Лирика Пастернака



Центральное место в лирике Пастернака принадлежит теме при­роды. Содержание этих стихотворений значительно шире обычных пейзажных зарисовок. Рассказывая о веснах и зимах, о дождях и рас­светах, Пастернак повествует о природе самой жизни, исповедует ве­ру в нравственные основы жизни.

Пейзаж в творчестве Пастернака не просто изображается, а живет и действует. Вся полнота жизни в разнообразии ее проявлений вмещается в кусочек природы, который, кажется, способен чувствовать, мыслить и страдать.

Стихотворение “Февраль. Достать чернил и плакать!”; относится к ранней лирике Пастернака. Написанное в 1912 году, оно было опубликовано в сборнике “Лирика”; в 1914 году, а позже открывало сборник “Поверх барьеров”;, в который вошли стихи разных лет.

Проникнутое грустным настроением прощания с зимой, стихотво­рение поражает точностью пейзажных зарисовок. Лирический ге­рой, поэт, хочет написать о феврале, когда чернеют проталины и появляются первые лужи. Ему хочется умчаться на пролетке за шесть гривен туда, “…где ливень еще шумней чернил и слез”;.

Ты­сячи

грачей, похожих на обугленные груши, “сорвутся в лужи и об­рушат сухую грусть на дно очей”;. Картина пробуждающейся при­роды создает у поэта особое настроение: “Писать о феврале навзрыд”;. Для ранних стихотворений Пастернака характерен уди­вительный подбор лексики, ассоциативные ряды образов.

Метафорическая насыщенность – также одна из отличитель­ных особенностей художественной системы Пастернака. Это и “гро­хочущая слякоть”;, “клик колес”;, “ветер криками изрыт”;. Обилие свежих, новых сравнений, метафор, эпитетов привлекает внима­ние, делает язык поэта особенным и неповторимым, но в то же вре­мя сложным для восприятия.

Стихотворения “Сосны”; и “Иней”; вошли в сборник “Переделки­но”;. Они были написаны в 1941 году во время жизни на даче, в подмосковном поселке Переделкино. Красота природы окружающе­го мира вызывает у поэта чувство благоговения и восхищения:

И вот, бессмертные на время,

Мы к лику сосен причтены И от болей и эпидемий и смерти освобождены.

(“Сосны”;)

В стихотворении “Иней”; звучит та же тема беспредельной бла­годарности миру природы, дарующей человеку возможность видеть мир во всем его многообразии. Дни поздней осени, отмеченные первыми заморозками и первым снегом, особенно дороги поэту:

И белому мертвому царству,

Бросавшему мысленно в дрожь,

Я тихо шепчу: “Благодарствуй,

Ты больше, чем просят, даешь”;.

Лирический герой Пастернака – страстная натура. Он не пере­стает удивляться и радоваться миру, потому что именно в простоте заключена его красота, только надо понимать это и уметь находить ее во всем. Пастернак видит и стихийность мира, и сложность в пе­реплетении человеческих судеб, и в то же время простоту, потому что люди не могут жить друг без друга.

Тема любви звучит во мно­гих стихотворениях Пастернака. Переживший не один раз это ве­ликое и всепоглощающее чувство, Пастернак много писал о любви.

Стихотворение “Любить иных тяжелый крест…”; было написано в 1931 году и вошло в цикл стихотворений “Второе рождение”;. Оно было посвящено жене – Зинаиде Николаевне Нейгауз, известной пианистке. Проникнутое большой любовью, нежностью и восхище­нием, оно невольно вызывает в памяти лучшие строки любовных стихотворений Пушкина, Лермонтова, Тютчева. Образ любимой прекрасен и неповторим:

Любить иных – тяжелый крест,

А ты прекрасна без извилин,

И прелести твоей секрет Разгадке жизни равносилен.

В этом же сборнике было стихотворение “Никого не будет в до­ме…”;. Дата написания совпадает – это 1931 год. Тема ожидания любимой, которая должна неожиданно появиться в сумерках, рас­крывается на фоне угасающего зимнего дня.

Лирический герой на­ходится в гармонии с природой. Приметы зимы напоминают рос­черк кисти художника-импрессиониста: “…белых мокрых комьев \\ Быстрый промельк маховой”;, “Зимний день в сквозном проеме \\ Незадернутых гардин”;. Душа поэта живет ожиданием встречи:

Ты появишься у двери В чем-то белом без причуд,

В чем-то впрямь из тех материй,

Из которых хлопья шьют.

