Лирика Ахматовой
А. А. Ахматова (псевдоним Анны Горенко, доставшийся поэтессе в наследство от прабабушки, татарской княжны) – русская поэтесса, разделившая трагическую судьбу России XX века.
Через год после рождения Анны семья Горенко переезжает в Царское Село, о котором будущая поэтесса писала в своей автобиографии: “Мои первые воспоминания – царскосельские: зеленое, сырое великолепие парков, выгон, куда меня водила няня, ипподром, где скакали маленькие пестрые лошадки, старый вокзал и нечто другое, что вошло впоследствии в “Царскосельскую
Ворон криком прославил Этот призрачный мир…
А на розвальнях правил Великан-кирасир.
Первые стихотворные опыты А. А. Ахматова посвящает Царскому Селу, где прошло ее детство и отрочество, началось увлечение творчеством А. С. Пушкина, произошло знакомство с теоретиком акмеизма и будущим мужем Н. С. Гумилевым.
Сама А. Ахматова связывает главные вехи жизни со своими лирическими произведениями. Уже первый поэтический сборник А. А. Ахматовой “Вечер”; (1912) поставил ее в один ряд с лучшими поэтами “серебряного века”;. В “Вечере”; намечены основные темы последующего творчества
Одно из самых ранних стихотворений Ахматовой, вошедших в ее первый поэтический сборник, “Сероглазый король”;, которое, по словам поэтессы, было “опытом баллады”;. Художественные образы произведения: король, королева, муж, жена, возлюбленная, оплакивающая мертвого короля, – напоминают схему образов стихотворения А. Блока “Потемнели, поблекли залы…”;.
Другое стихотворение сборника “Песня последней встречи”;, по мнению некоторых исследователей творчества А. А. Ахматовой, сделало поэтессу известной. Впервые это стихотворение сама Ахматова читала на “Башне”; Вяч. Иванова 7 ноября 1911 г. Вот как вспоминает об этом событии Н. Оцуп: “… гостеприимный, взыскательный хозяин попросил ее прочитать свои новые стихотворения.
По заведенному обычаю этих собраний присутствующие по окончании чтения высказали свои мнения. Когда прекратилась критика, В. Иванов подошел к Ахматовой, поцеловал ее руку и сказал: “Я Вас поздравляю. Это событие в русской поэзии”;. И повторил по памяти те две строки, которые сделали Ахматову вдруг знаменитой:
Я на правую руку надела Перчатку с левой руки…
В стихотворении “Песня последней встречи”; раскрываются сложные чувства героини до и после последней встречи с возлюбленным. Чувства героини обострены, она вся напряжена до предела, поэтому “на правую руку надела перчатку с левой руки”;, поэтому ей “показалось, что много ступеней, а я знала – их только три!”; Изображенные в стихотворении художественные детали: перчатка, ступени – играют важную роль: передают переживания героини, ее волнение. Ахматова раскрывает состояние женщины на пороге важного шага в ее жизни. Чувства героини сопоставляются с осенним шепотом кленов:
… Со мною умри!
Я обманут моей унылой
Переменчивой, злой судьбой.
Внутренний монолог героя передает всю гамму чувств. Здесь важна каждая деталь: и холодеющая грудь, и легкость шагов, и неправильно одетая перчатка, и количество ступеней. Через бытовые подробности передается психология человека, внутренний мир лирической героини. Финал стихотворения также передает ощущение утраты лирической героини:
Я взглянула на темный дом.
Только в спальне горели свечи
Равнодушно-желтым огнем.
Эпитет равнодушно-желтый использован для передачи опустошенности, одиночества героини после последней встречи. Для поэзии А. А. Ахматовой характерной чертой является атмосфера тайны. В лирических произведениях поэтессы эмоция передана через характерную деталь, внешний образ.
В стихотворении “Дверь полуоткрыта…”; изображено состояние лирической героини после ухода возлюбленного. И хотя “на столе забыты хлыстик и перчатка”;, свидетельствующие фактически о приручении женщины, героиня не понимает: “Отчего ушел ты?”;, – она пытается успокоить себя заверениями, что “завтра будет утро”;, что “эта жизнь прекрасна”;, но “сердце…совсем устало”;.
Уже в первых стихотворных произведениях любовь – сложное, обманное чувство, именно поэтому Ахматова чаще всего изображает миг прощания, разрыва, ухода возлюбленного (“Хочешь знать…”;, “Сердце к сердцу не приковано…”; и др.).
Второй сборник А. А. Ахматовой “Четки”; (1914) принес ей огромную славу и выделил ключевую черту ее поэтического творчества – психологизм. О. Мандельштам писал: “Ахматова принесла в русскую лирику всю огромную сложность и психологическое богатство русского романа девятнадцатого века”;. Именно А. А. Ахматова раскрыла в поэзии внутренний духовный мир лирической героини, настоящую женственность, описала глубину, неповторимость женских чувств. Каждое поэтическое произведение Анны Ахматовой – своеобразный лирический роман-исповедь поэтессы, в котором она говорит со своим читателем с позиции женщины, раскрывая неповторимость женской души.
