“Литературное искусство” как “невероятное страдание”
Написанию нового произведения для Бунина предшествовал поиск “звука”: “Для меня главное – это найти звук. Как только я его нашел – все остальное дается само собой”. Под “звуком” Бунин подразумевал поэтический настрой будущего произведения, эмоциональный и звуковой камертон.
Первые прозаические произведения имеют так называемый ослабленный сюжет, не соотносятся с классической формой рассказа; их можно назвать стихотворениями в прозе. Бунин отмечал: “Мне хочется писать без всякой формы, не согласуясь ни с какими
В начале 1810-х годов Бунин делает сюжет более выразительным, форма его произведений становится изощренной (например, рассказ “Легкое дыхание”). Но это мастерское исполнение дается Бунину огромным трудом: “Но какая мука, какое невероятное страдание литературное искусство! Я начинаю писать.
Говорю самую простую фразу, но вдруг вспоминаю, что подобную этой фразе сказал не то Лермонтов, не то Тургенев. Многие слова – а их невероятно много – я никогда не употребляю, слова самые обыденные… Не могу”.
Готовя рукописи к переизданию, Бунин продолжал дорабатывать свои произведения, “всегда строго и взыскательно относился к своим рассказам, особенно к тем, которые были написаны много лет назад” (Л. Никулин).
- Страдание и счастье Леси Украинки О Лесе Украинку написано так много, что по отдельным высказываниям невозможно рассмотреть человеческую личность великой дочери нашего народа. Иван Франко лично знал поэтессу, интересовался ее творчеством, писал критические статьи о ее отдельных произведениях и сборниках и своим гениальным пером создал образ Леси Украинки как художника, который был настроен лишь на борьбу. “Сей талант сильный, насквозь […]...
- Искусство создания характера (По рассказу И. А. Бунина “Господин из Сан-Франциско”) Для того чтобы оценить искусство писателя в создании характера, рассмотрим рассказ И. Бунина “Господин из Сан-Франциско” внимательно, аналитически. Начнем с даты написания произведения. В книге “Иван Бунин. Избранная проза”, изданной в 1998 году, рассказ “Господин из Сан-Франциско” датируется октябрем 1915 года. В это время сам Бунин путешествовал, и в рассказе главный герой тоже странствует, посещая […]...
- Искусство создания характера. (По одному из произведений русской литературы XX века. – И. А. Бунин. “Господин из Сан-Франциско”.) Для того чтобы оценить искусство писателя в создании характера, рассмотрим рассказ И. А. Бунина “Господин из Сан-Франциско” внимательно, аналитически. Во многих своих произведениях Бунин стремился к широким художественным обобщениям, анализировал общечеловеческую сущность любви, рассуждал о загадке жизни и смерти. Описывая определенные типы людей, писатель также не ограничивался русскими типами. Часто мысль художника принимала мировой масштаб, […]...
- “Жизнь коротка, искусство вечно” (1) “Жизнь коротка, искусство вечно”, – так говорили древние римляне. Это выражение означает, что ценности, воплощенные в произведениях искусства, вечны и не теряют своей значимости. Глядя на великие архитектурные сооружения прошлого, убеждаешься в том, что это изречение абсолютно верно. Но как быть с произведениями словесного искусства? Английский прозаик и драматург Уильям Сомерсет Моэм как-то заметил, что […]...
- Литературное произведение как отражение взглядов автора (по творчеству Н. В. Гоголя) “Мертвые души” все сочли (пусть ложно) за копию с действительности, подписав под творениями – “с подлинным верно”. В. Розанов Лучшие литературные критики России единодушно и справедливо считали и считают Н. В. Гоголя первостепенным художником русского слова, гигантом философской мысли. Наверное, только Пушкин удостоился стольких восхищенных отзывов о своем творчестве от русских мыслителей. Особенно ярко Гоголь […]...
