Лирика Маяковского

В. В. Маяковский – русский поэт начала XX века. До сих пор среди поэтов, связанных с “серебряным веком”;, он остается самой неоднозначной фигурой. Сам Владимир Маяковский в своей авто­биографии писал: “Я – поэт.

Этим и интересен”;. Родился В. В. Маяковский в селе Багдади близ Кутаиси, в Грузии. В отроче­ские годы поэта после смерти отца (1906) семья переезжает в Моск­ву. В столице будущий поэт знакомится с членами социал – демократических кружков, увлекается марксизмом, вступает в 1908 году в члены РСДРП.

За активную подпольную

революционную работу В. Маяковского трижды арестовывают и сажают в тюрьму. Находясь в одиночной камере Бутырской тюрьмы после третьего ареста, он начинает писать стихи и решает оставить партийную ра­боту, для того чтобы “делать социалистическое искусство”. Первые поэтические опыты не удовлетворяют самого поэта, и он решает по­святить себя живописи, поступив в 1911 году в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

Там В. Маяковский знакомится с Д. Бурлюком, потом с В. Хлебниковым, А. Крученых и вместе с ними становится активным участником нового литературного направле­ния – футуризма. В. Маяковский

пишет манифест – литератур­ную программу футуристов – “Пощечина общественному вкусу”; (1912). Первые поэтические произведения В. Маяковского свиде­тельствуют о незаурядном таланте поэта. В. В. Маяковский занят поисками новых художественных средств: ритмика стиха, образ­ность, обновляется лексический словарь, изменяется графическая структура стиха – поэт пишет произведения “лесенкой”;, чтобы пе­редать мельчайшие оттенки поэтической речи.

Например, в стихо­творении “А вы могли бы?”; (1913) реальная действительность со­прикасается с лирическим бытием поэта: А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб? (“А вы могли бы”;) В этом стихотворении Маяковский утверждает, что поэзии дано право преображать будничную действительность: Я сразу смазал карту будня, Плеснувши краску из стакана. В произведении образ города изображается живописно и музы­кально. Образы первого ряда образуют поэтический натюрморт: краски, карта, блюдо студня, чешуя жестяной рыбы.

Звуковой ряд образуют флейта, ноктюрн. Под студнем поэт понимает застывшее, неживое искусство, сквозь которое проступает образ бурного океана деятельности. В зрительных образах (чешуя жестяной рыбы напо­минает ему губы, призывающие будущее) угадывается связь с му­зыкальной мелодией, поэтому закономерна метафора, используе­мая в финале стихотворения: водосточные трубы превращаются во флейту.

Настоящий художник слова может даже на таком стран­ном инструменте сыграть истинный ноктюрн. По-своему понял данное стихотворение А. П. Платонов: “Всякий человек желает уви­деть настоящий океан, желает, чтобы его звали любимые уста… и прочее, необходимо, чтобы это происходило в действительности”;. Поэт заменяет отсутствие этого в реальности своим воображением. Стихотворение “А вы могли бы?”; передает трагизм положения творца в мире непонимания, душевное одиночество.

В бездуховной атмосфере поэт лишен главных радостей жизни: чувства океана, безграничной свободы и любви. Уже в ранних произведениях пред­революционного периода (“Нате!”; (1913), “Вам!”; (1915)) лирический герой одинок, находится в атмосфере обывательской пошлости. По­эт чувствует свою обособленность, называя себя “грубым гунном”;.

В стихотворении “Нате!”; сатирически изображается мир “жирных”; обывателей, смотрящих “устрицей из раковин вещей”;. Используя сарказм, поэт пишет о пристрастии мещан к вещам, о потребитель­ском отношении к духовным ценностям: Все вы на бабочку поэтиного сердца взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош. Толпа озвереет, будет тереться, ощетинит ножки стоглавая вошь. Выходят также такие сатирические произведения В. Маяковско­го: “Гимн здоровью”; (1915), “Гимн критику”; (1915), “Гимн взятке”; (1915), “Гимн обеду”; (1915), где поэт не воспевает жизнь, а наобо­рот, бичует равнодушное отношение к жизни, оторванность от ок­ружающего мира, низменность поступков и интересов, безнравст­венность, бездуховность, обывательщину.

В самих названиях данных стихотворений заложено комическое несоответствие: гимн – торжественная песнь, посвящать которую в честь взятки или обеда смешно. Используя традиционный сатирический прием – злую иронию – поэт привлекает внимание читателя, высмеивая низменность человеческой натуры. Например, в стихотворении “Гимн обеду”; выводится иронический образ обжоры-обывателя: Ты так не хуже!

