Литературная критика Белинского, связанная с Гоголем
Писал критик и о Гоголе. История отношений не очень богата событиями, но исполнена драмматизма. Белинского никогда не связывали узы дружбы с Гоголем. В январе 1842 года Гоголь отдает свою рукопись “Мертвых душ” Белинскому, для предоставления последней в Санкт-Петербургский комитет цензуры, после неудачи в Москве.
Это, пожалуй, единственный из случаев сближения критика с писателем.
В 1847 году, когда до Гоголя дошли резкие отзывы “Современника” на книгу “Выбранные места из переписки с друзьями”в июне-августе Гоголь написал
В 1839 году Белинский принимается за разбор комедии Грибоедова и посвящает этому почти половину статьи “Горе от ума”. Через 7 лет после смерти великого критика Герцин опубликует письмо Белинского Гоголю в журнале “Полярная звезда” в Лондоне. В последний год жизни (1848) Белинский еще напечатает дополнение
Вспоминая о своем первом знакомстве с Белинским Достоевский скажет: “Я застал его страстным социалистом и признается, что также страстно “принял тогда все учения его”. Умер Белинский 25 мая 1848 года в Санкт-Петербурге от туберкулеза, прожив всего 37 лет. “Творческое наследие великого русского критика огромно. Белинский предстает перед нами рыцарем идей революционной демократии, борцом за правдивое, реалистическое искусство, необходимое народу.
Без наследия замечательного критика невозможно осознать многие важнейшие уроки русской классики, и прежде всего – уроки гуманистические, нравственные, сохраняющие свое значение и для нашего времени”.
Белинский о Пушкине Белинский был истинным гением литературной критики, проницательней-шим судьей и ценителем талантов. Он всегда мог увидеть и точно указать то особенное, что отличает одного писателя от другого.
- Жизнь и критика Личность Белинского (Белинский В. Г.) Белинский был разночинец. Он по самому своему происхождению ближе, чем дворянская интеллирелция, стоял к народу. Белинский был настоящим русским человеком. Национальные черты в облике великого критика резко бросились в глаза такому наблюдательному человеку, каким был Тургенев. Он пишет: “Его (Белинского) выговор, манеры, телодвижения живо напоминали его происхождение; вся его повадка была чисто русская, московская”. Не […]...
- Краткая биография Белинского Виссариона Григорьевича Родился Белинский 11 июня 1811 года в Финляндии, где служил его отец. Отец был военным врачом, вышел в отставку и переехал в Пензенскую губернию, где прошло детство Белинского. Виссарион Григорьевич начал учебу в 1822 году в уездном училище, окончив которое поступил в 1825 году в Пензенскую гимназию. В 1829 году Белинский поступает в Московский университет. […]...
- Анализ стихотворения Некрасова “Памяти Белинского” Некрасов и Белинский симпатизировали друг другу еще до личного знакомства. Оба они занимались критической деятельностью и нередко совпадали во мнениях. Бывало, Николай Алексеевич раньше отзывался на какое-либо произведение, нежели Виссарион Григорьевич. Без сомнения, Белинскому импонировали отрицательные оценки, данные начинающим критиком псевдоисторическим повестям Загоскина и Масальского, переполненным романтическим пафосом произведениям сейчас забытых стихотворцев, угодным власти, но […]...
- Литературная критика Важное место в русской литературно-общественной жизни занимала литературная критика. Как соотносятся критика и художественная литература? Казалось бы, не возникает сомнений, что литература первична, а критика вторична, иными словами, что критическая мысль следует в своем развитии за движением литературы и не может содержать более того, что дано литературой. В принципе так оно и есть, однако для […]...
- Биография Виссариона Белинского Дата рождения: 11 июня 1811 года Дата смерти: 7 июня 1848 года Место рождения: Свеаборг, Великое княжество Финляндское Виссарион Григорьевич Белинский – известный русский литературный критик и писатель, Белинский В. Г – философ. 11 июня 1811 года родился Виссарион Григорьевич Белинский, он появился на свет в финской крепости Свеаборг. Будущий литературный критик, популярный писатель и […]...
