Литературные направления и течения
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ
Литературные направления и течения
1. Литературное направление — часто отождествляется с художественным методом. Обозначает совокупность фундаментальных духовно-эстетических принципов многих писателей, а также ряда группировок и школ, их программно-эстетических установок, используемых средств. В борьбе и смене направлений наиболее отчетливо выражаются закономерности литературного процесса. Принято выделять следующие литературные направления:
А) Классицизм,
Б) Сентиментализм,
В) Натурализм,
Г)
Д) Символизм,
Е) Реализм.
2. Литературное течение — часто отождествляется с литературной группировкой и школой. Обозначает совокупность творческих личностей, для которых характерна идейно-художественная близость и программно-эстетическое единство. Иначе, литературное течение — это разновидность (как бы подкласс) литературного направления. Например, применительно к русскому романтизму говорят о «философском», «психологическом» и «гражданском» течении.
В русском реализме некоторые выделяют «психологическое» и «социологическое» течение.
- Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения Историко-литературный процесс — совокупность общезначимых изменений в литературе. Литература непрерывно развивается. Каждая эпоха обогащает искусство какими-то новыми художественными открытиями. Изучение закономерностей развития литературы и составляет понятие » историко-литературный процесс «. Развитие литературного процесса определяется следующими художественными системами: творческий метод, стиль, жанр, литературные направления и течения. Непрерывное изменение литературы — […]...
- ЛИТЕРАТУРНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ (МЕТОДЫ) И ТЕЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ (МЕТОД) — совокупность основных особенностей творчества, сформировавшихся и повторяющихся в определенный исторический период развития искусства. При этом черты данного направления могут прослеживаться у авторов, творивших в эпохи, предшествовавшие формированию самого направления (черты романтизма у Шекспира, черты реализма в «Недоросле» Фонвизина), а также в последующие эпохи (черты романтизма у Горького). Выделяются четыре основных литературных […]...
- «Серебряный век» русской поэзии. Литературные направления, течения в поэзии На рубеже XIX-XX веков в русской литературе, как в большинстве европейских литератур, ведущую роль играют модернистские течения, которые наиболее ярко проявились в поэзии. Эпоху модернизма в русской литературе называют «серебряным веком». Специфика «серебряного века» заключается в том, что, осуществляя творческие поиски на общих принципах модернизма в конце XIX в., писатели в начале XX века, должны […]...
- ОСНОВНЫЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ (КЛАССИЦИЗМ, РОМАНТИЗМ, РЕАЛИЗМ) Литературное направление — это идейно-эстетическая общность группы писателей определенной страны и эпохи, получившая программное обоснование. Принадлежность писателей к одному направлению определяется единством культурной традиции, относительным сходством мировосприятия и способов воспроизведения действительности. В истории русской литературы наиболее значительными направлениями были классицизм, романтизм и реализм. Литературное направление отличается от течения. К одному направлению могут принадлежать писатели, разные […]...
- Национальное своеобразие русской литературы. Литературные направления 1840-х годов Существенные изменения в содержании и формах русской художественной литературы, знаменовавшие ее переход на новую ступень исторического развития, происходили уже в 1840-е годы. В стране господствовала атмосфера тяжелой правительственной реакции. Литература и журналистика находились под невыносимым цензурным гнетом. Но глубокие сдвиги, наметившиеся в недрах русского общества, активизировали общественную мысль и возбуждали новые идейные интересы. К середине […]...
- Теория литературы: Какие литературные течения получили свое развитие в XX ст.? Литература XX ст. поражает своим разнообразием. В конце XIX ст., разочаровываясь во временных идеалах и средствах их художественного воплощения в литературных произведениях, писатели почти полностью отказываются от творческого метода, который получил название критического реализма. К началу XX ст. критический реализм исчерпал свои возможности и пришел в упадок. Разочарование писателей в этом творческом методе, обусловило появление […]...
