Литература русского зарубежья
Литература русского зарубежья складывается из трех волн русской эмиграции. Эмиграция первой волны — трагическая страница русской культуры. Это уникальное явление и по массовости, и по вкладу в мировую культуру. Массовый исход из Советской России начался уже в 1919 году.
Уехало более 150 писателей и более 2 млн. человек. В 1922 году по постановлению государственного политического управления из страны были высланы на так называемом «философском корабле» более 160 религиозно-философских писателей, прозаиков и критиков, врачей, профессоров
Иванов и др. Эмиграция первой волны сохраняла все основные особенности русского общества, представляла, по словам 3. Гиппиус, «Россию в миниатюре».
Основными центрами русской эмиграции в Европе были Берлин, Прага, Париж. На Востоке эмигрантов приняли Шанхай, Харбин.
В литературе первой волны эмиграции отчетливо выделялись два поколения: старшее, представители которого сформировались как писатели на русской почве, они были известны
Это те, кто в России начинал еще свое становление, печатал отдельные произведения, но не успел сложиться как писатель или поэт со своим стилем. Одни из них группировались вокруг Бунина, образовав «бунинский кружок» . Другие объединились вокруг Ходасевича, создав группу «Перекресток». Они ориентировались на строгие формы.
Это Ю. Терапиано, Вл. Смоленский, Н. Берберова, Д. Кнут, Юр. Мандельштам.
Вокруг Г. Адамовича и Г. Иванова сложилась группа «Парижская нота» . Главное в творчестве — простота: никаких сложных метафор, никакой детализации, только наиболее общее, даже абстрагированное. Они продолжали акмеизм, хотя обращались и к опыту символистов. Темы — любовь, смерть, жалость.
Участники группы «Кочевье» стремились экспериментировать со словом, формой. Наследовали традиции футуризма, особенно В. Хлебникова.
Основная тема творчества в самом начале эмиграции — это «взрыв антисоветских страстей». Выходит «Окаянные дни» И. Бунина, книга заметок и дневниковых записей человека, изнутри видевшего первые послевоенные годы. В ряде мест она перекликается с «Несвоевременными мыслями» М. Горького.
- Подготовка к ЕГЭ. Темы сочинений и задания по теме ЛИТЕРАТУРА РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ Составьте план-конспект главы «Литература русского зарубежья». Обратите особое внимание на смысл понятия «миссия русской эмиграции», на характеристику основных этапов становления и развития русской литературы за рубежом, ее ведущие жанры. «Что такое русская литература XX века, на это не может в отдельности ответить ни зарубежье, ни СССР», — писал в 70-е годы […]...
- Вопросы и ответы к теме «Поэты-эмигранты XX века» 1. Назовите писателей старшего поколения — эмигрантов I волны. И. Бунин, А. Белый, Б. Зайцев, А. Куприн, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, А. Ремизов, В. Ходасевич, М. Цветаева, И. Шмелев и др. 2. Почему младшее поколение писателей-эмигрантов было названо незамеченным? Писатели младшего поколения ко времени эмиграции еще не сложились в творческом отношении в России. Они не […]...
- Литература русского зарубежья. «Вторая волна» русской литературной эмиграции. Иосиф Бродский 1. Краткая хронология событий, предшествующих отъезду Бродского из СССР. 2. Масштаб творческого наследия Иосифа Бродского, стилистика и принципиальная особенность его произведений. 3. Личные переживания и превратности судьбы: внутренний диалог поэта с окружающей действительностью. Запрягай коня да вези меня, Там не терем стоит, а сосновый скит, И цветет вокруг монастырский луг: Ни амбаров, ни губ, ни […]...
- Тема родины в стихотворениях поэтов русского зарубежья Поэты русского зарубежья оказались в разлуке с родиной по разным причинам. Кого-то выслало советское правительство, кто-то не смог остаться по идейным соображениям, не принимая Советской власти. Но покинутая Россия для них все равно осталась родиной, источником воспоминаний и творческого вдохновения. Русские писатели-эмигранты ясно понимали: в чуждой национальной среде им не выжить без русского языка, без […]...
