Литературно-критические статьи И. А. Гончарова
Почти все свои литературно-критические статьи Гончаров написал в 70-80-е гг., т. е. тогда, когда три его знаменитых романа были уже созданы. Наступило время осмысления сделанного. И здесь-то Гончаров отступает от спокойного эпического тона повествования, так характерного для его романного творчества.
Напротив, в своих статьях он более энергичен, не избегает споров, полемики, Так получается, в частности, потому, что он теперь не “прячется” за своих героев, а прямо говорит от своего собственного имени, утверждая свое понимание тех или иных
Многие конкретные наблюдения Гончарова, проникнутые тонким эстетическим вкусом, отличающиеся мастерством анализа художественного текста, не потеряли своего значения для нас и сегодня. Это относится, например, к самой известной его статье “Мильон терзаний”, посвященной бессмертной комедии Грибоедова “Горе от ума”. В статье Гончарова особое внимание было уделено Чацкому.
Психологически тонко и убедительно воссоздавал писатель облик героя комедии – умного, насмешливого, влюбленного,
Не менее интересны у Гончарова и суждения о Софье, Молчалине и многих других. Давно написана статья “Мильон терзаний”, но при изучении грибоедовской комедии без нее не обойтись ни школьнику, ни академику.
Иной характер носит статья Гончарова “Лучше позже, чем никогда”. Перед нами своеобразная авторская исповедь. Значение ее велико и потому, что она позволяет лучше понять не только историю работы Гончарова над своими произведениями, но и проникнуть до известной степени в такую таинственную область, как психология творчества.
Писатель, прежде всего, обращает внимание на внутреннюю близость главных своих произведений: “…вижу не три романа, а один. Все они связаны одною общей нитью…” В статье содержится развернутый комментарий к “Обыкновенной истории”, “Обломову” и “Обрыву”, а также соображения Гончарова касательно двух типов художников. У одного из них преобладает, пишет он, ум ; у другого – фантазия и сердце.
Гончаров полагал, что сам он относится ко второму типу.
Наконец, значение статьи “Лучше позже, чем никогда” заключается в том, что в ней Гончаров коснулся некоторых важнейших общетеоретических вопросов, в частности, вопроса о сущности категории типического в художественной литературе.
Related posts:
- Литературные статьи Гончарова Критический этюд “Мильон терзаний” И.А. Гончарова посвящен комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”. Какие еще литературно-критические статьи писателя известны? Свой глубокий интерес к драматургии Гончаров проявил и в статье “Опять “Гамлет” на русской сцене”, опубликованной уже после смерти писателя. Для него появление пьес Шекспира на подмостках театра являлось лучшим праздником. Таким радостным событием стала и […]...
- Конспект статьи Гончарова “Мильон терзаний” Роль и физиономия Чацких неизменна. Чацкий больше всего обличитель лжи и всего, что отжило. Он знает, за что он воюет. Он очень положителен в своих требованиях. Он требует места и свободы своему веку. Его возмущают безобразные проявления крепостного права, безумная роскошь и отвратительные нравы. Его идеал “свободной жизни” – это свобода от всех цепей рабства. […]...
- Заметки о жизни и творчестве И. А. Гончарова. Гончаров И. А Заметки о жизни и творчестве И. А. Гончарова. Родился Иван Александрович Гончаров в Симбирске в богатой семье купца. Родители отдали его в коммерческое училище, когда он окончил пансион. Но мальчика интересовала больше всего литература. В 1831 году И. А. Гончаров поступил на словесное отделение Московского университета. После университета служит чиновником в Симбирске, а с 1835 […]...
- Конспект статьи Гончарова “Мильон терзаний” (Третий вариант) Комедия “Горе от ума” держится каким-то особняком в литературе и отличается моложавостью, свежестью и более крепкою живучестью от других произведений слова. “Горе от ума” появилось раньше Онегина, Печорина, пережило их, прошло невредимо через гоголевский период, прожило эти полвека со времени своего появления и все живет своей нетленною жизнью, переживет и еще много эпох и все […]...