- Новые литературные направления начала ХХ века Несмотря на большую разницу между двумя партиями интеллигентов-радикалов (старыми народниками и новыми марксистами), у них были и некоторые общие незыблемые принципы: в первую очередь, агностицизм и стремление подчинить все человеческие ценности идее социального прогресса и политической революции. Образованные консерваторы и славянофилы тоже взяли за правило ставить политическое и социальное превыше всех остальных ценностей, и православие […]...
- Тарас Шевченко и европейские литературные направления В европейском искусстве ХІХ ст. было немало художников, которые походили из высших слоев общества и обрабатывали тему простонародья на манер О. Венецианова, «пейзанскую» манеру которого не воспринимал Шевченко. Такими были дрезденский рисовальщик Людвиг Рихтер, который чарующе изображал немецкую народную жизнь, прежде всего родственную идиллию. График Леон Пети с большой симпатией воссоздавал сцены сельской жизни — […]...
- «Без идеала нет твердого направления, а нет направления — нет жизни». Л. Н. Толстой. (По одному из произведений русской литературы. — АЛ. Платонов. «Чевенгур».) Слова Л. Толстого о том, что «без идеала нет жизни», относятся и к людям, чьи идеалы ложные, внушенные власть имущими людям, напоминающим зомби, в которых жизненное начало подменено фанатической верой в чуждые им идеи. А. Платонов подчеркивает неосознанное состояние человека, забывшего о своем существовании, человека безыдейного: «…точно все живущее находилось где-то посреди времени и своего […]...
- Без идеала нет твердого направления, а нет направления — нет жизни Наиболее непосредственно и прямо цели А. Н. Островского, его идеология воплощаются в реалистических пьесах, овеянных в той или иной мере романтикой, в таких как «Доходное место», » Гроза » и » Бесприданница « Здесь прекрасен сам предмет изображения — ведущие положительные герои. Той же цели, устремляя читателей и зрителей к морально-прекрасному, служат и обличительно-сатирические пьесы […]...
- Направления в русской литературе В этом сочинении мы рассмотрим основные направления в русской литературе (классицизм, реализм, синтементализм и романтизм) и их особенности. Черты классицизма: Классицизм (от лат. «образец») — художественное направление, для которого характерно высокая гражданская тематика, строгое соблюдение определенных творческих норм и правил. Писатели-классицисты целью литературы считали — воспитание людей в верности абсолютистскому государству, а выполнение обязанностей перед […]...
- Тематические направления сочинения на 2014-2015 учебный год 1.«Недаром помнит вся Россия.» 200-летний юбилей М. Ю. Лермонтова. Темы сочинений, сформулированные на материале творчества М. Ю. Лермонтова, нацеливают на размышления о своеобразии творчества М. Ю. Лермонтова, особенностях проблематики его произведений, специфике художественной картины мира, характерных чертах лермонтовского героя и т. п. 2. Вопросы, заданные человечеству войной Темы данного направления ориентируют обучающихся на размышления о […]...
- Литературные принципы Белинского на примере статьи о М. Ю. Лермонтове В статье «Герой нашего времени» (1840) Белинский еще не отказался от теоретических предпосылок философии «примирения с действительностью», однако, признавая жизненность, типичность образа Печорина, критик стремится понять этот характер, чуждый «примирительных» настроений, как исторически закономерное явление, как «героя» времени. В глубоком психологическом анализе внутреннего мира Печорина Белинский ставит важнейшие вопросы современности. Критик приходит к мысли, что […]...
- Создание и анализ течения «Акмеизм» в поэзии Акмеизм (от греч. акте — высшая степень чего-либо; расцвет; вершина; острие) возник в 1910-е гг. в кружке молодых поэтов, поначалу близких символизму. Стимулом к их сближению была оппозиционность к символистской поэтической практике, стремление преодолеть умозрительность и утопизм символистских теорий. В октябре 1911 г. было основано новое литературное объединение — «Цех поэтов». Название кружка указывало на […]...