Тема России всегда волновала Пастернака. Судьба писателя была неотделима от судьбы родины. Для него не было вопроса: ос­таться после революции в России или эмигрировать на Запад. Ев­ропа означала материальное благополучие и покой, а Советская Россия открывала неясные, невиданные в мировой истории гори­зонты.

И Пастернак сделал свой выбор – остался на родине. Во второй половине 30-х годов, когда в СССР прокатилось несколько волн жесточайших репрессий, Пастернак осознал, что “единение с временем перешло в сопротивление ему”;. Но и в самые тяжелые минуты испытаний Пастернак сохранял любовь к отечеству.

Это можно увидеть на примере небольшого стихотворения “На ранних поездах”;, написанного в 1941 году и вошедшего в цикл стихотворе­ний “Переделкино”;. Это маленький рифмованный рассказ. Его ге­рой – измученный сложнейшими вопросами бытия интеллигент. “В горячей духоте вагона”; подмосковной электрички ему открывается правда о прекрасном и непобедимом народе.

Сквозь прошлого перипетии И годы войн, и нищеты Я молча узнавал России Неповторимые черты.

Превозмогая обожанье,

Я наблюдал, боготворя.

Здесь были бабы, слобожане,

Учащиеся, слесаря.

Так поэту открылись “России неповторимые черты”;. И он увидел то, что под силу прозреть лишь “вещим зеницам”;. Лица людей как бы высвечены отблеском будущих сражений, очищены от повсе­дневной шелухи. Рубежом сороковых годов разделяется два перио­да творческого пути Пастернака.

Позднему Пастернаку присуща классическая простота и ясность. Его стихи одухотворены присутст­вием открывшегося поэту “огромного образа России”;.

На протяжении всего творческого пути Пастернака волновал во­прос позиции поэта. В цикле стихов “Тема с вариациями”; (1918) он ищет в художнике, в творчестве источник силы, способной противо­стоять стихии разрушения, бушующей в современном мире. Пыта­ясь выйти к пониманию сути мира, жизни, законов ее движения, развития, поэт утверждал созидательную природу искусства:

Поэзия, не поступайся ширью,

Храни живую точность: точность тайн.

Не занимайся точками в пунктире И зерен в мере хлеба не считай.

В стихотворении “Быть знаменитым некрасиво…”;, написанном в 1956 году, Пастернак определяет свое творческое кредо:

Цель творчества – самоотдача,

А не шумиха, не успех.

Позорно, ничего не знача,

Быть притчей на устах у всех.

Воля к преодолению своих пределов сочеталась с постоянной за­ботой о сохранении собственного почерка, с желанием “не отсту­паться от лица”;. Первая строка стихотворения задает тон всему стихотворению:

Быть знаменитым некрасиво.

Не это подымает ввысь.

Не надо заводить архива,

Над рукописями трястись.

Истинное величие поэта – не в том, чтобы стяжать себе славу, а в том, чтобы “привлечь к себе любовь пространства, \\ Услышать будущего зов”;.

Своеобразным поэтическим манифестом стало стихотворение “Во всем мне хочется дойти до самой сути…”; Оно было написано в 1955 году и вошло в сборник стихов “Когда разгуляется”; (1956-1959). Стихотворение проникнуто чувством сопричастности всему живущему на земле, стремлением постигнуть сложность жизнен­ных явлений “до оснований, до корней, до сердцевины”;. Прибли­жаясь к пушкинскому философскому постижению жизни: “Я жить хочу – чтоб мыслить и страдать”;, Пастернак пишет:

Все время схватывая нить Судеб, событий,

Жить, думать, чувствовать, любить,

Свершать открытья.

Пастернак вновь ставит знак равенства между стихами и чудом из чудес – природой. В его стихах оживает “дыханье роз, дыханье мяты, луга, осока, сенокос, грозы раскаты”;. И путеводной звездой на этом пути в будущее, к идеалу, становится для него бессмертная музыка, рожденная повседневностью для вечности:

Так некогда Шопен вложил Живое чудо

Фольварков, парков, рощ, могил В свои этюды.

