Литература реализма и натурализма
Приблизительно с середины до последней четверти XIX столетия “погоду” во всемирном литературном процессе делали преимущественно писатели-реалисты. Россияне Ф. Достоевский и Л. Толстой уверенно приняли эстафету французов Стендаля, О. Бальзака, Флобера, англичанина Ч. Диккенса и пошли дальше своих предшественников. Достаточно вспомнить произведения той эпохи, которые вошли в казну всемирной литературы: “Униженные и оскорбленные” (1861), “Игрок” и “Преступление и наказание” (1866), “Идиот” (1868), “Бесы” (1871), “Братья
Творчество Достоевского и Толстого стало вершиной не только русского, а и мирового реализма.
Они обогатили всемирную литературу (прежде всего жанр романа) уже самим взглядом на вечные проблемы человечества: признание-непризнание отдельной личностью общественных законов и норм, право “переступить” через эти законы и нормы (“Преступление и наказание”), видение проблем войны и мира, войны и народа, “мысли народной” (“Война и мир”), проблемы семьи, “мысли
Натурализм (от лат. nature – природа) – название течения в европейской литературе и искусстве, которое возникло в 70-х годах XIX ст. и особенно широко развернулось в 90-х годах, став тогда самым влиятельным направлением. Основные элементы натурализма в литературе существовали значительно раньше. В 80-х годах это течение получило название и теоретическое обоснование, данное Эмилем Золя в книге “Экспериментальный роман” (1879) и в статьях о театре. В дальнейшем под термином “натурализм” объединялись понятия весьма разнородные и отличные от представления о нем его основоположников, в частности Золя.
Объясняя выбор этого термина для определения нового литературного стиля, Золя начинает с отмежевания от реализма: “Меня спрашивают, почему я не удовлетворяюсь словом “реализм”, которое используется 30 лет? Я поступил так лишь потому, что тогдашний реализм сузил художественно-литературное мировоззрение.
Мне казалось, что слово “натурализм” расширяет область наблюдения” (“Натурализм в театре”). В эту область отныне входят запрещенные до натурализма темы и области патологии и физиологии, проблемы работы, той или иной профессии (“Жерминаль”). Вводя новое определение для литературного стиля, Золя все же таки определяет основой этого литературного течения реализм, который играл ведущую роль в французской литературе второй половины XIX ст.
Позитивизм – социально-философское направление, которое характеризуется стремлением выходить из данного, фактического, стойкого, бесспорного (положительного), чтобы создать социальную теорию: свободную от метафизических объяснений, доказательную и общезначимую, основанную на методологии, присущей естественным наукам. Где-то в конце XIX столетия удельный вес литературы реализма в выражении художественных стремлений эпохи начал уменьшаться, вступали в силу модернистские направления и течения.