- Литературные параллели: Пушкин и Ломоносов Пушкин, как и Ломоносов, вводит в литературный язык как книжные, так и разговорные средства выражения в отличие от карамзинистов, которые борются с книжными элементами, или от шишковистов, которые борются с элементами разговорными. Однако, в отличие от Ломоносова, Пушкин не связывает разнообразие языковых средств с иерархией жанров; соответственно, употребление славянизмов или русизмов не обусловлено у него, […]...
- «Серебряный век» русской поэзии — Имена, даты, направления Николай Гумилев. Многие десятилетия мы были обречены на слухи и домыслы о его судьбе и о жизни его, и уж тем более об обстоятельствах гибели. В час, когда он родился, морская крепость Кронштадт была сотрясаема штормом. Старая нянька увидела в этом своеобразный знак, сказав, что у родившегося «будет бурная жизнь». И она оказалась права: поиски, […]...
- Характеристика классицизма как литературного направления, черты русского классицизма Классицизм прежде всего следует рассматривать как художественное направление, объединившее по своим философским, политическим и эстетическим позициям деятелей искусства, выражавших идею поддержки сильного централизованного государства во главе с абсолютным монархом, укрепляющим единство страны. Во Франции XVII века, а затем и в России XVIII века классицизм становится единым общегосударственным стилем в литературе и других видах художественного творчества. […]...
- Возникновение жанрово-стилевого течения Многое из того, что впервые заявило о себе в 20-е годы, получило мощный импульс в период 30-х годов. Возникли жанрово-стилевые течения, которых не было прежде. Так, например, расширение этического диапазона, углубление исторического мышления привели к более органическому проникновению эпического содержания во все поэтические роды и, как следствие этого, к насыщению стилевой ткани произведений философским началом. […]...
- Анализ стихотворения Толстого «Против течения» Алексей Толстой по своей натуре не был бунтарем, однако его увлечение литературой мало кто одобрял в светском обществе. Виной всему было графское происхождение поэта, который хоть и воспитывался без отца, но обязан был по роду своей деятельности соответствовать титулу. Вообще же стоит отметить, что увлечение различными видами искусства и литературой в 19 веке приветствовалось в […]...
- Важнейшие направления развития дореволюционного творчества Маяковского Важнейшие направления развития дореволюционного творчества В. Маяковского. В первом этапе творчества Маяковского отчетливо прослеживаются две тенденции, определяющие содержание и стилистические особенности его лирики и поэм. Прежде всего Маяковский выступает обличителем современного буржуазного общества. «Пощечина общественному вкусу» — так назывался манифест футуристов, где они определяли принципы своего отношения к миру и поэзии. Решительная нигилистическая расправа с […]...
- Основные направления литературной критики в истории культуры XIX века В истории русской культуры XIX в. выдающуюся роль играла литературная критика. Еще со времен декабристов и тем более Белинского стало традицией обращение критики к проблемам не только чисто литературным, но и общественно-политическим, философским, нравственным. В период подъема общественного движения, в канун первой революционной ситуации, когда особенно возросло значение литературы и журналистики, в русской критике Также […]...
- Литературные интересы молодого Шиллера Первые литературные опыты будущего поэта относятся еще к тому времени, когда он жил в родительском доме. Религиозное воспитание, полученное им в детстве, обусловило то, что эти опыты представляли собой главным образом обработку библейских сюжетов. В то время образцом поэзии для мальчика были произведения известного немецкого поэта, старшего современника Шиллера, — Клопштока. Фридрих Готлиб Клопшток был […]...
- Художественные направления мирового искусства второй половины XX века Яркими страницами мирового искусства второй половины ХХ века стали такие художественные направления, как «арт повера» , «лэнд-арт» и «видео-арт». Для создания своих шедевров художники «арт повера» используют материалы разнообразного происхождения: дерево, ветошь, пластмассу, бумагу, автомобильные каркасы — все, что существует в повседневном быту человека. Художники совмещают эти материалы в одной композиции, наделяя нетрадиционным смыслом. Представители […]...