- Русская литературная критика во второй половине девятнадцатого века С 1870 г. место диктатора занял Михайловский, который оставался несменяемым до самой своей смерти в 1904 г. Метод “общественной” критики в приложении к художественной литературе оставался чисто “общественным” и “гражданственным” – т. е. критики рассматривали литературу только с точки зрения ее социальной и политической значимости. Критики не требовали от писателя четкой политической тенденции – только […]...
- Исследование критической деятельности Белинского Виссарион Григорьевич Белинский (1811-1848) придал критике журнальный, публицистический характер, превратил ее в орудие борьбы за революционно-демократические идеалы. Многие писатели и критики считали его своим учителем: они воспитывались в “школе идей” Белинского (так назвал эту школу Щедрин). Разночинец Белинский прошел сложный путь развития от идеализма к материализму, от романтической антикрепостнической оппозиционности (“Дмитрий Калинин”, 1830) к осознанному […]...
- Литературная критика о романе “Берег” Юрия Бондарева “Берег” Юрия Бондарева можно по праву назвать романом вопросов. Оценивая достоинства и недостатки романа, никак нельзя сбрасывать со счетов эту его особенность. Иначе мы рискуем уподобиться Самсонову, во всем добивающемуся аксиом выпрямленности и окончательности. А этой крайности, как можно судить по приводившимся выдержкам, избежала даже буржуазная пресса, которая в демагогических целях могла бы развить аргументы […]...
- Проблемы реализма в критике последователей В. Белинского Белинский гордился тем, что его взгляды на современную реалистическую литературу начинали входить в сознание публики. Это было верным признаком того, что реалистическое направление окончательно упрочило свое положение в русской литературе. У Белинского появились ближайшие единомышленники и последователи. Вне его влияния стало уже трудно писать критические статьи. Но в этой группе были разные люди, позднее разошедшиеся […]...
- Личность Белинского В. Г. Белинский был разночинец. Он по самому своему происхождению ближе, чем дворянская интеллигенция, стоял к народу. Национальные черты в облике великого критика резко бросились в глаза такому наблюдательному человеку, каким был Тургенев. Он пишет: “Его (Белинского) выговор, манеры, телодвижения живо напоминали его происхождение: вся его повадка была чисто русская, московская”. Не только внешне, но […]...
- Литературная критика: Тема школы для немецкой литературы Тема школы, традиционная для немецкой литературы,- одна из сквозных тем романа. Старая школа – исходная точка пути героя, новая – знак коренного поворота в его жизни, связанного с поворотом истории. С первых же послевоенных дней литература на востоке Германии обратилась к проблемам строительства новой жизни, воспитания нового человека. Ее путь отмечен все более глубоким проникновением […]...
- Гражданственное отношение к литературе в критике Белинского Можно сказать многое и за, и против Белинского. В его пользу всегда будет говорить то, что он самый подлинный, самый бескомпромиссный и самый последовательный из литературных революционеров. Его вдохновляла любовь к близкому будущему, которое он прозревал с изумительной интуицией. Может быть, никогда не бывало критика, так подлинно соответствовавшего истинному направлению своего времени. Более того, он […]...
- Взаимоотношения Некрасова и Белинского Критическая Взаимоотношения Некрасова и Белинского Критическая деятельность молодого Некрасова явилась частью той борьбы за реалистическое и социальное начало в литературе, какую вели Белинский и писатели натуральной школы. Поэтому естественно, что его газетные статьи и рецензии скоро обратили на себя внимание Белинского – еще до того, как они познакомились. Мнения их часто совпадали; порой Некрасов даже опережал […]...
- Недостаток, которым страдает вся литературная критика Делая любой, даже самый беглый и вольный, обзор современной художественной прозы, нельзя не заметить, что современная практика искусства является до некоторой степени улучшенным вариантом старой. Можно сказать, что с помощью простых средств и материалов Филдинг писал хорошо, Джейн Остин еще лучше, но сравните их возможности с нашими! Слов нет, их шедевры поразительно просты. Аналогия между […]...
