Лирика Заболоцкого
Первый сборник стихов Заболоцкого “Столбцы”; вышел в 1929 году. Его автор заявил себя мастером гротескной живописи, виртуозно владеющим стихотворной техникой. Поэт весь свой гнев обрушил на мир наглых и плотоядных обывателей.
Книга вызвала резко негативное отношение официальной критики. В поэме “Торжество земледелия”;, которая была опубликована через четыре года после “Столбцов”;, поэт стремился утвердить мысль о преобразующей силе человеческого разума, обуздывающего слепые силы природы, равно служащие добру и злу.
Заболоцкого 30-х – 40-х годов (“Я не ищу гармонии в природе”; (1947), “Гроза”; (1946), поэмы “Деревья”;, “Птицы”;, “Облака”;). Из стихии, противостоящей человеку, несущей ему страдания, природа становится полем его деятельности, источником его созидательной энергии и полноценного существования.
В 50-е годы на передний план в стихотворениях Заболоцкого выходит человек. В цикле стихотворений (“Город в степи”;, “Творцы дорог”;) Н. Заболоцкий славит подвиги исследователей и созидателей. Наряду
Поэт видит в окружающем мире и в человеческой душе не одни светлые стороны, от его взора не укрываются трагические коллизии действительности, но он преисполнен веры в то, что доброе и светлое способны одолеть любые преграды.
Зрелый Заболоцкий – это поэт мысли, прекрасно владеющий точным и зрительным образом, при всей строгости и скупости языка. Неторопливый, очень весомый, важный, даже торжественный тон его стихов свидетельствует о творческом освоении традиций Державина, Тютчева, Пушкина, преломленных с глубокой оригинальностью и самобытностью. Стихи последних лет поэта носят характер бытовых зарисовок и носят дидактический характер, подчеркивая движение автора к стилистической простоте (“Железная старуха”;, “После работы”;, “Генеральская дача”;, “Городок”; и др.).
Заболоцкий был замечательным мастером художественного перевода. Он приобщил русского читателя к “Витязю в тигровой шкуре”; Шота Руставели, произведениям Ильи Чавчавадзе, Д. Гурамишвили, Г. Орбелиани, современных грузинских поэтов, Леси Украинки, поэтов Германии и Венгрии. Ему принадлежит стихотворное переложение памятника древнерусской литературы – “Слова о полку Игореве”;.
К теме поэзии и поэтического мастерства Заболоцкий обращался на протяжении всей своей жизни (“Портрет”;, “Сентябрь”;, “Бетховен”; и др.). Стихотворение “Читая стихи”;, посвященное тайнам творческого процесса, таинству рождения слова, было написано Николаем Заболоцким в 1948 году. Оно построено как воображаемый диалог поэта-мастера с молодым начинающим поэтом. Что же вызывает критику Заболоцкого?
Лирический герой называет стихи, подлежащие критике, “бессмыслицей скомканной речи”; и “щебетаньем щегла”;, процесс их творения “забавой”;. Отсутствие живого смысла нельзя компенсировать никакими уловками и выдумками:
Нет! Поэзия ставит преграды Нашим выдумкам, ибо она Не для тех, кто, играя в шарады,
Надевает колпак колдуна.
Так поэт противопоставляет свое понимание роли русского слова как основы поэтического образа нелепым выдумкам авторов, пытающихся превратить “русское слово”; в “щебетанье щегла”;. Настоящей поэзии чужды изощренность, выдумка, бессмыслица. Он должен жить “жизнью настоящей”;, откликаться на все впечатления бытия:
Тот, кто жизнью живет настоящей,
Кто к поэзии с детства привык,
Вечно верует в животворящий,
Полный разума русский язык.
Философско-эстетическую проблему о сущности красоты поэт с большой силой художественной убедительности и психологическим мастерством решает в своеобразных поэтических зарисовках из окружающей жизни: “О красоте человеческих лиц”;, “Старая актриса”;, “Некрасивая девочка”;. Красота, величие, бессмертие природы – это то настоящее, что заслуживает восхищения и даже поклонения. Ко всему, что его окружает, Заболоцкий применяет высокую меру истинности.