- О начале статьи И. А. Гончарова “Мильон терзаний” Комедия “Горе от ума” в русской литературе стоит особняком. Без фигуры Чацкого комедии бы не было. Чацкий умен и сердечен, остальные – нет. Сущность характера Чацкого выражается в его словах: “Служить бы рад, прислуживаться тошно”. Несчастная любовь к Софье – причина и мотив “мильона терзаний” Чацкого. Главная мысль этого отрывка в том, что для создания […]...
- Заметки о жизни и творчестве И. А. Гончарова Родился Иван Александрович Гончаров в Симбирске в богатой семье купца. Родители отдали его в коммерческое училище, когда он окончил пансион. Но мальчика интересовала больше всего литература. В 1831 году И. А. Гончаров поступил на словесное отделение Московского университета. После университета служит чиновником в Симбирске, а с 1835 года – в Петербурге. Быт и нравы провинциального […]...
- Краткое содержание статьи Гончарова “Мильон терзаний” Иван Гончаров отмечает свежесть и моложавость пьесы “Горе от ума”: Она как столетний старик, около которого все, отжив по очереди свою пору, умирают и валятся, а он ходит, бодрый и свежий, между могилами старых и колыбелями новых. Несмотря на гений Пушкина, его герои “бледнеют и уходят в прошлое”, пьеса же Грибоедова появилась раньше, но пережила […]...
- Д. И. Писарев “Обломов” краткий конспект статьи (*Общие критические статьи) Дело истинного поэта – проследить цепь психологических изменений в герое, раскрыть его характер, его душу перед читателем, объяснить, какое влияние оказывает общество на формирование личности героя. Гончаров в своем романе ставит цель разобрать и решить сложную психологическую задачу, поставленную перед всем человечеством. Писатель рассматривает и анализирует недостатки общества, общие проблемы, однако это все лишено полемики […]...
- Сочинение по анализу статьи Д. С. Лихачева (*Общие критические статьи) Каждый человек понимает мир по-своему. Для кого-то мир заканчивается деревней, городом, в котором он живет. Но наш мир огромен, Земля – наш дом, в котором много прекрасного и интересного. Об этом и говорит нам академик Лихачев. Как он точно выразился, земная культура велика и уникальна. И как же много шедевров искусства, созданных тысячи лет назад […]...
- Статьи Н. В. Гоголя по литературно-эстетическим вопросам В сборнике “Арабески” (1835) Н. В. Гоголь опубликовал ряд статей по вопросам эстетики и критики. Затем в первом томе пушкинского “Современника” появилась статья Гоголя “О движении журнальной литературы в 1834 и 1835 году” (1836), обратившая на себя внимание и сочувственно отмеченная В. Г. Белинским. В “Современнике” же Гоголь напечатал статью “Петербургские записки 1836 года” (1837), […]...
- Сочинения в жанре литературно-критической статьи РАЗДЕЛ 3 СОЧИНЕНИЯ ЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА Сочинения в жанре литературно-критической статьи В методике преподавания литературы существуют разные подходы к пониманию того, что такое сочинение в жанре литературно-критической статьи. Многие методисты, занимающиеся проблемой сочинений, считают, что этот жанр оказывается применим к большинству традиционных сочинений, создаваемых учениками. Например, Т. А. Калганова предлагает такой аспект выделения этого жанра: “Школьные […]...
- Анализ “Плача Ярославны” (*Общие критические статьи) Судьба русских женщин во все времена была очень тяжела и ничуть не легче судьбы мужчин. Женщина всегда была хранительницей домашнего очага, любящей матерью и женой. Такую роль выполняли зачастую женщины простого происхождения, но и знатные дамы проходили через тяжелые испытания связанные с женской долей. Героиня “Слова о полку Игореве” княгиня Ярославна, жена Игоря как раз […]...
- Отзыв на сказку-быль А. П. Платонова “Неизвестный цветок” (*Общие критические статьи) В этой сказке автор донес до читателя очень интересную мысль: существа, выросшие в тяжелых условиях, превращаются в “совершенство и красоту”. А те, кто был изнежен, не бывают так прекрасны, как те, кто “пробил себе дорогу с трудом”. Маленький цветочек вырос там, где остальные умирали. Для выживания ему пришлось собирать капельки росы по утрам, держаться своими […]...
