Лирика Николая Рубцова

Николай Рубцов — в лучшем смысле слова национальный поэт. Время определило значение его поэзии, народной по своей сути. В ее центре — великие противоречия нашей эпохи, и прежде всего — национальная трагедия русского народа, раскол между народом и властью, властью и личностью, ее сиротство и трагическая судьба. Дело не только в проблематике его стихов, где регулярно поднима­ются мотивы судеб России, русской природы, русской истории, где в центре ряда стихотворений — образы Пушкина, Лермонтова, Гого­ля, Достоевского и других великих

писателей.

Дело и в том, что ге­рой Рубцова несет в себе основные черты русского национального характера, национальной психологии. Личная его трагедия орга­нично вливается в трагическую историю Родины, его метания по разным уголкам страны исподволь обрисовывают и ширь просторов его огромной державы, и контуры души создавшего ее народа, плоть от плоти которого был и Николай Рубцов.

Поэзия Рубцова обладает сложной, тонко разработанной струк­турой, богатством и многогранностью поэтического языка. Неот­ступная черта стихов Рубцова — это трагическое мироощущение. Сиротство, детдомовское детство и

отрочество, всегдашняя беспри­ютность сформировали весьма противоречивый, дисгармоничный склад его натуры.

Трагическое мироощущение облекается в «сквоз­ной»; мотив внутреннего одиночества героя («Подорожники»;, «Я бу­ду скакать по холмам задремавшей отчизны…»;, «В горнице»;, «Про­щальное»;, «Тихая моя родина»;, «Осенние этюды»; и др.), предчувствие безвременной кончины (поэт умер от руки близкой ему женщины, на которой хотел жениться) — «Я умру в крещен­ские морозы…»;.

И все же поэзия Н. Рубцова, основанная на народных представ­лениях о правде, добре, красоте, проникнута светлыми чувствами. Жизнеутверждающая и грустная, зовущая к раздумью и действию, она настраивает душу человека на волны добра и участия к людям («Видение на холме»;, «Старая дорога»;, «В минуту музыки»;, «Над вечным покоем»;, «Душа хранит»;, «Ферапонтово»;, «Добрый Филя»;, «Ласточки»; и др.). Тема бессмертия человеческой души пронизыва­ет эти стихотворения:

О, Русь — великий звездочет!

Как звезд не свергнуть с высоты,

Так век неслышно протечет,

Не тронув этой красоты,

Как будто древний этот вид Раз навсегда запечатлен В душе, которая хранит Всю красоту былых времен…

Творчество Николая Рубцова соединило в себе традиции русской поэзии XIX-XX веков — Тютчева, Фета, Блока, Есенина. В поэзии

Н. Рубцова впервые с такой остротой и всеохватностью поставлена проблема исторической Памяти, без которой немыслимо существо­вание любой нации и любого государства. Н. Рубцов ощущает себя наследником тысячелетней русской истории:

Здесь каждый славен —

Мертвый и живой!

И оттого, в любви своей не каясь,

Душа, как лист, звенит, перекликаясь Со всей звенящей солнечной листвой, Перекликаясь с теми, кто прошел,

Перекликаясь с теми, кто проходит…

«Если у Ивана Бунина обращение к истории вело к мысли о вне­временной сущности национального духа, то у Рубцова такой «вне — временности»; нет, он признает время в его развитии…

Отблеск вечного видел поэт в этих холодных далях с журавлями да коновязями — и тем прекраснее они становились для него. Веч­ное и прекрасное сливаются у Николая Рубцова в пленительно не­повторимом образе Родины: вечна красота отчизны и прекрасен дух народа, вынесенный из всех потрясений его тысячелетней исто­рии…»; (Василий Оботуров).

В глубоко личных стихах Рубцова выражено чувство связи с ми­ром, людьми, с землею. Многие исследователи творчества Рубцова отмечают, что дорога жизни, выбор пути, судьбы — центральная тема его поэтического сознания, и потому образ «пути-дороги»; — его основной поэтический образ. О многом заставляет задуматься сти­хотворение Рубцова «Русский огонек»;.

Что видится запоздалому путнику в мелькнувшем вдали огоньке? Или это скромное жилище, каких много на Руси, где в красном углу, наподобие иконостаса, хранятся в скромных рамках лики родных и близких, мертвых и живых? Или это старуха с тусклым взглядом, но обжигающим душу вопросом к пришельцу: «- Скажи, родимый, будет ли война?..

Не будет, говоришь?.. Дай бог, дай бог»;?

Родина для Рубцова — это идеал святости, и выражен он не в понятии только «малой родины»;, о котором было Принято говорить до недавнего времени, а России, как символа общенационального единения:

Россия, Русь, куда я ни взгляну…

За все твои страдания и битвы Люблю твою, Россия, старину,

Твои леса, погосты и молитвы,

Люблю твои избушки и цветы,

И небеса, горящие от зноя,

И шепот ив у омутной воды,

Люблю навек, до вечного покоя…

Символами Родины у Рубцова являются: береза, гнездо, звезда, дом, деревня, храм. В этот перечень входит и историческая симво­лика. Такими символами выступает у поэта Москва («лик священ­ного кремля»;) и Вологда («Глава безмолвного Кремля…»;):

И я молюсь — о, русская земля! —

Не на твои забытые иконы,

Молюсь на лик священного Кремля И на его таинственные звоны…

Родина у Рубцова — это и сон, подразумевающий запустение, застой («Что загрустила? Что задремала?»;), и покой, успокоение, к которому приходит и с чем связывает свою судьбу лирический герой («О, вид смиренный и родной!..»;, «Тихая моя родина»;), и святыня, неповторимая и вечная («Снег летит по всей России…»;, «Но этот дух пойдет через века!»;, «Храни себя, храни!»;, и возрождение, о котором мечтает поэт («Отчизна и воля…»;).

«Рубцов неожиданен и с трудом вписывается в поэзию своего по­коления. Среди поэтов-шестидесятников он кажется неким класси­ческим анахронизмом. Евтушенко и Ахмадуллина, Вознесенский и Окуджава спешили вдогонку за своим временем, подстраиваясь под ту или иную эпоху.

Николай Рубцов подпитывался от живо­творных корней народной культуры и потому был более сокрове­нен, более невосприимчив к суете времени… Совершенная и про­стая форма стихов Рубцова созвучна русской душе. Поэтому после Есенина он стал вторым в столетии таким же народным поэтом… (Владимир Бондаренко).


Лирика Николая Рубцова