Лирика Твардовского

Лирика Твардовского – это по преимуществу выражение самых простых, доступных любому труженику, но вместе с тем наиболее глубоких и общечеловеческих чувств. Она открывает душе такие основы человеческой жизни, как труд, родина, любовь, земля.

Значительный интерес представляют стихи Твардовского воен­ных лет, вошедшие в сборники “Возмездие”; и “Фронтовая хроника”; (1945). Беззаветная любовь к родине, беспощадная ненависть к фашистским захватчикам, боль за поруганную советскую землю, за народ, перенесший во время войны неисчислимые

бедствия, – вот мотивы военных стихов Твардовского. Чеканной формой, напоми­нающей торжественную панихиду по “павшим в той битве миро­вой”;, отличается стихотворение “В тот день, когда окончилась вой­на…”; (1948).

Страстный монолог солдата, навсегда бесследно исчезнувшего, но как бы слившегося со всем миром, представляет стихотворение “Я убит подо Ржевом”; (1945-1946), относящееся к числу лучших стихотворений Твардовского о войне. Написано оно было после войны, в конце 1945 и в самом начале 1946 года. По воспоминаниям поэта, “в основе его была уже неблизкая память поездки подо Ржев осенью

1942 года на участок фронта, где сража­лась дивизия полковника Кириллова Иосифа Константиновича.

То, что довелось увидеть Твардовскому на фронте, глубоко вреза­лось в его сердце. “Впечатления этой поездки были за всю войну одни из самых удручающих и горьких до физической боли в сердце. Бои шли тяжелые, потери были очень большие, боеприпасов было в обрез – их подвозили вьючными лошадьми”;, – вспоминал поэт. Стихотворение написано от первого лица – от имени погибшего солдата:

Я убит подо Ржевом,

В безымянном болоте,

В пятой роте,

Налево,

При жестоком налете.

Но и в той беспредельной дали, где обрела покой его душа, его продолжает волновать вопрос: “Наш ли Ржев наконец?”; Одна отра­да и утешение, что смерть его не была напрасной. Он пожертвовал своей жизнью ради спасения Родины:

И у мертвых, безгласных,

Есть отрада одна:

Мы за родину пали Но она – спасена.

Обращаясь к живым, солдат заклинает помнить тех, кто не вер­нулся с полей сражений, “кто зарыт без могилы”;:

Что недаром боролись Мы за родину-мать.

Пусть не слышен наш голос, –

Вы должны его знать.

Как завещание звучит последняя часть стихотворения. В ней наказ живущим – беречь Родину, “с честью служить дальше роди­мой отчизне”;:

И беречь ее свято,

Братья, счастье свое –

В память воина-брата,

Что погиб за нее.

“Созданный Твардовским монолог павшего воина “Я убит подо Ржевом”; – это накаленное страстным поэтическим пафосом слово от имени “мертвых, безгласных”;, – свидетельство огромного богат­ства лирического “я”; поэта, его душевной широты, человечности, присущей ему способности быть выразителем его переживаний и дум”; (Л. K. Шевцова).

Тема памяти всегда волновала поэта. “Позднейшая лирика А. Твардовского – в основном лирика памяти… наиболее интен­сивно, постоянно и многообразно тема памяти связывается у него с войной. А. Твардовский никогда не “реконструирует”; военного прошлого, у него нет стихов-воспоминаний о военных годах. Па­мять о войне просто живет в его стихах, даже если об этом прямо не говорится, но иногда выходит наружу с огромной, пронзительной силой боли, страдания и даже какой-то собственной вины перед те­ми, кто навсегда остался на далеком берегу смерти…”; (А.

И. Павловский). Твардовский видел свое жизненное назначение в том, чтобы сохранить память и сказать людям правду о каждом погибшем солдате и обо всей долгой и страшной войне. Чувство от­ветственности не ослабевало с годами. Вновь и вновь поэт возвра­щается мыслями к тем, кто не дожил до победы.

О них – шесть ла­коничных строк стихотворения “Я знаю, никакой моей вины…”; (1966). Сам поэт так определял главную мысль этого стихотворе­ния: “Навечное обязательство живых перед павшими за общее де­ло, невозможность забвения, неизбывное ощущение как бы себя в них, а их в себе, – так приблизительно можно определить эту мысль и чувство. Они составляют, как говорится, пафос и написан­ного после “Я убит подо Ржевом”; стихотворения “В тот день, когда окончилась война”; и многих других, вплоть до совсем недавних строчек “Из записной книжки”;:

Я знаю, никакой моей вины В том, что другие не пришли с войны…”;

Завершающая стихотворение строчка заканчивается многоточи­ем (“Речь не о том, но все же, все же, все же…”;). Это редчайший в произведениях Твардовского знак препинания, выражающий осо­бую недосказанность мысли, за которой стоят слезы, перехваты­вающие дыхание.

В лирике последних лет Твардовский отошел от типичной для ранних стихотворений формы сюжетной новеллы, все чаще прибе­гая к выразительному фрагменту. Характерны сами названия, ко­торые Твардовский любил давать свои стихам и даже целой книге – “Из записной книжки”;. Пейзажные зарисовки в стихах Твардовско­го соотносятся то с внутренней жизнью автора (“Признание”;), где за сменяющими друг друга временами года проступает мысль о крат­кости человеческой жизни, а то и с ходом самой истории (“День прошел, и в неполном покое…”;, “Береза”; и др.).

Стремление в краткой, лаконичной форме поведать миру то, что волнует и тре­вожит, звучит в таких стихотворениях, как “Всему свой ряд, и лад, и срок…”;. Излюбленным жанром поэта становится теперь лириче­ская миниатюра, в емкой форме выражающая широкую, зрелую мысль (“О сущем”;, “О прописке”;).

“Памяти матери”; – это четыре стихотворения, представляющие единый непосредственный отклик на смерть матери поэта в 1965 году. Первое стихотворение этого лирического цикла – “Прощаем­ся мы с матерями…”; – проникнуто чувством бесконечной утраты от непоправимости случившегося. Прощание с матерью выливается в горькие раздумья о краткости человеческой жизни, о невозможно­сти загладить вину за отсутствие душевной чуткости, внимания и заботы к матери:

Прощаемся мы с матерями Задолго до крайнего срока –

Еще в нашей юности ранней,

Еще у родного порога…

Долгие годы разлуки порой оборачиваются телеграммой, когда хочется сказать матери все теплые, ласковые слова, которые она не услышала при жизни. Второе стихотворение цикла – “В краю, ку­да их вывезли гуртом…”; лежат подлинные факты, связанные с на­сильственным переселением семьи Твардовских в годы коллекти­визации. В третьем стихотворении “Как не спеша садовники орудуют…”; вновь звучит тема первого стихотворения: горе сына, потерявшего мать. В последнем стихотворении цикла – “Ты откуда эту песню…”; – возникает символический образ перевозчика на лодке через речку.

Это как бы перевоз с одного берега жизни на другой, перевоз из жизни в смерть, и опять к истокам жизни.

Философское раздумье над жизнью, над своим предназначением звучит в стихотворении А. Твардовского “Вся суть в одном – единст­венном завете…”; (1958). Слово “завет”; употребляется в значении – обет, обещание. Суть единственного завета состоит в том, чтобы ска­зать свое слово в поэзии, в литературе так, как никто не сможет это сделать, будь он даже Лев Толстой:

А я лишь смертный. За свое в ответе, Я об одном при жизни хлопочу:

О том, что знаю лучше всех на свете, Сказать хочу, и так, как я хочу.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Лирика Твардовского