- Реализм как литературное направление Реализм на рубеже веков оставался масштабным и влиятельным литературным направлением. Достаточно сказать, что в 1900-е годы еще жили и творили Л. Толстой и А. Чехов. Наиболее яркими дарованиями среди новых реалистов обладали писатели, объединившиеся в 1890-е годы в московском кружке “Среда”, а в начале 1900-х составившие круг постоянных авторов издательства “Знание” (одним из его владельцев […]...
- Литературное общение Гоголя с Пушкиным Со времени возникновения замысла “Владимира третьей степени” Гоголя не оставляла мысль о создании социальной комедии. В октябре 1835 года, запрашивая мнение Пушкина о “Женитьбе”, Гоголь писал ему одновременно: “Сделайте милость, дайте какой-нибудь сюжет, хоть какой-нибудь смешной или не смешной, но русский чисто анекдот. Рука дрожит написать тем временем комедию. Если ж сего не случится, то […]...
- Литературное творчество Федерико Гарсии Лорка Федерико Гарсиа Лорка родился в 1898 году в Испанском поселке Фуэнте Вакерос возле Гранады в семье зажиточного арендатора Федерико Гарсиа. Его мать, Висента Лорка, была школьной учительницей и второй женой Федерико Гарсиа, которому подарила четырех детей. Детские годы Федерико прошли в атмосфере поэтических образов старинных испанских пересказов, песен, музыки. Отец играл на гитаре и писал […]...
- Литературное изложение баллады: Сабля Степана Кручины Был когда-то казак Степан Кручина. Еще до сих пор, с обеих сторон Днепра, старики повествуют о нем, что он был храбрый воин во время войны, и умная голова во время мира. Придется биться или с турком, или с татарином, как только увидев врага, не спрашивал никогда о том, сколько ыбыло за ним, а всегда стоял […]...
- Историко-литературное значение лирических произведений Радищева Произведения А. Н. Радищева появились в печати с некоторым запозданием. В 1807-1811 гг. его сыновьями и почитателями было выпущено “Собрание оставшихся сочинений покойного Александра Николаевича Радищева”. Хотя здесь, по вполне понятным причинам не могло быть напечатано “Путешествие из Петербурга в Москву”, тем не менее читатель получил возможность познакомиться с большей частью произведений писателя, трагическая судьба […]...
- Поэтическое и литературное творчество Ю. Федьковича Юрий Федькович (полное имя и фамилия – Осип Доминик Гординский де Федькович; имя Юрий писатель убрал в зрелом возрасте) родился 8 августа в 1834 г. в с. Сторонец-Путилов (теперь ст. Путила Черновицкой обл.). Отец его – польский шляхтич (дворянин) – занимал на время рождения сына и позже незначительные правительственные должности. Мать происходила из семьи украинского […]...
- Идейные направления в первой половине XVI в. и их литературное выражение Борьба иосифлян с заволжскими старцами в сфере церковно-общественной выразилась еще в первые десятилетия XVI в. в деятельности таких лиц, как князь Вассиан Патрикеев и Максим Грек, , с одной стороны, и митрополит Даниил – с другой. Вассиан Патрикеев, приняв монашество и став учеником и усердным последователем Нила Сорского, выступил в качестве энергичного противника монастырского землевладения, […]...
- Искусство о войне. Искусство и война Совместимы ли война и культура – вот вопрос, над которым размышляет автор. Эта социальная проблема относится к категории вечных. С древних времен существует крылатое поэтическое выражение: “Когда гремят пушки, музы молчат”. В. Быков, известный белорусский писатель, участник Великой Отечественной войны, сам прочувствовал, что “культура и ее вековые традиции не совместимы”. Автор приводит яркий пример того, […]...
- Искусство классицизма Искусство классицизма возникает во Франции – в 17 веке, а в России в 18 веке. Время дентролизации государства, наибольшего рассвета классицизм во Франции достигает при Людовике 14, которого называли “королем солнца”, говорил о себе: “Государство – это Я”. Эта та пора когда больше всего цениться долг, отвага, честь, верность короне и Отечеству. Человеку предъявляются очень […]...