- Память как важная художественная категория в прозе русского зарубежья Проза русского зарубежья — много авторов, много видов литературы. Революция и гражданская война привели к невиданному явлению в литературе — ситуация раскола, появляется огромное ко-во людей, живущих в другой стране, закрывшие за собой жизнь навсегда. Формы отъезда: беженство — человек под гнетом обстоятельств, взяв минимум с собой, уезжает на первом корабле, стремительный отъезд; высылка — […]...
- Последний русского зарубежья И главное, главное: Россия… Б. К. Зайцев Из писателей-изгнанников Борис Зайцев внес едва ли не самый значительный вклад в русскую литературу 20 века. Поэт прозы, крупнейший представитель русского литературного зарубежья, сподвижник и друг великого Бунина, Борис Константинович Зайцев без малого три четверти века служил русской литературе (1881-1972). Он был во всех отношениях «последним» в русском […]...
- Тема любви в творчестве писателей русского зарубежья События 1917 года в России изменили жизнь миллионов людей. Кому-то революция принесла новые надежды и перспективы, кому-то — разочарования, крушения, расставание с домом, родными и близкими, с Родиной. Известно, что за время событий Октябрьской революции и гражданской войны страну покинуло огромное количество русской элиты: аристократы, люди, во многом составляющие основу нации. В этих рядах было […]...
- Немецкая литература в эмиграции Немецкая литература в эмиграции была выражением непреклонного духа антифашистского сопротивления и отразила важнейшие этапы антигитлеровской борьбы, в которой писатели-эмигранты принимали самое активное участие. Когда вспыхнул франкистский мятеж в Испании, в рядах Интернациональных бригад оказались Л. Ренн, В. Бредель, Э. Вайнерт, Б. Узе, Г. Мархвица и др. Вполне понятно, что тема гражданской войны в Испании заняла […]...
- Литература периода укрепления Русского централизованного государства (XVI-XVII вв.) Впервые десятилетия XVI в. заканчивается поглощение Москвой отдельных вотчинно-феодальных областей, сливавшихся в единое Русское (Московское) государство с централизованной властью самодержавного царя, опирающегося на служилое дворянство и вступающего в энергичную борьбу с крупными феодалами-княжатами и боярами, отстаивающими старые формы феодальной раздробленности. С исторической точки зрения факт слияния разрозненных русских областей в единый государственный организм, возглавляемый московским […]...
- Творческая трагедия русского писателя в XX веке (На примере В. Набокова) Любое произведение литературы неразрывно связано с той страной, в которой родился и вырос его автор. Писатель творит национальный духовный мир с высоким сознанием своей ответственности, своего писательского призвания и общественного долга. В этом заключается творческая свобода. Но если мы посмотрим на историю России, то увидим, что творческая свобода нередко оборачивалась для писателей преследованиями и даже […]...
- Литература изгнанных. Антифашистская эмиграция Антифашистская эмиграция — большая глава истории и не только истории литературы. Свою родину покинули представители почти всех политических партий и направлений, рабочие и коммерсанты, журналисты, врачи, учителя, ученые (среди них — пять лауреатов Нобелевской премии). В изгнании оказались композиторы (А. Шенберг, Г. Эйслер, П. Дессау, К. Вейль), дирижеры (Б. Вальтер), певцы (Р. Таубер, Й. Шмидт, […]...
- Вторая и третья волна эммиграции в 20 веке Вторая мировая война круто изменила уже устоявшуюся жизнь русского литературного зарубежья. Гитлеровская оккупация Франции уничтожила ведущие литературные издания, вынудила большинство писателей эмигрировать за океан, в Америку, которая стала новым центром русского рассеяния. Война вызвала вторую волну эмиграции, которую представляли так называемые «перемещенные лица», «Ди-Пи». В дальнейшем известность получили произведения поэтов второй волны Д. Кленовского, И. […]...
