Лирика Ахматовой



А. А. Ахматова (псевдоним Анны Горенко, доставшийся поэтессе в наследство от прабабушки, татарской княжны) – русская поэтес­са, разделившая трагическую судьбу России XX века.

Через год после рождения Анны семья Горенко переезжает в Царское Село, о котором будущая поэтесса писала в своей автобио­графии: “Мои первые воспоминания – царскосельские: зеленое, сырое великолепие парков, выгон, куда меня водила няня, иппо­дром, где скакали маленькие пестрые лошадки, старый вокзал и нечто другое, что вошло впоследствии в “Царскосельскую оду”;:

Ворон криком прославил Этот призрачный мир…

А на розвальнях правил Великан-кирасир.

Первые стихотворные опыты А. А. Ахматова посвящает Царско­му Селу, где прошло ее детство и отрочество, началось увлечение творчеством А. С. Пушкина, произошло знакомство с теоретиком акмеизма и будущим мужем Н. С. Гумилевым.

Сама А. Ахматова связывает главные вехи жизни со своими ли­рическими произведениями. Уже первый поэтический сборник А. А. Ахматовой “Вечер”; (1912) поставил ее в один ряд с лучшими поэта­ми “серебряного века”;.

В “Вечере”; намечены основные темы после­дующего творчества поэтессы: тема женской судьбы, трагедийная сущность жизни, драматические коллизии.

Одно из самых ранних стихотворений Ахматовой, вошедших в ее первый поэтический сборник, “Сероглазый король”;, которое, по словам поэтессы, было “опытом баллады”;. Художественные образы произведения: король, королева, муж, жена, возлюбленная, оплакивающая мертвого ко­роля, – напоминают схему образов стихотворения А. Блока “По­темнели, поблекли залы…”;.

Другое стихотворение сборника “Песня последней встречи”;, по мнению некоторых исследователей творчества А. А. Ахматовой, сде­лало поэтессу известной. Впервые это стихотворение сама Ахматова читала на “Башне”; Вяч. Иванова 7 ноября 1911 г. Вот как вспоми­нает об этом событии Н. Оцуп: “… гостеприимный, взыскательный хозяин попросил ее прочитать свои новые стихотворения.

По заве­денному обычаю этих собраний присутствующие по окончании чте­ния высказали свои мнения. Когда прекратилась критика, В. Ива­нов подошел к Ахматовой, поцеловал ее руку и сказал: “Я Вас поздравляю. Это событие в русской поэзии”;. И повторил по памяти те две строки, которые сделали Ахматову вдруг знаменитой:

Я на правую руку надела Перчатку с левой руки…

В стихотворении “Песня последней встречи”; раскрываются сложные чувства героини до и после последней встречи с возлюб­ленным. Чувства героини обострены, она вся напряжена до преде­ла, поэтому “на правую руку надела перчатку с левой руки”;, поэто­му ей “показалось, что много ступеней, а я знала – их только три!”; Изображенные в стихотворении художественные детали: перчатка, ступени – играют важную роль: передают переживания героини, ее волнение. Ахматова раскрывает состояние женщины на пороге важного шага в ее жизни. Чувства героини сопоставляются с осен­ним шепотом кленов:

… Со мною умри!

Я обманут моей унылой

Переменчивой, злой судьбой.

Внутренний монолог героя передает всю гамму чувств. Здесь важна каждая деталь: и холодеющая грудь, и легкость шагов, и не­правильно одетая перчатка, и количество ступеней. Через бытовые подробности передается психология человека, внутренний мир ли­рической героини. Финал стихотворения также передает ощущение утраты лирической героини:

Я взглянула на темный дом.

Только в спальне горели свечи

Равнодушно-желтым огнем.

Эпитет равнодушно-желтый использован для передачи опусто­шенности, одиночества героини после последней встречи. Для по­эзии А. А. Ахматовой характерной чертой является атмосфера тай­ны. В лирических произведениях поэтессы эмоция передана через характерную деталь, внешний образ.

В стихотворении “Дверь полуоткрыта…”; изображено состояние лирической героини после ухода возлюбленного. И хотя “на столе забыты хлыстик и перчатка”;, свидетельствующие фактически о приручении женщины, героиня не понимает: “Отчего ушел ты?”;, – она пытается успокоить себя заверениями, что “завтра будет утро”;, что “эта жизнь прекрасна”;, но “сердце…совсем устало”;.

Уже в первых стихотворных произведениях любовь – сложное, обманное чувство, именно поэтому Ахматова чаще всего изображает миг прощания, разрыва, ухода возлюбленного (“Хочешь знать…”;, “Сердце к сердцу не приковано…”; и др.).

Второй сборник А. А. Ахматовой “Четки”; (1914) принес ей огром­ную славу и выделил ключевую черту ее поэтического творчества – психологизм. О. Мандельштам писал: “Ахматова принесла в русскую лирику всю огромную сложность и психологическое богатство русско­го романа девятнадцатого века”;. Именно А. А. Ахматова раскрыла в поэзии внутренний духовный мир лирической героини, настоящую женственность, описала глубину, неповторимость женских чувств. Каждое поэтическое произведение Анны Ахматовой – своеобразный лирический роман-исповедь поэтессы, в котором она говорит со сво­им читателем с позиции женщины, раскрывая неповторимость жен­ской души.