“Лирика позднего Пастернака открывает перед нами позицию по­эта – в отношении к миру и времени – в несколько ином ракурсе сравнительно с его творчеством прежних лет. Идея нравственного служения здесь преобладает надо всем прочим… Смысл бытия, назна­чение человека, сущность мира – вот вопросы, волновавшие Пастер­нака на протяжении многих лет, в особенности в конце жизненного пути, когда он, можно сказать, полностью отдает свою лирику поискам основ, разгадыванию конечных целей и первопричин”; (А.

Синявский).

Важное место в лирике Пастернака занимают стихотворения, включенные в роман “Доктор Живаго”; (1956). Они написаны глав­ным героем этого произведения – Юрием Живаго. Это стихи, кото­рые были найдены в его бумагах после смерти героя, они представ­ляют свидетельство Юрия Живаго о своем времени и о себе. В романе стихи выделены в отдельную часть.

Перед нами не просто небольшой сборник стихотворений, но цельная книга, имеющая собственную, строго продуманную композицию. Открывается она стихотворением о Гамлете, который в мировой культуре стал обра­зом, символизирующим раздумья над характером собственной эпо­хи. Лирический герой этого стихотворения, несущий в себе мысли и идеи своего поколения, выходя на подмостки жизни, понимает, что ему придется “испить свою чашу”; лишений, горя, страданий, и мо­лит Бога: “Авва Отче, чашу эту мимо пронеси”;.

Но он знает, что прийти к бессмертию можно лишь после того, как пройдешь все ис­пытания, посланные тебе судьбой. Лирический герой осознает, что он, как и каждый человек, должен пройти свой жизненный путь, каким бы трудным он ни был:

Но продуман распорядок действий,

И неотвратим конец пути,

Я один, все тоне в фарисействе.

Жизнь прожить – не поле перейти.

В романе встречаются указания на обстоятельства возникнове­ния замысла тех или иных стихов. Одно из самых знаменитых сти­хов доктора Живаго “Зимняя ночь”;. Образ свечи, появляющейся на страницах романа, становится символическим.

Накануне Рождест­ва Юра с Тоней проезжали по Камергерскому. “Вдруг он обратил внимание на черную протаявшую скважину в ледяном наросте од­ного из окон. Сквозь эту скважину просвечивал огонь свечи, прони­кавший на улицу почти с сознательностью взгляда…”; В это время в сознании Юрия Живаго складываются стихи: “Свеча горела на сто­ле. Свеча горела…”; как начало чего-то смутного, неоформившегося, в надежде, что продолжение придет само собой. Так образ свечи становится символом поэтического дара Юрия Живаго и его любви к Ларе, которую он пронес в своей душе через всю жизнь:

Мело, мело по всей земле Во все пределы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

В цикле стихов доктора Живаго есть несколько стихотворений, по­священных православным праздникам. Одно из них называется “Ро­ждественская звезда”;. Рассказывая о рождении Христа, поэт описыва­ет Вифлеемскую звезду, которая зажглась над колыбелью младенца:

Она пламенела, как стог, в стороне От неба и Бога,

Как отблеск поджога,

Как хутор в огне и пожар на гумне.

Мы видим прекрасного младенца, “сияющего, в яслях из дуба, как месяца луч в углубленье дупла”;, его мать, деву Марию, которая любовалась Рождественской звездой.

Завершается эта поэтическая книга стихотворением, которое на­зывается “Гефсиманский сад”;. В нем звучат слова Христа, обра­щенные к апостолу Петру, защищавшему мечом Иисуса от тех, кто пришел его схватить и предать мучительной смерти. Он говорит, что “спор нельзя решать железом”;, и потому приказывает Петру: “Вложи свой меч на место, человек”;. И в этом стихотворении при­сутствует мотив добровольного самопожертвования во имя искуп­ления человеческих страданий и мотив будущего Воскресения:

Я в гроб сойду и в третий день восстану,

И, как сплавляют по реке плоты,

Ко мне на суд, как баржи каравана,

Столетья приплывут из темноты.

Таким образом, открывается книга стихотворений темой пред­стоящих страданий и сознанием их неизбежности (“Гамлет”;) и закан­чивается темой добровольного их принятия и искупительной жертвой.

“Наследие Бориса Леонидовича Пастернака законно входит в сокровищницу русской и мировой культуры нашего века. Оно за­воевало любовь и признание самых взыскательных и строгих цени­телей поэзии. Знание этого наследия становится насущной необхо­димостью, упоительным чтением и поводом для раздумий над коренными вопросами человеческого бытия”; (А.

Озеров).


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Лирика Пастернака