- Русская литература в кинематографе Литература и кинематограф — очень близкие виды искусства. И поэтому многие литературные произведения со временем становятся основой для фильмов. Режиссеры, вдохновившись тем или иным творением писателей, снимают свои картины. Некоторые из них становятся шедеврами, а некоторые смотрятся жалко — особенно на фоне оригинала. Русская литература очень широко отражена в отечественном кинематографе. Многие фильмы завоевали всенародную […]...
- Возвращенная литература Термины «возвращенная литература», «возвращенные писатели», «скрытая», даже «потаенная» литература появились в начале 90-х годов ХХ века, когда в результате начавшейся перестройки рухнул «железный занавес», прочно отделявший нашу страну от западного мира. Крушение коммунистической идеологии, наступившая гласность позволили опубликовать в России огромное количество произведений писателей-эмигрантов, которые были вынуждены, спасаясь от большевистского террора в 1920-х годах, навсегда […]...
- Литература и издательская деятельность в серебрянном веке Литература и издательская деятельность Литература характеризуется следующими моментами. Литература. Двумя основными направлениями в литературе были: реалистическое (сохранившееся с XIX в.), традиции которого продолжали А. П. Чехов, И. А. Бунин, А. И. Куприн, А. М. Горький и др., и противопоставившее себя ему модернистское. Модернистское направление разделялось на четыре основных течения: декаданс (ранний символизм) и символизм (два […]...
- Биография Евтушенко Е А (Литература XX века) Евтушенко Евгений Александрович Годы жизни: родился в 1933 году. Маленький Евгений, будущий поэт, родился в семье, где оба родителя были геологами, на станции, под странным названием — Зима, что находится в Иркутской области 1933 года в июле месяце 18 числа. Чуть позже, мать писателя стала певицей. Рос Евтушенко в городе Москва, и с 49 года […]...
- Развитие культуры в российской эмиграции в XX в Развитие культуры в российской эмиграции в XX в. В истории России XIX — начала XXI в. выделяется четыре волны российской эмиграции за рубеж (не считая дореволюционной волны середины XIX в. — 1917 г.): первая — связанная с революцией 1917 г. и Гражданской войной (1914 — 1930-х гг.); вторая — связанная с Великой Отечественной войной; третья […]...
- Сочинение на тему: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ИСТОРИЯ Историческая наука выделилась в России в самостоятельную область знаний примерно в 18 столетии. В художественных произведениях разных писателей довольно часто встречаются образы различных исторических деятелей. Владимир Мономах («Поучение Владимира Мономаха»), князь Игорь («Слово о полку Игореве»), Петр I (А. С. Пушкин «Полтава», «Медный всадник»), князь Олег (А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»), Пугачев (А. […]...
- Три главных этапа освободительного движения в России (Литература XIX века) В статье «Памяти Герцена» В. И. Ленин пишет: «Чествуя Герцена, мы видим ясно три поколения, три класса, действовавшие в русской революции. Сначала — дворяне и помещики, декабристы и Герцен. Узок круг этих революционеров. Страшно далеки они от народа. Но их дело не пропало. Декабристы разбудили Герцена, Герцен развернул революционную агитацию. Ее подхватили, расширили, укрепили, закалили […]...
- Литература и Русь XI — XII веков (Литература XI-XII веков) Литература XI — XII веков Из истории человеческого общества мы узнаем, что поэзия появляется у народов уже в глубокой древности. Однако до возникновения письменности она рождается и бытует лишь в форме устнопоэтических произведений. Так было и в нашей стране. В течение многих веков на Руси существовала лишь устная народная поэзия. Русская письменная литература возникла значительно […]...
- Биографическая литература для детей начала ХХ века Влияние декабристов на книги, издававшиеся для детей, не могло по цензурным условиям проявиться так непосредственно, как влияние войны 1812 года. Однако идеи декабристов накладывали отпечаток на формирование молодого поколения, а произведения их входили в круг детского и юношеского чтения. В возросшем интересе к исторической тематике, к историко-биографической и научно-популярной литературе для детей тоже сказалось влияние […]...