Наоборот, Если б рот один, без глаз, без затылка, Сразу могла б поместиться в рот Целая фаршированная тыква. В данном произведении дана натуралистическая картина пре­вращения человека в животное. В. Маяковский постоянно экспери­ментирует в области стиха.

Такое отношение к традиционному сти­хосложению не является самоцелью (как у некоторых футуристов), наоборот, поэт стремится сделать стих выразительным, а поэтиче­ский текст более понятным читателю. Например, стихотворение “Послушайте!”; (1914) – лирическая миниатюра, центральным ху­дожественным образом которой является образ звезды как символа мечты, надежды: Ведь, если звезды зажигают – значит – это кому-нибудь нужно? Значит – это необходимо, чтобы каждый вечер над крышами загоралась хоть одна звезда?! Обращение – основной риторический прием, используемый В. В. Маяковским в стихотворениях.

Поэту необходим слушатель, читатель. В 1914 году вместе с футуристами (Д. Бурлюком и В. Каменским) поэт совершает поездку по стране, ведет агитационную работу, пи­шет поэму “Облако в штанах”; (1915). Постепенно границы футуриз­ма становятся тесны для В. В. Маяковского.

Он начинает сотрудни­чать в журнале “Новый сатирикон”;, знакомится с А. Ахматовой, О. Мандельштамом, М. Горьким, которые отметили его талант. Февральскую, а затем Октябрьскую революцию В. Маяковский принял восторженно. Поэт слышит “музыку революции”;, стремится в настоящем увидеть приближение будущего.

Теме революции посвящены две поэмы В. Маяковского: “Хоро­шо”; (1927), “Владимир Ильич Ленин”; (1924). Центральным худо­жественным образом в данных произведениях становится образ времени, которое поэт стремится приблизить. Поэмы пронизаны романтическим пафосом: А моя страна – подросток, – твори, выдумывай, пробуй! (“Хорошо”;) После революции В. В. Маяковский продолжает писать сатири­ческие произведения, в которых высмеивает бюрократизм, взяточ­ничество, подхалимство – вновь появившиеся пороки человеческо­го общества, обостряется конфликт поэта со временем. В стихотворениях “Подлиза”;, “Прозаседавшиеся”;, ведущим сатириче­ским приемом становится гротеск – происходит смешение реаль­ного и фантастического.

Например, в стихотворении “Прозаседав­шиеся”; дан образ раздвоившегося человека: Взъяренный, На заседание Врываюсь лавиной, Дикие проклятья дорогой изрыгая. И вижу: Сидят людей половины. Происходит утрата нравственных, духовных ценностей, раз­двоение личности.

В стихотворении “Подлиза”; дан образ подхали­ма-обывателя, который ради карьеры забывает о чувстве собствен­ного достоинства, о человеческом облике: Этот сорт народа – Тих И бесформен, Словно студень… В стихотворении используются гиперболы, которые делают образ гротескным, раскрывая сущность человеческой натуры: “А язык?! На метров тридцать догонять начальство вылез…”;.

Итоговые сати­рические произведения – комедии “Клоп”; (1928-1929) и “Баня”; (1929-1930). В поэтических произведениях послереволюционной эпохи появля­ются и трагические образы. Например, в стихотворении “Хорошее от­ношение к лошадям”; (1918) раскрываются пороки современного обще­ства. Данное произведение сюжетно: люди, увидев упавшую лошадь, продолжают заниматься своими делами, исчезло сострадание.

Толь­ко лирический герой испытал “какую-то общую звериную тоску”;: Лошадь, не надо. Лошадь, слушайте – Чего вы думаете, что вы их плоше?… Фраза из стихотворения: “…все мы немножко лошади”;, стала крылатой.

Очевиден гуманистический пафос стихотворения, На­строение трагического одиночества создают различные поэтические приемы, например звукопись, когда точно подобранное сочетание звуков передает голоса улицы: “сгрудились, смех зазвенел и зазвя­кал”;, – стук лошадиных копыт: Били копыта. Пели будто: -Гриб. Грабь.

Гроб. Груб. Нетрадиционное сочетание слов используется поэтом для пере­дачи конфликта: “улица опрокинулась”;, “смеялся Кузнецкий”;, “улица скользила”;. Особая рифмовка произведения также способ­ствует нагнетанию тягостной атмосферы одиночества лошади в толпе зевак: Лошадь на круп Грохнулась, И сразу За зевакой зевака, Штаны, пришедшие Кузнецким клешить, Сгрудились, Смех зазвенел и зазвякал: – Лошадь упала! – Упала лошадь!