- Концепции реализма Белинского и теория “чистого искусства” Концепции реализма Белинского предстояло пережить много тяжелых испытаний. С 1848 по 1856 год было даже запрещено упоминать его имя в печати. В библиотеках изымались номера “Отечественных записок” и “Современника” с его статьями. Начались глубокие изменения в самом лагере прогрессивных писателей. “Натуральная школа” 40-х годов, включавшая в себя разнообразных писателей – Некрасова и А. Майкова, Достоевского […]...
- Взаимоотношения Некрасова и Белинского Критическая деятельность молодого Некрасова явилась частью той борьбы за реалистическое и социальное начало в литературе, какую вели Белинский и писатели натуральной школы. Поэтому естественно, что его газетные статьи и рецензии скоро обратили на себя внимание Белинского – еще до того, как они познакомились. Мнения их часто совпадали; порой Некрасов даже опережал Белинского в своих оценках, […]...
- Восприятие тогдашнего Петербурга Гоголем в цикле повестей “Арабески” Восприятие тогдашнего Петербурга Гоголем в некоторых своих существенных чертах было близко к впечатлениям, какие вызвал он у Белинского, приехавшего в северную столицу через четыре года после выхода в свет “Невского проспекта” и “Портрета”. Однако в пестром бурном течении петербургской жизни писатель увидел не только чинолюбие и чинопочитание, но и рождение, рост капиталистических начал. Он широко […]...
- Критическое мастерство Белинского Белинский вошел в историю русской культуры как создатель замечательных революционно-демократических традиций, которые были подхвачены его непосредственными преемниками – Чернышевским, Добролюбовым, Писаревым и оказали благотворное влияние на все последующее развитие русской литературной критики. “Что бы ни случилось с русской литературой, как бы пышно ни развивалась она,- писал Добролюбов,- Белинский всегда будет ее гордостью, ее славой, ее […]...
- Литературная критика о поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” В любви к народу он находил нечто незыблемое, какой-то незыблемый и святой исход всему, что его мучило. А если так, то, стало быть, и не находил ничего святее, незыблемее, истиннее, перед чем преклониться. Не мог же он полагать все самооправдание лишь в стишках о народе. А коли так, то, стало быть, и он преклонялся перед […]...
- Значение Белинского Белинский оказывал на современников и потомков огромное воздействие. Революционные демократы 60-х годов – Чернышевский, Добролюбов, Некрасов – признавали его своим учителем. Сколько писателей было обязано ему своим творческим развитием! Кольцов говорил Панаеву: “Я обязан всем ему; он поставил меня на настоящую мою дорогу”. Некрасов писал: Учитель! Перед именем твоим Позволь смиренно преклонить колени… Ты нас […]...
- Основные критические работы Белинского В статьях Белинского “Горе от ума” (1840) и “Разделение поэзии на роды и виды” (1841) соотношение эпоса, лирики и драмы объясняется с гносеологической точки зрения. Критик исходит из значения поэзии “как сознания истины и, следовательно, из взаимных отношений сознающего духа – субъекта к предмету сознания – объекту”. Критик признает связь объективного и субъективного в акте […]...
- Историко-литературная концепция русской литературы Белинскому было суждено сделать величайшей важности дело: он создал концепцию реализма, первый оценил гениев “натурального” направления русской литературы-Пушкина, Лермонтова, Гоголя. Он сам рос на познании творчества этих писателей, постепенно постигая закономерности литературного процесса, типы реализма, высокие принципы подлинной художественности. В “пушкинских статьях” Белинский мастерски сочетает исторический анализ с эстетическим. С Пушкина начинается самобытная русская литература, […]...
- История написания комедии Гоголем “Ревизор” Возможно, что рассказы о мнимых ревизорах были известны Гоголю и из других источников. Во всяком случае со слов А. С. Данилевского, приятеля Гоголя по гимназии, В. И. Шенрок записал, что в 1835 году, возвращаясь из своего летнего путешествия через Киев, Гоголь вместе с Пащенко и Данилевским по дороге в Петербург разыгрывали “Ревизора”. “Здесь была разыграна […]...