- Хрестоматия: Литература на линии огня (1933-1945) В 1932 г. Л. Фейхтвангер, отмечая все растущее наступление фашистского варварства, подчеркивал значение немецкой гуманистической культуры в этих условиях: «Правда, представителям немецкой литературы недостает громкости голоса, которой отличаются наши политические шарлатаны и военщина, но тем не менее слово немецких писателей… проникает в сердца, оно остается». Эти строки были написаны в канун трагического перелома в истории […]...
- Тема художественная литература М. Е. Салтыков-Щедрин говорил: «Художественная литература — упрощенная вселенная». XIX век — это золотой век русской литературы, и не только русской, но и всемирной. Почему появились такие писатели, как Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, Н. В. Гоголь, А. С. Пушкин? Может быть дело в гениальности, в таланте… Конечно, эта точка зрения не совсем верна. […]...
- Японская литература часть 2 (Литература XVII-XVIII веков) Горожанин эпохи Сайкаку в своем стремлении к личной свободе естественно становился противником тех феодальных законов, которые его ограничивали. Вместе с тем в своей семейной жизни он желал сохранить безграничную власть над младшими членами семьи, неограниченное право распоряжаться имуществом. И вот оказывалось, что средневековые нормы и обычаи помогали ему сохранять и укреплять свое главенство. Прелюбодеяние каралось […]...
- Демократическая литература Выступление в защиту буржуазной демократии, предпринятое в основном писателями старшего поколения, считавшими Веймарскую республику положительным фактором, дало литературе весьма значительные произведения. Важной мировоззренческой проблемой стало осязаемое противоречие между демократическими общественными идеалами и таким государственным строем, который хотя формально и дает своим гражданам основные права, однако оставляет нерешенными даже самые насущные социальные проблемы. Внутренний кризис многих […]...
- Японская литература (Литература XVII-XVIII веков) В истории всемирной литературы важную роль сыграли писатели, жившие на рубеже нового времени в быстро развивавшихся городах. Внутри феодального общества рождались новые классы, шла борьба за свободу общения и обмена, а это вело и к обмену духовными ценностями. Росло стремление учиться у тех современников, которые успели дальше шагнуть по пути развития новой культуры. «Плоды духовной […]...
- Свобода и изгнание в душе русского человека Понятие «свобода», как мне представляется, существует с тех самых пор, как человек осознал себя человеком. Это слово есть во всех языках мира. Но что значит «свобода»? Что значит «быть свободным»? Похоже, об этом человек тоже размышляет со времен седой древности. И еще в античности он пришел к выводу: «Чтобы быть свободным, нужно подчиняться законам». Но […]...
- Писатели, любимые Булгаковым Среди любимых авторов Булгакова были Гоголь, Чехов и Салтыков-Щедрин. Они оказали огромное влияние на формирование Булгакова как писателя. В жизни он общался с писателями старшего поколения: В. В. Вересаевым, Е. И. Замятиным, М. А. Волошиным, А. А. Ахматовой. Видимо, их жизненная позиция была ему ближе позиции большинства более молодых писателей. Из писателей молодого поколения с […]...
- Сочинение «Литература в кинематографе» Одной из тем письменных работ в старших классах российских школ является «Литература в кинематографе». Сочинение обычно предполагает либо анализ процесса «перевода» литературных произведений на «язык» кинофильмов в целом, либо характеристику какой-то одной или нескольких конкретных экранизаций. Итак, вашему вниманию предлагается: «Русская литература в отечественном кинематографе» — сочинение ученицы 10 класса. Литература и кинематограф — очень […]...
- Русская литература и борьба против фашизма Обострение военной опасности, приход фашизма к власти в Германии — все это было воспринято в широких кругах творческой интеллигенции па Западе как тревожный сигнал. Призыв Горького к мастерам культуры был услышан передовыми литераторами разных стран. Возникло международное движение борьбы против империалистической войны и фашизма, идейными вдохновителями которого были Ромен Роллан и Лпри Барбюс. На I […]...
- Истоки русского патриотизма Каждый из нас прекрасно понимает, что патриотизм, как и всякое другое человеческое чувство, имеет свои истоки. Русский философ В. Соловьев, говоря о патриотизме, замечает, что для каждого человека «он имеет свои утробные корни, которые остаются и еще крепнут от внешнего разрыва… Без этих натуральных корней нет настоящего патриотизма. Всякий знает, однако, что никогда в природе […]...