Используемая метафора “льдом обута”; передает восприятие ло­шади: скользит улица, а не лошадь. Инверсия “штаны пришедшие Кузнецким клешить”; раскрывает место и время действия стихотво­рения: торговые ряды Кузнецкого моста. Финал стихотворения Символичен: лошадь вспоминает детство – самую безоблачную пору; время, когда каждый с надеждой смотрит в будущее: И всей ей казалось – Она жеребенок, И стоило жить, И работать стоило.

В. В. Маяковский повышенное внимание уделял слову, в его про­изведениях встречаем множество авторских неологизмов. В стихо­творении “Необычное приключение, бывшее с Владимиром Мая­ковским летом на даче”; (1920): “златолобо”;, “ясь”;, “трезвонится”;, “вспоем”;. Поэт играет со словами и рифмами, используя омонимы: “Гоню обратно я огни впервые с сотворенья.

Ты звал меня? Чаи гони, гони, поэт, варенье\”;, синонимы: солнце, златолобо, светило. Поэтический прием олицетворения несет огромную смысловую на­грузку в стихотворении “Товарищу Нетте, пароходу и человеку”; (1926), когда воспоминания о человеке Теодоре Нетто адресуются пароходу, названному в его честь. Стихотворение начинается с не­обычной метафоры и сравнения: “порт, горящий, как расплавлен­ное лето”;.

Используемые в начале стихотворения аллитерации создают атмосферу фантастического, призрачного: Я недаром вздрогнул. Не загробный вздор… Напряженность при описании парохода сменяется ироничной интонацией при воспоминаниях о дипломатическом курьере Тео­доре Нетто, который “пивал чаи”; в “дип-купе”;, спорил о поэзии, ох­ранял важные документы.

После воспоминаний о Нетте дан лун­ный пейзаж, который переводит их в философский план: теперь это уже не размышления о конкретном лице, а мысли о человеческом подвиге и бессмертии вообще. Из противопоставления образов па­рохода – Нетто и человека – Нетто рождается мысль: если чело­век смог найти в жизни что-то важное, подняться до уровня подви­га, значит, он победил время. Появляется образ МЫ, который объединяет не только поэта и Теодора Нетто, но и читателя: Мы живем, зажатые железной клятвой… Мы идем сквозь револьверный лай…

В статье “Как делать стихи”; В. В. Маяковский объясняет читате­лю, как “делаются”;, создаются, конструируются стихотворения. Для этого поэтом используется тоническая система стихосложения: рит­мичность речи создается через использование одинакового количест­ва ударений в строке. В стихотворениях, посвященных назначению поэзии (“Юбилейное”; (1924), “Разговор с фининспектором о поэзии”; (1926), “Сергею Есенину”; (1926), “Разговор с товарищем Лениным”; (1929)) В. В. Маяковский обозначает место “поэта в рабочем строю”;.

Непросто складываются взаимоотношения В. Маяковского с А. С. Пушкиным: футуристический лозунг (“сбросить Пушкина с ко­рабля современности”;) многие восприняли буквально. В основе ком­позиции стихотворения “Юбилейное”; – беседа лирического героя с А. С. Пушкиным, которая переведена в личный, интимный план: Александр Сергеевич, разрешите представиться. Маяковский. В стихотворении объяснена роль поэзии в обществе, а все поэты ус­ловно разделены на тех, кто “в жизни был мастак”; и “балалаечников”;.

Ключевой фразой стихотворения являются слова: “Я люблю вас, но живого, а не мумию”;, в которой выражено истинное отношение поэта к А. С. Пушкину. Чтобы создать настоящее художественное произве­дение, необходимо переработать “тысяч тонн словесной руды”;. Конфликт поэта со временем продолжает нарастать. Стремле­ние приблизить будущее вступает все в большее обострение с ре­альным ходом жизни.

Даже любовь теперь уже не спасает поэта. Например, в стихотворении “Письмо Татьяне Яковлевой”; (1928) тема любви не может получить счастливого разрешения. Лириче­ский герой связывает свои надежды с грядущим.

Личное и соци­альное переплетаются: Я не сам, а я ревную за Советскую Россию. Интимный разговор о чувстве, связывающем только влюбленных, переходит в разговор о счастье “ста миллионов”;. В этом основная черта всей поэзии В. В. Маяковского – предпочтение лирическому самовыражению, утверждение собственной позиции, своего пред­ставления о мире, месте человека в нем, о человеческом счастье.

По­этому его стихи ориентированы на разговорную (ораторскую) речь. Разочарование в любви, разрыв с современностью – все это при­вело к тяжелейшему кризису, который разрешился 14 апреля 1930 года выстрелом в сердце.

Глоссарий:

    лирика маяковского лирика маяковского сочинение сочинение по лирике маяковского сочинение на тему лирика маяковского сочинение лирика маяковского


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Лирика Маяковского