Различные грани внутреннего духовного мира предстают перед читателем: то лирическая героиня, то “мраморный двойник, поверженный под старым кленом”;, то отравительница, то кукушка, то “не женщина земная”;. Стихотворная речь часто является продол­жением как бы внутренней речи поэта. Исследователи поэтического творчества А. А. Ахматовой отмечают ее особый стиль. В частности Н. Недоброво, анализируя стихотворение сборника “Настоящую неж­ность не спутаешь…”;, писал, что ахматовская “речь проста и разго­ворна до того, пожалуй, что это и не поэзия…”;:

Настоящую нежность не спутаешь Ни с чем, и она тиха.

Ты напрасно бережно кутаешь Мне плечи и грудь в меха.

И напрасно слова покорные Говоришь о первой любви.

Как я знаю эти упорные Несытые взгляды твои!

(1913)

Психологическое состояние лирической героини передано через ритм: ее еле сдерживаемый гнев, который принизил душу того, к кому обращена речь героини. В последнем двустишии стихотворения ге­роиня иронизирует над неловкой попыткой возлюбленного объяснить собственные переживания. Таким образом, в небольшой миниатюре Ахматова смогла передать разнообразные чувства лирической ге­роини: душевное смятение, гнев, иронию.

Особое место в ахматов­ской поэтике занимает описание лица: мимики, улыбки, глаз, губ. Например, в стихотворении “Проводила друга до передней…”; суро­вость глаз говорит об истинных переживаниях лирической героини:

Брошена! Придуманное слово –

Разве я цветок или письмо?

А глаза глядят уже сурово В потемневшее трюмо.

В стихотворении “Сжала руки под темной вуалью…”; лирическая героиня переживает сложнейший период в жизни: уход возлюб­ленного:

Задыхаясь, я крикнула: “шутка Все, что было. Уйдешь, я умру”;.

Улыбнулся спокойно и жутко И сказал мне: “не стой на ветру”;.

В стихотворениях сборника прослеживается лермонтовская тра­диция, когда личное счастье отвергается. В последующих поэтиче­ских сборниках: “Белая стая”; (1917), “Подорожник”; (1921) “Аnno Domini”; (1922) – появляется новая тема А. А. Ахматовой – лично­стное, духовное становление поэта. В сборнике “Белая стая”; обре­тена свобода чувства и творчества, избран путь не любовного плена, а поэзии. Отрешившись от водоворота страстей, Ахматова входит в “ворота”; поэзии, заключен союз с Музой:

А недописанную мной страницу,

Божественно спокойна и легка,

Допишет Музы смуглая рука.

Тема предназначения поэтического творчества является основной в стихотворении Ахматовой “Уединение”;, в котором лирическая ге­роиня избирает своим уделом одиночество. Единственной исцеляю­щей силой является искусство, которое способно вывести человека из круга обступивших его мелочных интересов и страстей, подавленно­сти и уныния на горизонты прекрасной и мудрой жизни:

Так много камней брошено в меня,

Что ни один из них уже не страшен,

И стройной башней стала западня,

Высокою среди высоких башен.

Образ искусства воплощается в “высокой башне”;, поднимающей поэта над мирской суетой, и указывающей на его избранническую миссию. Единственными спутниками художника слова становятся “солнца луч”;, “ветры северных морей”;, голубь, но уединение, воспе­тое Ахматовой, – уход не от жизни вообще, а от праздного, безду­ховного существования. Ахматова не пишет о социальной роли ис­кусства, но выражает в своих произведениях мысль о существовании моральных обязательств художника перед людьми:

Иди один и исцеляй слепых,

Чтобы узнать в тяжелый час сомненья Учеников злорадное глумленье И равнодушие толпы.

(“Нам свежесть слов и чувства простоту…”;)

Поэтесса лично переживает переломные моменты времени. Ощу­щение пустоты, страха, утрата прежних ценностей отражается в по­эзии времен революции и гражданской войны (“Безвольно слабеют колени, и кажется, нечем дышать…”;, “Горло тесным ужасом сжато…”; и др.). В стихотворении “Не с теми я, кто бросил землю…”; А. А. Ахма­това пишет о своей приверженности родине до последнего вздоха:

Не с теми я, кто бросил землю На растерзание врагам.

Их грубой лести я не внемлю,

Им песен я своих не дам.

По-особому звучит тема изгнанничества, столь актуальная для русской литературы послереволюционного времени. Поэтесса испы­тывает жалость ко всем тем, кто вынужден скитаться, покинуть родную землю. Несмотря на то, что жизнь “здесь, в глухом чаду по­жара”; трудна, сохранена вера в будущее, когда “в оценке поздней оправдан будет каждый час”;.