- Литературные принципы Белинского на примере статьи о М. Ю. Лермонтове В статье “Герой нашего времени” (1840) Белинский еще не отказался от теоретических предпосылок философии “примирения с действительностью”, однако, признавая жизненность, типичность образа Печорина, критик стремится понять этот характер, чуждый “примирительных” настроений, как исторически закономерное явление, как “героя” времени. В глубоком психологическом анализе внутреннего мира Печорина Белинский ставит важнейшие вопросы современности. Критик приходит к мысли, что […]...
- Развитие эстетических взглядов В. Г. Белинского После своих боевых выступлений в защиту нового направления литературы, созданного произведениями А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя, В. Г. Белинский от статьи к статье стремится раскрыть, конкретизировать новые эстетические принципы. Как мы помним, он подвергает глубокой и уничтожающей критике творчество двух наиболее популярных романтиков того времени: В. Г. Бенедиктова (“Стихотворения Владимира Бенедиктова”, 1835) и […]...
- “Реальная критика” Добролюбова “Реальная критика” теоретически почти ничего не брала на себя в отношении изучения биографии писателя, творческой истории произведения, замысла, черновиков и пр. Это казалось посторонним делом. Добролюбов был прав, восставая против “крохоборства” в критике. Но он ошибочно относил на первых порах к “крохоборам” Н. С. Тихонравова и Ф. И. Буслаева. Добролюбову пришлось пересмотреть свои утверждения, когда […]...
- Взгляд Белинского на роман Евгений Онегин (Пушкин А. С.) Начав свою статью о романе “Евгений Онегин” указанием на то, что в этом “самом задушевном произведении Пушкина” с особой полнотой отразилась личность поэта, Белинский заявляет, что Роман, не говоря уже о его художественном достоинстве, “имеет для нас, русских, огромное историческое и общественное значение”. Пушкин в “Евгении Онегине”, по словам Белинского, создал “первое национально-художественное произведение”; “вместе […]...
- Взгляд Белинского на роман “Евгений Онегин” А. С. Пушкина Начав свою статью о романе “Евгений Онегин” указанием на то, что в этом “самом задушевном произведении Пушкина” с особой полнотой отразилась личность поэта, Белинский заявляет, что Роман, не говоря уж о его художественных достоинствах, “имеет для нас, русских, огромное историческое и общественное значение”. Пушкин в “Евгении Онегине”, по словам Белинского, создал первое “национально-художественное произведение”; “вместе […]...
- Что есть искусство в трактовке Белинского? На переломе 1830-1840-х годов Белинский провозгласил, что искусство – это “непосредственное созерцание истины”. Но здесь уже на главном месте оказывались специфические формы “непосредственности” искусства: его образность, связь с чувственными сторонами объективного мира. Кроме того, искусство сопоставлялось с наукой, религией, с другими формами познания истины. В моменте созерцания выделен субъект творчества, сам художник. Но и здесь […]...
- Материализм и диалектика в трудах Белинского С осени 1837 года, отчасти под влиянием философии Гегеля, у Белинского, как мы уже говорили, начинается так называемый период примирения с “расейской действительностью”, длившийся до осени 1840 года. В чем же сущность примирения? Опираясь на Гегеля, Белинский решал важнейший вопрос общественной и революционной практики – вопрос о свободе и необходимости. Его уже не удовлетворял чисто […]...
- Вклад Белинского в развитие русской литературы В. Г. Белинский известен нам как замечательный критик, как публицист, как сотрудник известнейших журналов. Вся его деятельность отличалась некоторой революционной направленностью; еще в юности он сформулировал для себя принцип, по которому в дальнейшем, уже став известным критиком, он оценивал произведения, – это народность литературы. Он проявлял повышенную требовательность к анализируемым произведениям, ему мало было изображения […]...
- Первые критические выступления В. Г. Белинского Временный отход А. С. Пушкина от журнально-критической деятельности совпал с появлением в литературе нового выдающегося критика. Это был В. Г. Белинский, выступление которого со статьей “Литературные мечтания” (1834) знаменовало зарождение новой эстетики и критики. Идеи молодого критика были преемственно связаны с эстетическими взглядами его ближайших предшественников: и декабристов, и “любомудров”, и Н. А. Полевого, и […]...