- Искусство видеть мир словами Настоящий писатель – это то же, что древний пророк: он видит яснее, чем обычные люди. А. П. Чехов С древних времен для оценки величия слова использовались таинственные возвышенные характеристики. Боги “отверзали уста” своим избранникам; пророки упоминали об “огненном камне”; пчелы (божественные мелиссы) приносили мед на уста спящего Платона, музы учили песням Гесиода. В дальнейшем появились […]...
- Что такое литературное направление? Характерными чертами сложившегося литературного направления, как правило, бывают: ясность концепции, определяющей деятельность писателей, и наличие известного коллектива авторов, связанных общими творческими и мировоззренческими принципами. Обычно обе эти черты выражаются в манифесте – декларации, где объявляются литературная и общественная позиции представителей данного направления, их требования к литературному творчеству. Так, манифестом французского классицизма было знаменитое “Поэтическое искусство” […]...
- Искусство хороших вопросов Мне кажется, самое правильное определение методики таково: методика – это искусство задавать вопросы, то есть налаживать диалог между произведением и школьником. Вопросов этих требуется уйма. Мы только и делаем, что придумываем вопросы, которые подходили бы нам сразу по многим параметрам: – чтобы точно выводили на тот аспект произведения, который нас в данный момент интересует; – […]...
- Лион Фейхтвангер – литературное наследие Свою книгу “Томас Вендт, или Тысяча девятьсот восемнадцатый год” (1920) Лион Фейхтвангер (1884-1958) назвал “драматическим романом”, поскольку она представляла собою монтаж отдельных сцен. Симпатизируя левому экспрессионизму, но показывая его уже как бы со стороны, Фейхтвангер повествует в своем романе о судьбе поэта, который поначалу становится народным трибуном, однако впоследствии отходит от революционного движения. Фейхтвангер рассказывает […]...
- Модернизм как литературное течение начала 20 века Модернизм – это обобщенное наименование целого ряда нереалистичных конструктивных литературно-художественных стилей, которые сложились в начале XX век. Свое название это литературное течение достало от французского слова, что в переводе означает новейший, современный. Это название будто подчеркивает разрыв с художественными традициями XIX века. После войны и революции 1917 года мир раскололся на два лагеря. Наступило время […]...
- Полемика о романтизме или Новое литературное направление Проблемы романтизма становятся предметом горячих споров в критике. Новое литературное направление находит и страстных защитников, и ожесточенных противников. Среди разноголосицы мнений, вызванной появлением “Кавказского пленника” (1820- 1821) А. С. Пушкина, в один год с которым вышла на русском языке и другая романтическая поэма – “Шильонский узник” Байрона в переводе В. А. Жуковского, самым значительным было […]...
- Сочинение на тему: ИСКУССТВО ЭРМИТАЖА ИСКУССТВО ЭРМИТАЖА Я учусь в художественной школе. Мое увлечение – западноевропейская живопись XIV-XVI вв. На зимних каникулах моя семья ездила в Санкт-Петербург. Мы запланировали много экскурсий. Но, прежде всего, хотели побывать в Эрмитаже. Собрание памятников искусства в одном из крупнейших музеев мира просто потрясающее: Оно включает образцы живописи Италии XIII-XVIII веков, произведения величайших мастеров прошлого: […]...
- Природа и искусство в поэзии Пастернака Как в поэзии Пастернака отражена связь природы и искусства, художественного творчества? После выхода сборника стихотворений “Сестра моя – жизнь” современники заговорили о Б.Л. Пастернаке как о талантливейшем поэте. Это заглавие раскрывает самую суть мироощущения художника, утверждает единство душевной жизни его и жизни природы, мира в целом. Образы, достойные художественного воплощения, существуют повсюду – на улице, […]...