Тот же мотив заявлен и в более позд­нем стихотворении “Родная земля”;. Родина ассоциируется в созна­нии лирического героя с чем-то земным, приземленным:

Да, для нас это грязь на калошах,

Да, для нас это хруст на зубах.

Любовь к России – личное чувство, которое не выставляют на­показ, не делают “в душе своей предметом купли и продажи”;, по­этому связь с родной землей крепче:

Но ложимся в нее и становимся ею,

Оттого и зовем так свободно – своею.

(“Родная земля”;)

В поэтических произведениях революционного времени по – особому решается тема Петербурга, которая является одной из ве­дущих в лирике А. А. Ахматовой. Произошедшая революция, изме­нения уклада жизни воспринимаются поэтессой как катастрофа, приближающаяся трагедия, и тогда Петербург становится сначала предвестником, а потом и участником трагедии: “гранитным горо­дом славы и беды”;, “мрачнейшим из столиц”;:

Вновь Исакий в облаченье Из литого серебра.

Стынет в грозном нетерпенье Конь Великого Петра.

Образ Медного всадника, Исакиевского собора олицетворяется в стихотворении, приобретая практически мистические черты: и уже Великий Петр способен выразить недовольство происходящим в Петербурге:

Ветер, душный и суровый,

С черных труб сметает гарь…

Ах! Своей столицей новой Недоволен государь.

Образы любимого города на Неве помогают поэтессе пережить сложное психологическое состояние, выразить свои эмоции, чувст­ва. Именно с Петербургом лирическая героиня чувствует свою внутреннюю связь:

В последний раз мы встретились тогда На набережной, где всегда встречались.

Была в Неве высокая вода.

И наводненья в городе боялись.

Городские черты (“царский дом”;, “Петропавловская крепость”;), с одной стороны, реалистически достоверно характеризуют Петер­бург, с другой – Петропавловская крепость – знак гибели и за­творничества, а неспокойная Нева угрожает смертельным навод­нением. Все чаще в стихотворениях поэтессы звучит пушкинская тема:

Смуглый отрок бродил по аллеям У озерных, глухих берегов,

И столетие мы лелеем Еле слышный шелест шагов.

В “Annо Domini”; (1922) поэтесса обращается к библейским, хри­стианским образам, пишет о “страшном суде”;, неприятии новой жизни, особое место здесь занимает тема памяти. После публика­ции этого поэтического сборника на произведения А. А. Ахматовой фактически наложен запрет. Долгие годы поэтессу не печатали в России.

Но, несмотря на запреты своих стихотворений, на голод и отчуждение, Анна Андреевна осталась верна России навсегда, раз­делив судьбу русской женщины, до конца испив чашу страдания. В стихотворении “Мне голос был…”; поэтесса слышит голос, призы­вающий оставить “край глухой и грешный…”;, оставить “Россию на­всегда”;:

Но равнодушно и спокойно Руками я замкнула слух,

Чтоб этой речью недостойной Не осквернился скорбный дух.

В данном стихотворении Ахматова, используя строгую, библей­скую форму, выступила в роли гражданского поэта патриотического направления: она сделала в своей жизни главный выбор – оста­лась со своим народом до конца. Стихотворения 20-30-х годов, по­священные любовной тематике, носят более духовный характер. Любовное чувство наполняется библейской торжественностью:

Было солнце таким, как вошедший в столицу мятежник,

И весенняя осень так жадно ласкалась к нему,

Что казалось – сейчас заболеет прозрачный подснежник… Вот когда подошел ты, спокойный, к крыльцу моему.

В стихотворении “Муза”; (1924) Анна Андреевна размышляет о поэтическом вдохновении. Муза является лирическому герою но­чью в образе “милой гостьи с дудочкой в руке”;. Сон и явь тесно пе­реплетаются:

И вот вошла. Откинув покрывало,

Внимательно взглянула на меня.

Ей говорю: “Ты ль Данту диктовала Страницы Ада?”; Отвечает: “Я”;.

Так Ахматова подтверждает, что является продолжателем тра­диции великого Данте (известного итальянского поэта эпохи Воз­рождения, автора “Божественной комедии”;).

А. А. Ахматова устойчива в художественном методе на протяже­нии всего творческого пути, основа его, “скупость слов”;, определи­лась уже в ее первом поэтическом сборнике “Вечер”;. Основной принцип построения лирического произведения – лаконизм. Для Ахматовой характерна малая форма поэтических произведений: ее стихотворения, как правило, состоят из трех или четырех строф. Основная особенность художественной манеры поэтессы – умелое сочетание разговорной или повествовательной интонации с патети­ческими восклицаниями:

Нам встречи нет. Мы в разных станах.

Туда ль зовешь меня, наглец,

Где брат поник в кровавых ранах,

Принявши ангельский венец?

Лирический голос поэтессы в поздний период творчества стано­вится более сдержанным, суровым, а чувства – аскетичными. Судьба А. А. Ахматовой тесно переплетается с трагической судьбой России XX века. 5 марта 1966 года А. А. Ахматова скончалась.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Лирика Ахматовой