и воздух пахнет смертью…” – строки из четверостишия, принадлежащего к циклу “Разрыв”: Яне держу. Иди, благотвори. Ступай к другим. Уже написан Вертер А в наши дни и воздух пахнет смертью: Открыть окно, что жилы отворить. Стихотворение это и весь цикл посвящены извечной теме любви, терзающей всех поэтов. Однако строки о воздухе, […]...
- Сочинение на тему: Темы и образы лирики М. Цветаевой Марина Цветаева удивительная женщина. Ее судьба была сложной, трагичной и жестокой. Если говорить о поэтах-женщинах, то, наверное, Марина Цветаева, как и Анна Ахматова, принадлежит к тем немногим русским поэтам, которых будут читать и в третьем тысячелетии. Цветаева своей жизнью доказала, что горе – это не позор, а несчастье и гордость могут идти рядом. И еще […]...
- Темы и образы Марины Цветаевой Творчество М. И.Цветаевой – яркий пример оригинального творческого мастерства, последовательного служения искусству. С ранних лет она поняла, что судорожно торопится жить. Поэзию же М. И.Цветаева воспринимала как органичную часть духовного существования. В первых же стихотворениях поэта обозначились основные темы всего последующего творчества: любовная, философская, тема родной земли, а также тема поэта и поэзии, традиционная для […]...
- Как в творчестве А. А. Ахматовой раскрывается тема личности и истории? (ЕГЭ по русскому) Русская поэтесса с известным именем А. А. Ахматова творила в эпоху, что теперь наименована Серебряным веком. Женщина с непростой судьбой много бед повидала на жизненном пути. Лирические произведения поэтессы отражают отечественную историю и ее личные переживания. Ахматовой было создано в 1922 году стихотворение, содержащее дух патриотизма “Не с теми я, кто бросил землю…”. Через него […]...
- Годы войны и революции в творчестве Цветаевой М. И 1914-1916 годы были для Цветаевой очень плодотворными. Она много писала, печаталась в журналах, выступала на поэтических вечерах, познакомилась с М. Кузми-ным, О. Мандельштамом. Ее имя становится известным. Осенью 1914 года семья Цветаевой после долгих поисков подходящего жилья переехала в “волшебный дом” в Борисоглебском переулке. Дочь поэтессы Ариадна вспоминала: “Дом, в котором проходили мамины молодые и […]...
- Образ Пушкина в раннем творчестве Анны Ахматовой На примере стихотворения “Смуглый отрок бродил по аллеям…” Описание событий в романах и других произведениях Пушкина неисчерпаемо, возможны разные подходы к нему, в том числе и подход к прочтению и пониманию Пушкина через исследовательские материалы Ахматовой (или “штудии”, как называла их сама поэтесса). Правда, не сразу Ахматова начала заниматься серьезным изучением творчества Пушкина. Пытаясь найти […]...
- Блоковская тема в творчестве Анны Ахматовой Я пришла к поэту в гости… А. Ахматова “Серебряный век” русской поэзии богат именами и произведениями. Поэтов связывали сложные, противоречивые, порой ревнивые отношения. Но почти все они признавали масштаб личности Александра Блока, последнего великого русского поэта. И все, так или иначе, испытали на себе его влияние. Не стала исключением и Анна Ахматова. Она была знакома […]...
- Тема Москвы в творчестве М. Цветаевой Москва! Какой огромный Странноприимный дом! Всяк на Руси – бездомный. Мы все к тебе придем. М. Цветаева М. Цветаева – поэт самобытный, смелый, яркий. Она – человек трагической судьбы, бесконечно любящий свою Родину, хотя родная страна принесла ей много горя. Москва для М. Цветаевой – город особый. Она здесь родилась, провела детство, здесь же прошли […]...
- Петербург в творчестве А. Ахматовой Петербург – город, который более трехсот лет своего существования волновал души поэтов, художников, всех людей, которые хоть раз в нем побывали. О Петербурге писали и в XIX, и в XX, немало строк будет посвящено ему и в XXI веке. Как и все большие города, Петербург имеет два лица – сверкающее огнями, витринами, захватывающее красотой строений […]...
- Темы и образы лирики М. И. Цветаевой Жизнь посылает некоторым поэтам такую судьбу, которая с первых же шагов сознательного бытия ставит их в самые благоприятные условия для развития природного дара. Такой (яркой и трагической) была судьба Марины Цветаевой, крупного и значительного поэта первой половины нашего века. Все в ее личности и поэзии (для нее это нерасторжимое единство) резко выходило из общего круга […]...
- Тема поэта и поэзии в творчестве А. Ахматовой В русской классической литературе тема поэта и поэзии является одной из ведущих. Стихи такого рода всегда представляют собой своеобразный творческий самоотчет, напряженную авторскую исповедь, почему и приковывают к себе внимание читателя. Поэт в XIX веке – пророк, его слово – оружие в борьбе с общественными недугами. В кризисном XX веке понимание поэзии и ее значимости […]...
- Тема родины в творчестве М. Цветаевой (на примере произведения “Стихи о Москве”) Тема родины в творчестве писателей начала XX века занимает центральное место. Наиболее ярко это проявляется в произведениях поэтов и прозаиков, не принявших революцию и покинувших Россию, чтобы вдали от родного дома воспевать многострадальную страну, обращая к ней свои сокровенные мысли и переживания. Одним из таких поэтов была Марина Цветаева. Судьба поэтессы М. Цветаевой сложна и […]...