Он не верит первым обманчивым впечатлениям, напряженно вглядывается в души людей. Ставшее знаменитым стихотворение “О красоте человеческих лиц”; (1955) основано на уподоблении лица архитектурному сооружению. Как и здания, лица бывают пышными и скромными, распахнутыми и закрытыми:
Есть лица, подобные пышным порталам,
Где всюду великое чудится в малом.
Есть лица – подобия жалких лачуг,
Где варится печень и мокнет сычуг.
Композиционно стихотворение “О красоте человеческих лиц”; делится на две части, которые противопоставлены друг другу. Так в лицах, подобных “пышным порталам”;, выражаются душевные свойства людей, склонных переоценивать свою собственную значимость. Лица, подобные “жалким лачугам”;, также неприятны поэту, потому что в них он не находит красоты; угнетенные бедностью и унижениями, эти люди заботятся только о хлебе насущном.
Душевная пустота, угрюмость и жуткое дыхание смерти исходит от лиц, похожих на башни, в которых никто не живет. В лицах, запечат-
ленных в первой части стихотворения, внешняя монументальность и значительность прикрывают бедность внутреннего мира их владельцев.
Вторая часть во всем противопоставлена первой. В ней поэт выражает свое представление о красоте. Центральный образ второй части – лицо-хижина.
Она “неказиста”; и “небогата”;. Однако из ее окошка струится дыхание весеннего дня”;, что придает настроению текста свежесть, бодрость, ощущение молодости.
Истинная красота поэту видится в проявлениях “движениях души”;, в выражении богатства внутреннего мира, в открытости и искренности в проявлении чувств:
Поистине мир и велик и чудесен!
Есть лица – подобья ликующих песен.
Из этих, как солнце сияющих нот Составлена песня небесных высот.
Самые красивые лица, по мнению автора, – “подобья ликующих песен”;. Души, похожие на песни, – признак красоты внутреннего мира. Эта же мысль ярко звучит в стихотворении “Некрасивая девочка”;. Веселая, лишенная чувства зависти, умеющая радоваться жизни, некрасивая девочка по-настоящему прекрасна:
А если это так, то что есть красота И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде.
“… “Что есть красота?”; – вопрос самого Заболоцкого, прямо заданный им в стихотворении “Некрасивая девочка”; и составлявший предмет его постоянных размышлений, входивший – с самого начала – в построение художественного мира… Красота человеческого лица, красота души человека, красота первозданной и укрощенной природы, красота любви, красота искусства… В русской послереволюционной поэзии XX века мало кто с такой настойчивостью и страстью “докапывался”; до ответа искал его в жанре портрета, возлагал на него такие надежды, как Заболоцкий”; (И.
И. Ростовцева).
“Заболоцкий подробно объяснил смысл портрета некрасивой девочки. Объяснил и свое волнение, и тревоги, и надежды, и полную свою веру в “чистый этот пламень”; души… Заболоцкий попытался помочь нам оценить “грацию души”; некрасивой девочки. Сколь глубоко мы прониклись его мыслью и сочувствием, зависит не только от силы его художественного слова, но и от нашего нравственного склада.
От того, насколько мы готовы принять его мысль и проявить сочувствие”; (А. Урбан).
Стихотворение “Гроза идет”; было написано в последние годы жизни Заболоцкого, в 1957 году. Лирический герой ощущает себя частицей вселенной. Поэт с особой настойчивостью стремится воплотить гармоническое единство природы и человека.
В феврале 1958 года в письме Л. К. Чуковской Николай Заболоцкий писал: “Человек и природа – это единство, и говорить всерьез о каком-то покорении природы может только круглый дуралей… Как могу я, человек, покорить природу, если я сам есть не что иное, как ее разум, ее мысль”;. Эта мысль пронизывает все стихотворение “Гроза идет”;. Если раньше залогом бессмертия было вечное обновление природы, то теперь человек обретает вечность, растворившись в этой природе:
Пой мне песню, дерево печали!
Я, как ты, ворвался в высоту,
Но меня лишь молнии встречали И огнем сжигали на лету.
Почему же, надвое расколот,
Я, как ты, не умер у крыльца,
И в душе все тот же лютый холод И любовь, и песни до конца!
В стихотворении “Завещание”; (1947) Заболоцкий говорит о том, что после смерти возродится в “дыхании цветов”;, “больших листах”; многовекового дуба, полете птицы, каплях дождя. Жизнь вечна, а смерть мнима, и сознание этого наполняет душу спокойной радостью.