- Искусство о войне. О невоевавших поэтах Пожалуй, еще не одно поколение России будет обращаться к теме Великой Отечественной войны. По-своему трактует ее известный писатель и публицист, редактор “Литературной газеты” Юрий Поляков. Он в своем эссе размышляет над вопросом, почему поэты, родившиеся после Великой Отечественной войны, обязательно пишут о ней. Литературоведческая проблема, поднимаемая автором, на мой взгляд, является нравственной. Не писать о […]...
- Русское барокко как литературное направление Как одно из проявлений влияния нового типа может рассматриваться и русское барокко. Русское барокко – это не только отдельные произведения, переведенные с польского или пришедшие с Украины и из Белоруссии. Это прежде всего литературное направление, возникшее под влиянием польско-украинско-белорусского воздействия. Это новые идейные веяния, новые темы, новые жанры, новые умственные интересы и, конечно же, новый […]...
- Генрих Манн – литературное наследство Поборник республиканской мысли в кайзеровской Германии, после 1918 года весьма уважаемая личность в общественной жизни Веймарской республики, Генрих Манн рано познал противоречие между демократической идеей и политической реальностью. Он намеревался писать “романы Республики”, его романы “Мать Мария”, “Большое дело”, “Серьезная жизнь”, посвященные современности, не стали крупными достижениями. В то же время Г. Манн обращается к […]...
- Литературное произведение как целостность Элементарное определение художественного целого как сложного единства составных частей должно быть конкретизировано с учетом разнокачественной природы подобных единств, прежде всего развиваемого общей теорией систем принципиального противопоставления организованного конструктивного целого поэтому Белинский называл “органической системой” или “органическим целым”. Чтобы ориентировать литературное произведение среди этих различных типов, необходимо выяснить особый характер присущих ему отношений между частью и […]...
- 20.2.2. Советское искусство в годы Великой Отечественной войны Советское искусство в годы Великой Отечественной войны Основные черты – мощный духовный подъем, господство темы патриотизма (с чем было связано обращение творческой интеллигенции к победным вехам в истории России, к воспеванию подвига советского народа), временное сокращение государственного контроля за искусством. Культура была ориентирована на помощь фронту и бойцам Красной Армии и на спасение богатств советской […]...
- Художественная литература как искусство слова Художественная литература как искусство слова Художественная литература наряду с музыкой, живописью и т. п. является одним из видов искусства. Слово “искусство” многозначно, в данном случае им названа собственно художественная деятельность и то, что является ее результатом (произведение). В разных видах искусства действует один и тот же закон: бессодержательный материал организуется художником в жизнеподобную форму, выражающую […]...
- Сочинение “Жизнь коротка, а искусство вечно” Мудрецы из Древнего Рима считали, что “Жизнь коротка, а искусство вечно”;. Этими словами они хотели заявить, что те духовные ценности, заложенные в каком-либо произведении искусства непреходящи, вечны. Они не теряют своего великого смысла и значимости с течением времени. И это касается не только лишь скульптуры, архитектуры и живописи, но еще и в не меньшее степени […]...
- “Искусство есть высочайшее проявление могущества в человеке” (Л. Н. Толстой) Искусство является неотъемлемой частью человеческой жизни. Можно сказать, что оно – естественное и обязательное проявление нашей природы. Ведь даже в первобытном обществе, когда люди еще не были людьми в современном понимании, их жизнь уже сопровождало искусство. На мой взгляд, именно в этой сфере человек может максимально выразить себя, поделиться своим “внутренним” с окружающим миром. Л. […]...
- Литературное течение об идеальном герое Одной из причин, побудившей стать Горького романтиком, было “давление “томительно бедной жизни”, желание приукрасить жизнь вымыслом, фантазией”. В раннем творчестве Александра Максимовича романтическое начало выражалось в слоге, стилистике, в вольнолюбивой, героической настроенности, в его мировосприятии, в его отношении к социальным проблемам. Рассказы молодого М. Горького своей устремленностью в народное будущее пробуждали обыкновенного человека. Ведь, одной […]...
