Литературная и научная деятельность Ф. Петрарки



Франческо Петрарка (1304-1374 гг.) остался в истории европейской культуры благодаря двум заслугам, которые невозможно переоценить: поэтической реформе и созданию гуманизма. Именно он заложил основы нового типа культуры и – тем самым – новой исторической эпохи.

Петрарка писал на двух языках – на латыни и на итальянском. Лучшим своим произведением он считал латинскую поэму “Африка”, но великим он стал благодаря своим стихам на итальянском языке, которых он стыдился.

История поэтического творчества Петрарки неразрывно связана

с его любовью к Лауре де Сад, которой посвящены два сборника “На жизнь мадонны Лауры” и “На смерть мадонны Лауры”, вместе образующие “Канцоньере” (“Книгу песен”).

Петрарка был не революционером, а реформатором в поэзии: в идущую от трубадуров традицию европейской лирики он внес содержательные и формальные новшества: Петрарка изменил мотивацию поэтического творчества, тип лирического героя и саму концепцию любви.

1) Изменение мотивации поэтического творчества. Для Петрарки поэзия стала средством самопознания, а не демонстрацией самоценного поэтического мастерства;

2) Изменение

типа лирического героя тесно связано с установкой на самосознание. Петрарка ввел в лирику такой способ самоанализа как рефлексия, то есть разделение единой и цельной личности на субъектов переживания и наблюдения. Избранный способ самоанализа определил и систему персонажей в лирике Петрарки.

Она включает субъект чувства (лирического героя), объект чувства (Лауру) и само чувство, персонифицированное в фигуре Амора, бога любви. С Амором лирический герой ведет войну; отношения с объектом чувства описываются через антитезы. Их источник в двойственности образа Лауры, которая сравнивается то с солнцем, способным и живить, и убивать, – то с Лавром (символом и поэтической славы, и несчастной любви);

3) Концепция любви в лирике Петрарки восходит к платоновской идее созерцания вечно прекрасных (божественных) сущностей через их земное отражение. Земная красота Лауры становится образом небесной красоты, и Творец познается через свое творение.

Формальные новшества. Два сборника, входящие в “Канцоньере”, фактически являются двумя сонетными циклами. Сонет как строгая поэтическая форма был создан не Петраркой, но он сделал его ведущим в лирике европейского Ренессанса.

Петрарка утвердил жанр сонетного цикла, в котором сквозная тема варьируется в отдельных сонетах. Единство концепции любви, созданной Петраркой, и формы сонетного цикла получило название петрарковского канона, поскольку стало обязательным и образцовым благодаря “Канцоньере” для большинства лириков Ренессанса.

Научная деятельность Петрарки. Создание гуманизма. Петрарка жил в состоянии глубокого внутреннего кризиса, поскольку считал себя изгнанным из своей духовной родины – Римской республики, исчезнувшей за 1,5 тысяч лет до рождения Петрарки. Петрарка был первым, кто, во-первых, ощутил временной разрыв между античностью и его эпохой и, во-вторых, воспринял его как личное горе.

Эти два обстоятельства и сделали возможным сам феномен Возрождения. Не имея возможности “вернуться” на свою духовную родину – в республиканский Рим, Петрарка решился вернуть римлян в современность, то есть возродить тип римского гражданина, восхищавший его.

Преклонение Петрарки перед людьми того времени (Сципионом, Цицероном, Катонном, Брутом, Лелием и т. д.) было вызвано тем, что граждане Римской республики, но именно Петрарки, успешнее других культивировали в себе самое ценное человеческое качество, которое Петрарка называл непереводимым латинским словом “Humanitas”. “Humanitas” означало специфически человеческое в человеке, то, что исключает человека из ряда природных созданий и ставит его выше их. “Humanitas” не может быть объяснено естественными факторами и не может быть сведено к ним, поэтому его присутствие в человеке превращает его в некое “сверхъестественное” (точнее – сверхприродное) существо. Таким образом, программа возрождения римского гражданина есть вместе с тем и программа формирования, развития и реализации “Humanitas” современности. Эта программа была развернута Петраркой в ряде трактатов, в числе которых “О презрении к миру”, “О средствах против всякой фортуны”, “О знаменитых мужах”, “Инвектива – против врача” и др.

Основные положения учения Петрарки можно свести к следующим тезисам:

1. Каждый человек обладает специфическим качеством humanitas;
2. Это качество вложено в него Богом, как некое семя, чтобы человек сам его развил;
3. Лучшие и самые совершенные образцы осуществления humanitas даны гражданам римской республики;
4. Суть humanitas – в связи каждого отдельного человека со всем человечеством;
5. Ближайший к каждому человеку образ человечества – его Город (город – республика, город – государство);
6. humanitas реализуется в тройном служении гражданина городу в качестве воина, художника, политика;
7. humanitas развивается до необходимой полноты с помощью полезных наук – философии, классической филологии и риторики;
8. Его развитию мешают бесполезные науки – естествознание и медицина;
9. Главные враги человека – Время и Судьба: судьба препятствует реализации humanitas, Время стирает память о ней, даже если она была успешной;
10. Чтобы победить Время и Судьбу человек должен обрести земное бессмертие – славу;
11. Чтобы обрести славу, человек должен выполнять свою миссию гражданина с предельным напряжением воли и интеллекта – как герои древности.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 4.50 out of 5)
Loading...

Литературная и научная деятельность Ф. Петрарки