- Теория «трех штилей» и реформа русского языка М. В. Ломоносова Выдающийся русский ученый, просветитель, поэт Михаил Васильевич Ломоносов оставил глубокий след во многих областях науки, в том числе и в языкознании. Он является одним из основоположников науки о русском языке. Им написана первая грамматика русского языка с систематически изложенными нормами литературного языка, созданы работы по сравнительно-историческому изучению родственных языков, собраны обширные материалы по русской диалектологии […]...
- Развитие литературы: Литература Германии Всемирно-историческая победа антигитлеровской коалиции во второй мировой войне положила конец господству фашизма в Германии. В 1949 г. на территории страны были созданы два государства, с разным политическим строем: социалистическое — Германская Демократическая Республика (ГДР/ — и буржуазное — Федеративная Республика Германии (ФРГ). Развитие литературы в этих странах пошло разными путями. В то время как в […]...
- Русская литература конца 19 — начала 20 века Поэзия конца 19 века получила название «поэтического ренессанса» или «серебряного века». Постепенно термин «серебряный век» стали относить к той части художественной культуры России, которая была связана с символизмом, акмеизмом, «неокрестьянской» и частично футуристической литературой. Литературные направления : 1.Реализм — продолжает развиваться (Л. Толстой, Чехов, Горький и др.) 2.Модернизм — от фр. слова «новейший, современный».Модернисты верили […]...
- Становление русского национального театра и русской драматургии Драматургия — особый род искусства. Она существует «на слиянии» литературы и театра, то есть в ней законы литературы и театра проявляются в своем взаимодействии. История современной русской литературы начинает свой отсчет со второй половины XVIII века, с появления «Древней российской библиофи-лики», ознаменовавшей принципиально новое отношете читателя к отечественной литературе и литературы к самой себе как […]...
- Литература периода конца XIX — начала XX века (1890-1916) Последнее десятилетие XIX века открывает в русской, да и в мировой культуре новый этап. В течение примерно четверти века — с начала 1890-х годов до октября 1917-го — радикально изменились буквально все стороны жизни России — экономика, политика, наука, технология, культура, искусство. По сравнению с общественным и в некоторой степени литературным застоем 1880-х годов новая […]...
- Сочинение на тему: «Литература и история. Связанны ли они и почему?» Несмотря на то, что в средние века, вплоть до рубежа XIX-XX веков, литература в основном служила интересам господствующих классов, в своих произведениях все-таки смогла отразить общенародные интересы и реальное состояние общественной и политической жизни русского народа. Богатейший кладезь русского народного творчества способствовал своими темами развитию художественной литературы, обогащал ее своими художественными приемами, идеями и темами, […]...
- Трагизм гибели великого русского поэта Александра Пушкина «При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о национальном русском поэте, — сказал Н. В. Гоголь. — В нем, как будто в лексиконе, заключилось все богатство, сила и гибкость нашего языка. Он более всех, он далее раздвинул ему границы и более показал все его пространство». Пушкин явление чрезвычайное и, может быть, единственное. В нем русская природа, […]...
- Основы русского стихосложения Общее свойство поэтической речи — наличие ритма. Ритм характерен для поэтической речи любого языка и времени. При этом фонетические особенности языка, культурно-историческая и литературная традиции формировали системы стихосложения. В основе любой системы стихосложения лежит метр — определенная ритмическая упорядоченность повторов внутри стихотворных строк. В русской поэзии раньше всего сложилась тоническая система. Она развилась в устном […]...
- Детская литература на рубеже двух столетий На рубеже двух столетий и в начале нашего века на русский язык переводится много новинок иностранной литературы, а также некоторые старые произведения, выпавшие из поля зрения переводчиков или находившиеся под запретом. Обогащение книжного репертуара было особенно интенсивным в годы революционного подъема, когда оживилась деятельность прогрессивных издательств. В связи с ослаблением цензурного гнета стало возможным появление […]...