- Литературное творчество Генри Филдинга Выдающимся явлением европейской литературы XVIII в. стал английский роман. Целая плеяда талантливых романистов вознесла этот жанр к “высокой литературе”. Именно в английской литературе появляется термин роман нового времени. Традиционный термин “romance”, согласно толкового словаря английского языка Вебстера, использовался для произведения, где говорилось “о героическом, чудесном, таинственном и сверхъестественном, тогда как реализм рассказывает только о достоверном. […]...
- Искусство в жизни человека (по рассказу “Степан Разин” ) О-о-эх, воля, моя воля! Воля вольная моя. Воля – сокол в поднебесье. Воля – милые края… Песня Самобытный художник и человек, Василий Макарович Шукшин видел и ценил в людях индивидуальность, оригинальный взгляд на мир. В своих любимых героях он как раз и отмечал эту “чудинку”. Не всегда это добропорядочные и “сплошь положительные” герои. Скорее наоборот, […]...
- Футуризм литературное направление Футуризм (от лат. futurum – будущее) возник как литературное направление в России в 1910-1912 годах, почти в то же время, что и в Италии. Черты русского и итальянского футуризма во многом схожи: утопическая мечта о рождении сверхискусства, способного преобразить мир; опора на новейшие научные и технологические достижения. Русский футуризм впервые заявил о себе в 1910 […]...
- Имажинизм как литературное направление Начало прошлого столетия в мировой литературе прошло под знаком рождения и угасания многочисленных школ и направлений. Большинство из них получили серьезное развитие в России. К таким течениям следует отнести символизм, акмеизм и футуризм. Правда, к моменту Октябрьской революции все модернистские школы практически закончили свое существование. Новой стране нужны были новые герои на литературном фронте. И […]...
- “Новое литературное обозрение” Не удивлюсь, узнав, что постоянные читатели журнала “Новое литературное обозрение” , взяв в руки 93-й номер (№ 5/2008 ), начали читать его так, как читают во многих странах Ближнего Востока, то есть раскрывая издание не справа налево, а слева направо. Впрочем, как и прежде, это серьезное издание печатается на русском языке, а причина нетерпеливого загляда […]...
- А. А. Фет и его литературное окружение Есть книги, один вид которых внушает понимающему читателю невольное уважение, а порой и преклонение. К таким книгам, безусловно, относятся капитальные тома серии “Литературное наследство”, начавшие выходить в нашей стране с 1931 года; несколько лет назад серия отметила своеобразный юбилей, выпустив свой сотый том. И вот – том 103. А. А. ФЕТ И ЕГО ЛИТЕРАТУРНОЕ ОКРУЖЕНИЕ: […]...
- Искусство театра В Древней Греции существовали два вида драматической поэзии: трагедия и комедия. Со времен Шекспира появился третий вид драматической поэзии, средний между трагедией и комедией, – драма в тесном значении этого слова. Таким образом, в настоящее время существуют три главных вида театрального искусства: трагедия, комедия и драма. Трагедия изображает действие возвышенное, которое возбуждает в зрителях страх […]...
- Искусство создания характера. (По одному из произведений русской литературы XIX века. – А. С. Пушкин. “Каменный гость”) Обрабатывая легенду о Дон Жуане, да еще взяв из нее не только самую драматическую, но и самую распространенную коллизию – явление Статуи и гибель героя, – Пушкин поставил себя в очень жесткие рамки литературных традиций. И он сознательно подчеркнул свою прямую зависимость от традиции, приведя в качестве эпиграфа цитату из либретто к опере Моцарта. В […]...
- Сочинение “Литература как искусство слова” < p>Каждый вид искусства создает свои произведения и оказывает эстетическое воздействие на людей с помощью своих особых средств. В музыке это звуки, в живописи – цвета и линии, в скульптуре – формы, в танце – движения. Это как бы основной строительный материал, из которого возникает произведение. Что касается литературы, то несложно понять, что основным средством […]...