Различные грани внутреннего духовного мира предстают перед читателем: то лирическая героиня, то “мраморный двойник, поверженный под старым кленом”;, то отравительница, то кукушка, то “не женщина земная”;. Стихотворная речь часто является продолжением как бы внутренней речи поэта. Исследователи поэтического творчества А. А. Ахматовой отмечают ее особый стиль. В частности Н. Недоброво, анализируя стихотворение сборника “Настоящую нежность не спутаешь…”;, писал, что ахматовская “речь проста и разговорна до того, пожалуй, что это и не поэзия…”;:
Настоящую нежность не спутаешь Ни с чем, и она тиха.
Ты напрасно бережно кутаешь Мне плечи и грудь в меха.
И напрасно слова покорные Говоришь о первой любви.
Как я знаю эти упорные Несытые взгляды твои!
(1913)
Психологическое состояние лирической героини передано через ритм: ее еле сдерживаемый гнев, который принизил душу того, к кому обращена речь героини. В последнем двустишии стихотворения героиня иронизирует над неловкой попыткой возлюбленного объяснить собственные переживания. Таким образом, в небольшой миниатюре Ахматова смогла передать разнообразные чувства лирической героини: душевное смятение, гнев, иронию.
Особое место в ахматовской поэтике занимает описание лица: мимики, улыбки, глаз, губ. Например, в стихотворении “Проводила друга до передней…”; суровость глаз говорит об истинных переживаниях лирической героини:
Брошена! Придуманное слово –
Разве я цветок или письмо?
А глаза глядят уже сурово В потемневшее трюмо.
В стихотворении “Сжала руки под темной вуалью…”; лирическая героиня переживает сложнейший период в жизни: уход возлюбленного:
Задыхаясь, я крикнула: “шутка Все, что было. Уйдешь, я умру”;.
Улыбнулся спокойно и жутко И сказал мне: “не стой на ветру”;.
В стихотворениях сборника прослеживается лермонтовская традиция, когда личное счастье отвергается. В последующих поэтических сборниках: “Белая стая”; (1917), “Подорожник”; (1921) “Аnno Domini”; (1922) – появляется новая тема А. А. Ахматовой – личностное, духовное становление поэта. В сборнике “Белая стая”; обретена свобода чувства и творчества, избран путь не любовного плена, а поэзии. Отрешившись от водоворота страстей, Ахматова входит в “ворота”; поэзии, заключен союз с Музой:
А недописанную мной страницу,
Божественно спокойна и легка,
Допишет Музы смуглая рука.
Тема предназначения поэтического творчества является основной в стихотворении Ахматовой “Уединение”;, в котором лирическая героиня избирает своим уделом одиночество. Единственной исцеляющей силой является искусство, которое способно вывести человека из круга обступивших его мелочных интересов и страстей, подавленности и уныния на горизонты прекрасной и мудрой жизни:
Так много камней брошено в меня,
Что ни один из них уже не страшен,
И стройной башней стала западня,
Высокою среди высоких башен.
Образ искусства воплощается в “высокой башне”;, поднимающей поэта над мирской суетой, и указывающей на его избранническую миссию. Единственными спутниками художника слова становятся “солнца луч”;, “ветры северных морей”;, голубь, но уединение, воспетое Ахматовой, – уход не от жизни вообще, а от праздного, бездуховного существования. Ахматова не пишет о социальной роли искусства, но выражает в своих произведениях мысль о существовании моральных обязательств художника перед людьми:
Иди один и исцеляй слепых,
Чтобы узнать в тяжелый час сомненья Учеников злорадное глумленье И равнодушие толпы.
(“Нам свежесть слов и чувства простоту…”;)
Поэтесса лично переживает переломные моменты времени. Ощущение пустоты, страха, утрата прежних ценностей отражается в поэзии времен революции и гражданской войны (“Безвольно слабеют колени, и кажется, нечем дышать…”;, “Горло тесным ужасом сжато…”; и др.). В стихотворении “Не с теми я, кто бросил землю…”; А. А. Ахматова пишет о своей приверженности родине до последнего вздоха:
Не с теми я, кто бросил землю На растерзание врагам.
Их грубой лести я не внемлю,
Им песен я своих не дам.
По-особому звучит тема изгнанничества, столь актуальная для русской литературы послереволюционного времени. Поэтесса испытывает жалость ко всем тем, кто вынужден скитаться, покинуть родную землю. Несмотря на то, что жизнь “здесь, в глухом чаду пожара”; трудна, сохранена вера в будущее, когда “в оценке поздней оправдан будет каждый час”;.