- Мир Гончарова И. А. Гончаров был убежден: дело литературы – изображать лишь то, что уже сложилось и отстоялось в жизни. Он исходил из убеждения, что “действительность, какая бы она ни была, нуждается в эпически спокойном изображении”, поэтому и сюжеты всех его романов развиваются сравнительно медленно, спокойно, постепенно. В них почти нет резких поворотов действия, запутанной интриги, авантюрных […]...
- Краткая биография Александр Александрович Шаховской (*Общие критические статьи) А. А. Шаховской (1777-1846) – русский драматург, комедиограф, актер. Современники называли его Аристофаном за современные намеки и публицистичность его комедий. Был объектом многочисленных эпиграмм (в том числе Пушкина), где чаще всего фигурировал под именем Шутовского. Окончил Московский благородный пансион, в 1812 г. Сражался в Тверском ополчении. Позже стал начальником репертуарной части императорских театров. Активный член […]...
- Краткая биография Михаил Николаевич Загоскин (*Общие критические статьи) М. Н. Загоскин (1789-1852) – исторический романист, драматург, автор многочисленных повестей. В качестве ополченца участвовал в Отечественной войне 1812 г. Служил в Публичной библиотеке в Петербурге под началом И. А. Крылова, затем в дирекции петербургских и московских театров. С 1832 г.- директор московских театров. В 1842 г. назначен директором Оружейной палаты в Москве. Написав в […]...
- Лишний человек в русской литературе (*Общие критические статьи) Удивительный, непостижимый, необъяснимый парадокс: самый блестящий, поистине ослепительный, самый деятельный, самый плодотворный XIX в. России породил в ее литературе образы странных, страдающих, бездеятельных людей. Тургенев назвал их “лишними”. И эту кличку подхватили. Да, да, они лишние, они никчемные. Их так воспитали, потому что они помещичьи дети, потому что они дворяне, потому что Ваньки, Захарки обслуживали […]...
- Новелла Одоевского Привидение (*Общие критические статьи) И совсем уже двойственный характер носит новелла Одоевского “Привидение”, завершающая сборник. Повествовательная техника здесь крайне усложнена. Желание молодой графини, переодевшейся в белое покрывало, “проучить” сына заканчивается для нее трагически. Сбывается проклятие матери, старой графини, и, судя по всему, это и есть развязка. Но, как потом выясняется,- ложная. Молодой человек неожиданно сообщает рассказчику, что “графиня здравствует […]...
- Конспект статьи Гончарова “Мильон терзаний” (Первый вариант) О Чацком: Чацкий больше всего обличитель лжи и всего, что отжило, что заглушает новую жизнь, “жизнь свободную”. Он очень положителен в своих требованиях и заявляет их в готовой программе, выработанной начатым веком. Его возмущают безобразные проявления крепостного права, безумная роскошь и отвратительные нравы. От страха за себя Фамусов клевещет на Чацкого, но лжет он потому, […]...
- Биография Петрарки и его творчество (*Общие критические статьи) ПЕТРАРКА (Petrarcha), Франческо (1304-1374) – итальянский поэт и гуманист. наиболее популярный итальянский поэт в Англии эпохи Возрождения. В 1312 переехал в Авиньон, где в 1327 встретил женщину, которая вдохновила его любовную лирику. Он называет ее Лаурой, ее настоящее имя неизвестно. До 1353 жил в Провансе, но посещал Италию, где в 1341 был коронован титулом поэта […]...
- Эдгар Аллан По: биография и творчество (*Общие критические статьи) По Эдгар Аллан (1809-1849) – поэт и писатель; родился в Бостоне, штат Массачусетс. В раннем детстве остался сиротой и воспитывался в доме своего дяди Джона Аллана. Прибыл в Англию с семейством Аллан (1815-1820) и посещал школу в Стоук-Ньюичгтоне (которую описал в рассказе “Уильям Уилсон”, 1839). В 1827 анонимно издал свой первый сборник стихов “Тамерлан и […]...
- Анализ В. Астафьев “Пастух и пастушка” (*Общие критические статьи) Астафьев назвал свое произведение “современная пастораль”. Но это не соответствует тематике. Воспевание чистых чувств изображается не на фоне жизни пастухов, а на фоне кровавой войны. Любовь героев также далека от идеала, это лишь случайная встреча на одну ночь. Однако автор утверждает вечные ценности, значение которых герои познают условиях войны. Повествование весьма реалистично. Фронтовая жизнь изображена […]...