- Любовь и Россия в жизни и творчестве М. Цветаевой Марина Ивановна Цветаева родилась в Москве 26 сентября 1892 года. Если влияние отца, Ивана Владимировича, университетского профессора и создателя одного из лучших московских музеев (ныне Музей изобразительных искусств), до поры до времени оставалось скрытым, подспудным, то мать, Мария Александровна, страстно и бурно занималась воспитанием детей до самой своей ранней смерти. “После такой матери мне осталось […]...
- ЛЮБОВЬ В ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ ..Л обращаюсь с требованием веры И с просьбой о любви… М. Цветаева Талант Марины Ивановны Цветаевой про- явился очень рано. С детских лет ее душа стремилась много понять и прочувствовать, узнать и оценить. Конечно же, такая пылкая и порывистая натура не могла не любить и обойти стороной великое чувство любви в сво- ем творчестве. Любовь […]...
- Сочинение на тему: “Москва и Родина в творчестве М. Цветаевой” Талантливая поэтесса с ранних своих стихов обратила на себя внимание литературоведов и любителей русской словесности. Ее своеобразный стиль, сильный чистый голос в поэзии, кипение страстей и мук, впечатлительность не могли остаться незамеченными. Марине Цветаевой выпало испытание создавать свои произведения в нелегкое время, вы переломную эпоху. Многие творческие люди, современники поэтессы, остро чувствующие и как личное […]...
- Развитие традиций женской поэзии в лирике Ахматовой и Цветаевой Любовный роман, развертывавшийся в предреволюционных стихах и Ахматовой и Цветаевой, был шире и многозначительней своих конкретных ситуаций. В их любовные романы входила эпоха. В сложной музыке ахматовской лирики жила и давала о себе знать особая, странная пугающая дисгармония. Она писала впоследствии, что постоянно слышала непонятный гул, как бы некое подземное клокотание, сдвиг и трение тех […]...
- Любовь и Россия в жизни и творчестве Марины Цветаевой 26 сентября 1892 года в Москве родилась Марина Цветаева. Жилось ей сложно, она не знала и не пыталась найти покоя и благоденствия, всегда была в полной неустроенности, искренне утверждала, что “чувство собственности” у нее “ограничивается детьми и тетрадями”. Детство, юность и молодость Марины Ивановны прошли в Москве и в тихой подмосковной Тарусе, отчасти за границей. […]...
- Пушкинская тема в творчестве Марины Цветаевой Пушкинскую руку Жму, а не лижу… М. Цветаева Пушкин – вечный спутник русской литературы. На протяжении почти двух столетий он был советчиком, другом, современником для многих русских поэтов от Тютчева до Вознесенского. И для Марины Цветаевой Пушкин был первой и неизменной поэтической любовью. Она говорила о Пушкине и в стихах, и в прозе. Цветаева любила […]...
- Новое литературное течение и его особенности в творчестве Анны Ахматовой Имя А. А. Ахматовой стоит в одном ряду с такими поэтами, как М. Кузмин, О. Мандельштам, Н. Гумилев, когда речь заходит об акмеизме. Для начала стоит разобраться, что же такое акмеизм. Этим термином называют течение в русской поэзии 1910-х гг., последователи которого отошли от символистских стремлений к идеальному, от текучих и многозначных образов и обратились […]...
- Сочинение на тему: “Тема России в творчестве М. Цветаевой” В 1922 году Цветаева уехала за границу к мужу. В ее стихах эмигрантского периода видны чуждость эмигрантской литературной сред, тоска по родной земле: Русской ржи от меня поклон. Ниве, где баба застится. Следует отметить и другое: патриотизм Цветаевой продолжал углубляться из-за неприятия контрастов европейской жизни, в которой она опять встретила своих прежних врагов. Два на […]...
- Лирический герой в творчестве А. А. Ахматовой А. Ахматова занимает исключительное место в русской поэзии XX века. Современница великих поэтов периода так называемого серебряного века, она стоит гораздо выше многих из них. В чем причина столь удивительной силы стихов Анны Ахматовой? На мой взгляд, в то сумбурное и страшное время, в которое выпало жить поэтессе, в тот момент, когда многое необходимо было […]...
- Я люблю Пушкина Цветаевой (цикл М. Цветаевой “Стихи Пушкину”) Пушкиным не бейте! Ибо бьют вас – им! М. Цветаева Марину Цветаеву я считаю принцессой русской поэзии. Она так самоотреченно была влюблена в поэзию, что часто в других любила ее больше, чем в себе. Отсюда столько посвящений великим поэтам, ее современникам, ее принцам духа: А. Блоку, В. Маяковскому, Б. Пастернаку, П. Антокольскому и многим другим. […]...
- Тема предназначения поэта и поэзии в творчестве М. Цветаевой “Для меня стихи – дом…”, – писала Марина Ивановна Цветаева. Этим домом поэтесса владела сполна и оставила его непохожим на другие – теплым, высоким, красивым и светлым, в который хочется возвращаться снова и снова. Разбросанным в пыли по магазинам (Где их никто не брал и не берет!), Моим стихам, как драгоценным винам, Настанет свой черед. […]...
- Москва в творчестве Марины Цветаевой Марина Ивановна Цветаева родилась в 1892 году в Москве. Пожалуй, нет ни одного поэта, который бы столь сильно любил этот древний город. Куда бы ни заносила судьба великую русскую поэтессу, Цветаева рвалась в Москву, которая была для нее воплощением русского духа, непокорного и самобытного. Первые строки, посвященные исчезающим “домикам старой Москвы”, написаны Цветаевой еще в […]...