- Исикава Такубоку основоположник направления в поэзии в форме танка Исикава Такубоку стал основоположником реалистического направления в форме танка. И не только основоположником — до сих пор ни один японский поэт не достиг в танка тех вершин реалистического мастерства, которые были доступны гению Исикава Такубоку. Стиль пятистиший Исикава Такубоку отмечается предельной простотой выражения и вместе с тем глубоким психологизмом, отсутствием принужденности, а из-за этого — […]...
- Течения в русской литературе :: Футуризм Футуризм (от лат. futurum — будущее) возник почти одновременно в Италии и России. Впервые русский футуризм проявил себя публично в 1910 г., когда вышел в свет первый футуристический сборник «Садок судей» (его авторами были Д. Д. Бурлюк. В. В. Хлебников и В. В. Каменский). Вместе с В. В. Маяковским и А. Е. Крученых эти поэты […]...
- Создание и анализ течения «Символизм» в поэзии Символизм — первое и самое значительное из модернистских течений в России. По времени формирования и по особенностям мировоззренческой позиции в русском символизме принято выделять два основных этапа. Поэтов, дебютировавших в 1890-е гг., называют «старшими символистами» (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, Ф. К. Сологуб и др.). В 1900-е гг. […]...
- Литературные роды. Жанры литературы Литературные роды. Жанры литературы Эпос, лирика, драма Литературный род — группа жащюв, обладающих сходными структурными признаками. Художественные произведения очень отличаются по выбору изображаемых явлений действительности, по способам ее изображения, по преобладанию объективного или субъективного начал, по композиции, по формам словесного выражения, по изобразительно-выразительным средствам. Но при этом все эти разнообразные литературные произведения можно поделить на […]...
- Модернистские течения < p>Модернистские течения 1920-х гг. поставили перед собой задачу создать иную, чем в реализме, концепцию человека, иначе обозначает координаты его характера и иначе воспринимает действительность. Неправомерно видеть в нем лишь формальные приемы — нежизнеподобную поэтику, алогизм образов, «заумь» и т. п. За формой кроется и новое содержание: модернизм предлагает иные мотивации характера, воспринимает действительность как […]...
- Какие существуют литературные жанры? Литературные жанры — это более мелкие группы произведений внутри литературных родов. Произведения, принадлежащие к одному жанру, имеют некоторые общие признаки. В эпосе различают жанры романа, рассказа, эпопеи, очерка и др. Роман — это произведение большого объема, зачастую способное давать широкую картину общественной жизни. Основной проблемой романа является проблема личyости, становления и развития ее характера, В русской […]...
- Эстетические и литературные взгляды Чернышевского Основные положения эстетики Чернышевского наиболее полно отражены в его диссертации «Эстетические отношения искусства к действительности» (1855). Само название очень точно передает замысел автора и суть его работы. Как соотносятся искусство и действительность? Это важнейший вопрос эстетики, который решается по-разному в зависимости от того, кто на него дает ответ: материалисты или идеалисты. Во времена Чернышевского в […]...
- С какой целью М. Горький создал «Литературные портреты»? С какой целью М. Горький создал «Литературные портреты»? Почему слова Сатина о человеке не являются истиной? Слова Сатина о том, что человек — это звучит гордо, на фоне нищенской жизни ночлежки звучат искусственно, декларативно и отвлеченно. Это идеальная правда о человеке, не имеющая никакого отношения к действительности. Каков итог появления Луки в ночлежке («На дне» […]...
- Символизм, Импрессионизм и экспрессионизм как литературные явления Символизм, или декаденство — направление в европейском и русском искусстве 1870-1910-х гг.; сосредоточено преимущественно на художественном выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущностей и идей, смутных, часто изощренных чувств и видений. Философско-эстетические принципы символизма восходят к сочинениям А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, Ф. Ницше, творчеству Р. Вагнера. Символизм возник как реакция на господство в гуманитарной сфере норм […]...