- Краткое содержание Повести о разорении Рязани Батыем (*Общие критические статьи) Рязанский князь Юрий Ингоревич, узнав о том, что на него идут полчища Батыя, предложил владимирскому князю объединиться и принять бой. Однако Юрий Всеволодович уклонился, рассудив так: лучше он сам сломит Батыя, тогда вся слава достанется ему. Получилось же иначе. Рязанский князь, лишенный поддержки, решил искать мира с Батыем и послал в его стан своего сына […]...
- История квадроцыклы Polaris отзывы (*Общие критические статьи) У людей которые любят экстрим – то есть экстремальные виды спорта и отдыха с каждым выходом новой техники на рынок и с каждым новым годом появляется интерес к новой технике – постоянно хочется нового и нового. Для того, чтобы было возможным проходить а еще лучше проезжать не проходные места – заболоченные и заводненные – заросшие […]...
- Роман Лелия Санд Жорж (*Общие критические статьи) …Милтон, изобразивший таким благородным и таким прекрасным чело своего падшего ангела? – Речь идет о поэме Джона Милтона (1608 1674) “Потерянный рай”, где падший ангел Сатана воплощает богоборческое начало. Лара – герой одноименной поэмы (1814) Байрона. …истории прокаженного из Аосты. – Имеется в виду повесть французского писателя Ксавье де Местра (1763 1852) “Прокаженный из города […]...
- Критические статьи по роману “Евгений Онегин” Пушкина А. С 1. В. Г. Белинский. Статья “Герой нашего времени”. “…Большая часть публики совершенно отрицала в Онегине душу и сердце, видела в нем человека холодною, сухого и эгоиста по натуре. Нельзя ошибочнее и кривее понять человека! Этого мало: многие добродушно верили и верят, что сам поэт хотел изобразить Онегина холодным эгоистом. Это уже значит – имея глаза, […]...
- Биография Шукшин Василий Макарович (*Общие критические статьи) Василий Макарович Шукшин – человек необычайной человеческой и творческой судьбы. Он был удивительно талантлив, разносторонне и мощно одарен. Актер, прозаик, киносценарист и режиссер. Явление уникальное. Василий Шукшин начинал свой путь трудно. Он рос в годы войны, без отца, в маленьком селе Сростки на Алтае. Семь классов сельской школы. Ранняя самостоятельность. Разная работа в разных городах, […]...
- Внешняя задолженность России и пути ее погашения (*Общие критические статьи) За основу данного эссе была взята статья “Внешняя задолженность России и пути ее погашения” Майорова Н. В. Как следует из названия, автор поднимает проблему государственного долга России и способы его выплаты. Данная проблема является актуальной, особенно в наше время. События, которые разворачиваются в Еврозоне, могут послужить хорошим примером того, к чему может привести огромный государственный […]...
- Эссе по книге Олега Матвейченко “Суверенитет духа” (*Общие критические статьи) Очень трудно быть патриотом. Своего университета, города, страны. Обижаться за державу как будто не выгодно, не модно. Молодежь хочет уехать за границу, особенно, подростки. Об этом говорят уже даже и со сцены, как герой колядовской “Птицы Феникса”, сокрушается: “Все валят, за бугор валят. А кто здесь строить будет?”. Все хотят отправиться не только в Лондон […]...
- Биография Гончарова Ивана Александровича Родился 18 июня 1812 года в городе Симбирске. Его отец, Александр Иванович, был богатым купцом и городским головой города Симбирска. Умер отец Гончарова, когда мальчику было всего семь лет. Мать Гончарова, Авдотья Матвеевна, занималась воспитанием сына сама. Начальное образование Гончаров получил в частном пансионе священника, с 1822 года Иван Александрович учится в Московском коммерческом училище, […]...
- Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” в оценке И. А. Гончарова …Будущее оценит достойно сию Комедию и поставит ее в число первых Творений народных. А. Бестужев Комедия “Горе от ума” есть И картинка нравов, и галерея живых Типов, и вечно острая, жгучая сатира, И вместе с тем комедия… И. А. Гончаров Почти через полвека после создания А. С. Грибоедовым его великой комедии “Горе от ума”, в […]...