- Идеал общественного деятеля в поэзии Некрасова В стихотворениях Некрасова проявляется идеал общественного деятеля, который проникнут беспредельной любовью к родине и способен отдать жизнь во имя ее. Примером может служить стихотворение “Памяти Добролюбова”, написанное в 1864 году. В поэтических раздумьях поэта о его друзьях запечатлены черты положительных героев, лучших людей времени, неповторимые индивидуальные портреты Добролюбова и Белинского. В творчестве Некрасова тема “Белинский” […]...
- Что, по мысли Белинского, характерно для повестей Гоголя? “Эта простота вымысла, эта нагота действия, эта. скудость драматизма, самая эта мелочность и обыкновенность описываемых автором происшествий – суть верные, не обманчивые признаки творчества; это поэзия реальная, поэзия жизни действительной…” И далее критик подчеркивает новаторство молодого писателя: он изображает обыкновенное в жизни, умея находить поэзию в действительности, а это и есть свидетельство громадного таланта – […]...
- Роман М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” в оценке В. Г. Белинского В статье, посвященной рассмотрению пафоса романа “Герой нашего времени”, Белинский отнес Лермонтова к числу таких “сильных художественных талантов”, которые являются среди окружающей их пустоты очень неожиданно. Интерес, возбужденный к Лермонтову несколькими стихотворениями, помещенными в “Отечественных записках”, окончательно утвердился после опубликования романа “Герой нашего времени”. Эта повесть написалась не из желания заинтересовать публику, а из глубокой […]...
- Герцен гениальный сподвижник Белинского Александр Иванович Герцен (1812-1879). Герцен-критик был конгениальным сподвижником Белинского, самостоятельно разрабатывавшим проблемы реализма. Глашатаем реализма он остался и во время своей эмиграции. Еще до отъезда за границу в 1847 году Герцен весьма определенно высказался в русской критике как противник “официальной народности”. В “Отечественных записках” появились его пародии и памфлеты: “Москвитянин” о Копернике”, “Путевые записки Ведрина”. […]...
- Освещение Гоголем темы “чин и человек” В освещении темы “чин и человек” Гоголь продолжал и развивал те идеи, которые были воплощены в творчестве писателей предшествующего периода. Грибоедов в “Горе от ума” раскрыл столкновение передового человека эпохи с закостеневшими формами жизни, с представлениями, нормами поведения привилегированной среды. Идеал Фамусова – екатерининский вельможа Максим Петрович, который ловко умел добиваться наград и чинов. Друг […]...
- Проблема заимствования слов в русском языке по тексту Белинского (ЕГЭ по русскому) Проблема “засорения” родного языка волновала литературных мужей на протяжении веков. В. Г. Белинский не стал исключением. Критик выражал различные взгляды на обозначенный нами вопрос: “В русский язык…вошло множество иностранных слов, потому что в… жизнь вошло множество иностранных…идей”, “…охота пестрить русскую речь иностранными словами…без достаточного основания, противна здравому смыслу и здравому вкусу”. Я считаю, что представленные […]...
- Изображение Н. В. Гоголем чиновников в комедии “Ревизор” и в поэме “Мертвые души” Николай Васильевич Гоголь, всем сердцем любя Россию, не мог оставаться в стороне, видя, что она погрязла в болоте коррумпированного чиновничества, и поэтому создает два произведения, отобразившие действительное состояние страны того времени. Одним из этих произведений является комедия “Ревизор”, в которой Гоголь смеется над тем, что “действительно достойно осмеяния всеобщего”. Гоголь признавался, что в “Ревизоре” он […]...
- Методология Дружинина как критика Еще в начале своего литературного пути Дружинин прослыл плодовитым фельетонистом: в “Современнике” 1848-1854 годов печатались его “Письма иногороднего подписчика о русской журналистике”. По жанру эти систематические обзоры напоминали обзоры Белинского. Были зерна правды в суждениях Дружинина о таланте Достоевского, Буткова, о различиях и способах изображения простонародного быта у Григоровича и Даля, о влиянии Гоголя на […]...