Тот же мотив заявлен и в более позднем стихотворении “Родная земля”;. Родина ассоциируется в сознании лирического героя с чем-то земным, приземленным:
Да, для нас это грязь на калошах,
Да, для нас это хруст на зубах.
Любовь к России – личное чувство, которое не выставляют напоказ, не делают “в душе своей предметом купли и продажи”;, поэтому связь с родной землей крепче:
Но ложимся в нее и становимся ею,
Оттого и зовем так свободно – своею.
(“Родная земля”;)
В поэтических произведениях революционного времени по – особому решается тема Петербурга, которая является одной из ведущих в лирике А. А. Ахматовой. Произошедшая революция, изменения уклада жизни воспринимаются поэтессой как катастрофа, приближающаяся трагедия, и тогда Петербург становится сначала предвестником, а потом и участником трагедии: “гранитным городом славы и беды”;, “мрачнейшим из столиц”;:
Вновь Исакий в облаченье Из литого серебра.
Стынет в грозном нетерпенье Конь Великого Петра.
Образ Медного всадника, Исакиевского собора олицетворяется в стихотворении, приобретая практически мистические черты: и уже Великий Петр способен выразить недовольство происходящим в Петербурге:
Ветер, душный и суровый,
С черных труб сметает гарь…
Ах! Своей столицей новой Недоволен государь.
Образы любимого города на Неве помогают поэтессе пережить сложное психологическое состояние, выразить свои эмоции, чувства. Именно с Петербургом лирическая героиня чувствует свою внутреннюю связь:
В последний раз мы встретились тогда На набережной, где всегда встречались.
Была в Неве высокая вода.
И наводненья в городе боялись.
Городские черты (“царский дом”;, “Петропавловская крепость”;), с одной стороны, реалистически достоверно характеризуют Петербург, с другой – Петропавловская крепость – знак гибели и затворничества, а неспокойная Нева угрожает смертельным наводнением. Все чаще в стихотворениях поэтессы звучит пушкинская тема:
Смуглый отрок бродил по аллеям У озерных, глухих берегов,
И столетие мы лелеем Еле слышный шелест шагов.
В “Annо Domini”; (1922) поэтесса обращается к библейским, христианским образам, пишет о “страшном суде”;, неприятии новой жизни, особое место здесь занимает тема памяти. После публикации этого поэтического сборника на произведения А. А. Ахматовой фактически наложен запрет. Долгие годы поэтессу не печатали в России.
Но, несмотря на запреты своих стихотворений, на голод и отчуждение, Анна Андреевна осталась верна России навсегда, разделив судьбу русской женщины, до конца испив чашу страдания. В стихотворении “Мне голос был…”; поэтесса слышит голос, призывающий оставить “край глухой и грешный…”;, оставить “Россию навсегда”;:
Но равнодушно и спокойно Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной Не осквернился скорбный дух.
В данном стихотворении Ахматова, используя строгую, библейскую форму, выступила в роли гражданского поэта патриотического направления: она сделала в своей жизни главный выбор – осталась со своим народом до конца. Стихотворения 20-30-х годов, посвященные любовной тематике, носят более духовный характер. Любовное чувство наполняется библейской торжественностью:
Было солнце таким, как вошедший в столицу мятежник,
И весенняя осень так жадно ласкалась к нему,
Что казалось – сейчас заболеет прозрачный подснежник… Вот когда подошел ты, спокойный, к крыльцу моему.
В стихотворении “Муза”; (1924) Анна Андреевна размышляет о поэтическом вдохновении. Муза является лирическому герою ночью в образе “милой гостьи с дудочкой в руке”;. Сон и явь тесно переплетаются:
И вот вошла. Откинув покрывало,
Внимательно взглянула на меня.
Ей говорю: “Ты ль Данту диктовала Страницы Ада?”; Отвечает: “Я”;.
Так Ахматова подтверждает, что является продолжателем традиции великого Данте (известного итальянского поэта эпохи Возрождения, автора “Божественной комедии”;).
А. А. Ахматова устойчива в художественном методе на протяжении всего творческого пути, основа его, “скупость слов”;, определилась уже в ее первом поэтическом сборнике “Вечер”;. Основной принцип построения лирического произведения – лаконизм. Для Ахматовой характерна малая форма поэтических произведений: ее стихотворения, как правило, состоят из трех или четырех строф. Основная особенность художественной манеры поэтессы – умелое сочетание разговорной или повествовательной интонации с патетическими восклицаниями:
Нам встречи нет. Мы в разных станах.
Туда ль зовешь меня, наглец,
Где брат поник в кровавых ранах,
Принявши ангельский венец?
Лирический голос поэтессы в поздний период творчества становится более сдержанным, суровым, а чувства – аскетичными. Судьба А. А. Ахматовой тесно переплетается с трагической судьбой России XX века. 5 марта 1966 года А. А. Ахматова скончалась.