- Автостопом по Галактике о книге онлайн (*Общие критические статьи) Занимательная история Артура Дента, которую вы все знаете по фильму “Автостопом по Галактике”… Не смотрели????? Ну, хоть кто-нибудь!!!! Ну славу богу… Тем кто не смотрел, предлагаю впасть в уныние и в течение недели, после работы, наложить на себя епитимью, то есть на час вставать в угол и тихонько себя умственно бичевать, шутка конечно, просто спейтесь […]...
- Приведения в литературе (*Общие критические статьи) В романе В. Ф. Одоевского “Русские ночи” один из героев, Фауст, предостерегает друзей: “Но сохрани вас Бог сосредоточить все умственные, нравственные и физические силы на одно материальное направление, как бы полезно оно ни было… Односторонность есть яд нынешних обществ”. К счастью, литература того времени – и об этом мы можем с уверенностью сказать по прошествии […]...
- Природа в поэзии Пришвина Тютчева Некрасова (*Общие критические статьи) Итак, мы видим, что даже такому роду свободы творческого духа, как поэзия, присуще общее начало – соборность (слово, родственное понятиям: собрание, собирание), то есть такое качество, которое собирает все индивидуальные воли в единство и которое не только не поглощает и не подавляет свои составляющие, но только и дает им полную возможность предельного творческого волеизъявления. Творческое […]...
- Евреи – загадка истории (*Общие критические статьи) Среди многих загадок истории особое место занимает рассеяние римлянами по миру еврейского народа. Это событие пытались исследовать многие историки, но, судя по результату, особо не преуспели. Говоря о результате, имеется в виду, что единой версии этого исторического феномена до сих пор не существует. Почему феномена? Это станет понятно для тех, кто не поленится дочитать данную […]...
- Роман Лелия Санд Жорж история создания (*Общие критические статьи) Роман “Лелия” впервые был напечатан в 1833 году. У этой книги долгая и сложная история. “Лелия” имеет два совершенно различных варианта, 1833 и 1839 года. (Во всех собраниях сочинений обычно печатается окончательный вариант романа 1839 года.) Эта редакция романа печатается и в настоящем собрании сочинений. В основу “Лелии” легла повесть Жорж Санд “Тренмор”, написанная в […]...
- Краткое содержание Орлеанская дева Вольтер в сокращении (*Общие критические статьи) Время действия – Столетняя война (война между Францией и Англией). Король Франции со своей любовницей Агнессой уединяются в замке Бонно (советник короля). В это время британский принц нападет на Францию. Святой Денис хочет спасти Францию. И для этой миссии он выбирает Иоанну, которая отправляется к королю. Под Орлеаном она похищает из лагеря британцев меч и […]...
- Краткая биография Валерия Брюсова и его стихотворения (*Общие критические статьи) Чеканный, сжатый, твердый, словно кованый, стих, скульптурно-выпуклая четкость образов, краткая, стремящаяся к афоризму фраза – это все, несомненно, бросится в глаза читателю, даже впервые взявшему в руки книгу Брюсова. Величав и торжествен строй поэзии Брюсова, у него будто трубный голос, медное звучание. Поэтом “бронзы и мрамора” назвал Брюсова один его современник. Брюсовская строфа – литая, […]...
- Радуга Лоуренс краткое содержание (*Общие критические статьи) “Радуга” (The Rainbow) – роман Д. Г. Лоуренса, опубликованный в 1915 году. Начинается как хроника старинной семьи Брэнгуэн, живущей на ферме “Марч” на границе Дербишира и Ноттингемшира. Том Брэнгуэн женится на домоправительнице викария, польке Лидии, вдове, у которой уже есть дочь Анна от первого брака. Анна выходит замуж за Уилла Брэнгуэна, племянника Тома, талантливого резчика […]...
- Традиции и обычаи (*Общие критические статьи) Привычка свыше нам дана, Замена счастию они. А. С. Пушкин Привычка – милая и родная повторяемость наших каждодневных действий, постоянство окружающих нас предметов, которые мы подчас и не замечаем. Но стоит им исчезнуть, и мы вдруг ощущаем утрату чего-то нам дорогого. Дурное проходит, не закрепляется, хорошее остается в памяти и сознании, со временем превращается в […]...