- Расцвет сентиментализма как литературного направления Среди сентименталистов наибольшей творческой самостоятельностью отличался Иван Иванович Дмитриев (1760-1837), основные произведения которого относятся еще к XVIII в. Сотрудничая с Карамзиным в «Вестнике Европы», Дмитриев писал в эти годы почти исключительно в басенном жанре. Заимствуя сюжеты у Лафонтена и других французских поэтов, придавая стилю басни черты салонного изящества, Дмитриев сумел все же отразить некоторые стороны […]...
- Литературные термины в школьных сочинениях Общественная жизнь чрезвычайно сложна и многогранна. В ней происходят разнообразные события, явления и процессы. Сложен характер и самого человека, его духовный мир, деятельность, взаимоотношения с другими людьми. Общество живет в определенных социальных и экономических условиях, в определенной географической среде. Художественная литература в процессе своего многовекового развития выработала разнообразные формы произведений, которые правдиво, полно, ярко отображают […]...
- Основные направления в развитии русской поэзии середины XIX в Еще в 40-х гг. XIX в. поэзия явно уступала место прозе. Прошло относительно немного времени, и положение изменилось. Уже в следующее десятилетие поэзия вновь занимает достойное место в литературном движении, в ряде случаев она даже опережает и стимулирует художественные поиски в области прозы. В русской поэзии середины XIX в. общепризнанным считается наличие двух направлений. С […]...
- Церковные и противоцерковные направления во второй половине XV в Для того чтобы уяснить идейную обстановку, в которой создавалась русская литература на протяжении XV-XVI и отчасти XVII вв., необходимо познакомиться с церковными и противоцер-ковными направлениями, оформившимися во второй половине XV в. и своим идейным и культурным характером воздействовавшими в очень большой мере на характер развития литературы. Начиная с XIV в. на Руси получают усиленное развитие […]...
- Символ течения Времени в поэзии Ахматовой Ощущение конкретного, почти телесного и плотского течения Времени — вообще характерная особенность художественного мировоззрения поздней Ахматовой. Она стала пристрастна к числам, наименованиям эпох, веков, столетий. Все существующее или существовавшее на земле отныне представляется ей помещенным в тот или иной определенный отрезок времени. Она не признает ничего, что претендует самонадеянно находиться вне времени и пространства. Оттого […]...
- Новые направления художественной литературы XIX века (романтизм, реализм) Обличая пороки и предрассудки феодального строя, лучшие умы «века Просвещения» призывали к установлению иного порядка, при котором жизнь человека и общества управлялась бы законами разума, а государство заботилось бы о всеобщем благе. Поэтому, когда в конце этого же века произошла Великая французская революция, многие современники восприняли ее как начало осуществления провозглашенных просветителями идеалов Свободы, Равенства […]...
- ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОРТРЕТЫ МАКСИМ ГОРЬКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОРТРЕТЫ В книгу входят написанные в разное время очерки о крупных личностях: В. И. Ленине, революционере Камо, меценате Савве Морозове, писателях Льве Толстом, Владимире Короленко, Антоне Чехове, Сергее Есенине и других. Очерки глубоко личностные, основанные на личных встречах и беседах. О ЧЕХОВЕ * * * …Часто бывало у него: говорит так тепло, […]...
- Основные направления французской литературы XVIII века В аристократической среде господствующее положение заняла культура рококо, нашедшая отражение и в литературе. Этому утонченному, но поверхностному направлению противостоит литература Просвещения, в которой выделяются несколько направлений: просветительский классицизм, просветительский реализм, сентиментализм. Параллельно Просвещению все более набирает силу антипросветительское течение, которое сейчас именуют предромантизмом. Стиль рококо во Франции. Со времен Регентства в аристократической среде наблюдается упадок […]...