Лирика А. А. Блока

1. Поэт А. А. Блок.
2. Основные темы в творчестве Блока.
3. Любовь в поэзии поэта.
…Писатель, верующий в свое призвание, каких бы размеров этот писатель ни был, сопоставляет себя со своей родиной, полагая, что болеет ее болезнями, сораспинается с нею…
А. А. Блок
А. А. Блок родился в дворянской интеллигентской семье. По отзывам Блока, отец его был знатоком литературы, тонким стилистом и неплохим музыкантом. Но он обладал деспотическим характером, именно поэтому мать Блока ушла от мужа еще до рождения сына.
Блок провел свое детство

в атмосфере литературных интересов, что рано пробудило в нем тягу к поэзии. Еще в пятилетнем возрасте Блок начал писать стихи. Но серьезное обращение к поэтическому творчеству относится к годам окончания поэтом гимназии.
Лирика Блока уникальна. При всем многообразии тем и средств выражения, она предстает перед читателем как единое целое, как отражение “пути”, пройденного поэтом. На эту особенность своего творчества указывал и сам Блок.

А. А. Блок прошел сложный творческий путь. От символистских, романтических стихотворений – к обращению к реальной революционной действительности. Многие современники

и даже бывшие друзья Блока, сбежав от революционной действительности за рубеж, кричали, что поэт продался большевикам.

Но это было не так. Блок пострадал от революции, но сумел понять и то, что время перемен было неизбежным. Поэт очень чутко ощущал жизнь, проявлял интерес к судьбе родной страны и русского народа.
Любовь для Блока – основная тема творчества, будь то любовь к женщине, к России. Раннее творчество поэта отличается религиозными мечтаниями. Цикл “Стихов о Прекрасной Даме” исполнен тревог, ощущения приближающейся катастрофы.

Поэт тосковал об идеале женщины. Стихи Блока посвящены его будущей жене, Д, И. Менделеевой. Вот строки из стихотворения “Вхожу я в темные храмы…”:
Вхожу я в темные храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцаньи красных лампад.
В тени у высокой колонны
Дрожу от скрипа дверей.
А в лицо мне глядит, озаренный,
Только образ, лишь сон о Ней.
Любовь поэта к будущей жене в “Стихах о Прекрасной Даме” совмещалась с увлечением философскими идеями В. С. Соловьева. Наиболее близким поэту оказалось учение философа о существовании Великой Женственности, Души Мира. Неразрывно связана с Великой Женственностью мысль о спасении мира через его духовное обновление.

Особенный отклик у поэта вызвала мысль философа о том, что любовь к миру открывается через любовь к женщине.
В “Стихах о Прекрасной Даме” идеи двоемирия, представляющих собой сочетание духовного и материального, воплотились через систему символов. Облик героини этого цикла отличается неоднозначен. С одной стороны, это вполне реальная женщина:
Она стройна и высока,
Всегда надменна и сурова.
С другой стороны, это мистический образ.
То же относится и к герою.
История земной любви у Блока воплощается в романтическом символическом мифе. “Земное” (лирический герой) противопоставлено “небесному” (Прекрасная Дама), ощущается стремление к их воссоединению, благодаря чему должна наступить полная гармония.
Но с течением времени поэтическая направленность Блока менялась. Поэт понимал, что, когда вокруг голод и разруха, борьба и смерть, нельзя уйти в “миры иные”. И тогда в творчество поэта ворвалась жизнь во всем ее многообразии.

В поэзии Блока появляется тема народа и интеллигенции. Например, в стихотворении “Незнакомка” показано столкновение прекрасной мечты с действительностью:
И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна,
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.
Блок записывал в дневнике: “Она – это некий идеал красоты, способный, быть может, пересоздать жизнь, изгнать из нее все уродливое, дурное”. Двойственность – соприкосновение образа-идеала и отталкивающей реальности – нашла свое отражение в этом стихотворении. Она эта отразилась даже в двухчастной композиции произведения. Первую часть наполняет ожидание мечты, идеального образа Незнакомки:
И каждый вечер друг единственный
В моем стакане отражен…
Но место встречи с идеалом – трактир. И автор умело нагнетает обстановку, готовя читателя к появлению Незнакомки. Появление Незнакомки во второй части стихотворения на время преображает для героя действительность. В стихотворении “Незнакомка” удивительно психологично раскрывается образ лирического героя.

Смена его состояний очень важна для Блока. Отчетливо проявляется в поэзии Блока любовь к родине. Любовь к родной стране у Блока отчетливо перекликается с глубоким чувством к женщине:
О, Русь моя! Жена моя! До боли
Нам ясен долгий путь!
Блок стремился продолжать традиции русской классической литературы, видел свою задачу в служении народу. В стихотворении “Осенняя воля” видны лермонтовские традиции. М. Ю. Лермонтов в своем стихотворении “Родина” называл любовь к отчизне “странной”, поэту дороги были не “слава, купленная кровью”, а “степей холодное молчанье”, “дрожащие огни печальных деревень”. Такова же и любовь Блока:
Над печалью нив твоих заплачу,
Твой простор навеки полюблю…
Отношение Блока к родине более лично, интимно, подобно его любви к женщине. Недаром в этом стихотворении Русь предстает перед читателем в образе женщины:
И вдали, вдали призывно машет
Твой узорный, твой цветной рукав
В стихотворении “Русь” родина – это тайна. И разгадка тайны – в душе народа. Получил отражение в поэзии Блока мотив страшного мира. Наиболее ярко вся безысходность жизни проявляется в широко известном стихотворении “Ночь, улица, фонарь, аптека…”:
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века –
Все будет так. Исхода нет.
Умрешь – начнешь опять сначала,
И повторится все, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.
Роковой круговорот жизни, ее безысходность удивительно четко и просто отражены в этом стихотворении.
Стихи Блока во многом трагичны. Но трагичным было время, породившее их. Но суть творчества, по словам самого поэта, в служении будущему. В последнем своем стихотворении “Пушкинскому дому” Блок вновь говорит об этом:

Пропуская дней гнетущих
Кратковременный обман,

Прозревали дней грядущих
Сине-розовый туман.
Для понимания творчества поэта во многом немаловажен образ его лирического героя. Ведь, как мы знаем, люди отражают и самих себя в своих произведениях.
В стихотворении “Фабрика” мы видим обращение поэта-символиста к реальности, к социальной тематике. Но реальность соотносится с символической философией, осознанием лирическим героем своего места в жизни. В стихотворении можно выделить три образа: толпу людей, собравшихся у ворот; мистического персонажа (“недвижный кто-то, черный кто-то”) и лирического героя, говорящего: “Я вижу все с моей вершины…”.

Для творчества Блока это характерно: видеть все “с вершины”, но при этом сам поэт остро ощущал жизнь во всем ее многообразии и даже в трагичности.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Лирика А. А. Блока