Лирическое “я” – сущность или мнимость?
Какая степень подлинности заключена в лирическом “я”, когда поэт произносит свое суждение о мире? И почему это “я” для поэта “мало”?
Вот известный эпизод. Пушкин, заметив, что его любимую сосну обступили молодые деревца, произносит: “Здравствуй, племя младое, незнакомое!” Ему не свойственно роптать на жизненный закон. Глядя на младенца, он без горечи скажет: “Мне время тлеть, тебе – цвести”.
Это в стихах. В письме же из Михайловского о той же встрече с молодой порослью поэт написал: “Как досадно!”
Это
Его радует их связь: “И обо мне вспомянет”. А автор письма снедаем ревностью, что не будет ни его, ни милой его сердцу картины. Будет шуметь иная роща, и будут проходить мимо нее иные люди. “Досадно!”
Перед нами как будто две личности. Одна – живой человек Александр Сергеевич, другая – лирический герой, в котором человеческое “я”
С детских лет мы привыкаем отождествлять поэтическое и человеческое “я”. “Пушкин любил няню” – и вот строки… “Он очень любил осень” – и тут же картинка. “Поэты умели видеть красоту природы” – и мы пишем Сочинения “Лето”, “Осень”, “Зима”. Кажется, так естественно: снежинки или золотые листики сначала сыплются с неба, с деревьев. Потом они зеркально сыплются в стихах…
Такое представление навсегда остается у взрослых людей.
Да и как не верить поэту, если он сердечно восклицает: “Я так люблю Татьяну милую мою!”?
– Не мог он ее любить – ее никогда не было.
– Ну, любил “ту, с которой образован Татьяны милой идеал”.
– Ту он тоже выдумал… Она образ его грезы.
– Совсем конфуз. Что-то же все-таки было?
А было много всего: горестные заблуждения и сказочные сны. В уме “теснится тяжких дум избыток”. Все это рвется наружу, жаждет быть высказанным.
Какую мысль считать истинной, если поэт слышит в себе разноголосицу звуков и спорящих сознаний?
Невозможность адекватно передать свои ощущения в слове порождает и тютчевское “молчи… таи”, и мандельштамовское “Слово, в музыку вернись!”, и лермонтовское тяготение к невыразимым звукам, значение которых “темно иль ничтожно”.
По признанию Ахматовой, она ждет, когда в ее сознании явится “один, все победивший звук”. Чтобы рассказать о рождении слова, ей требуется описать раскаты грома, бой часов и стоны, а Маяковский о том же скажет: “тихо барахтается в тине сердца глупая вобла воображения”. Пушкину для передачи подобного состояния понадобились корабль, матросы и надутые паруса.
На чем же сосредоточен поэт, когда нерожденные строки “нахлынут горлом”? “Мы можем осмелиться говорить на языке, который не разлучает нас с реальностью, переводя все наше внимание на себя, на свою бесконечную саморефлексию”
- Лирическое “я” Анны Ахматовой Меня, как реку, Суровая эпоха повернула… А. Ахматова Великий русский поэт Анна Ахматова владела тайной внутренней гармонии. В ней все было значительно – и чеканная, скульптурная внешность, и духовный мир. Ахматовой немало досталось в жизни: расставания, потери близких, тюрьмы и лагеря, выпавшие на долю мужа и единственного сына, клевета, болезни. Но высокая свобода души помогала […]...
- Сочинение на тему: Лирическое и эпическое в поэме “Анна Снегина” Лирическое и эпическое в поэме “Анна Снегина” В поэме, написанной в 1925 г., подводится своеобразный итог пути поэта и страны. Две линии – лирическая и эпическая – переплетаются, образуя сложную картину жизни. Лирическое в поэме связано с историей юношеской любви лирического героя к “девушке в белой накидке” – дочери помещика Анне Снегиной. Нежные, мягкие, пронизанные […]...
- Лирическое начало в поэзии Пушкина Чувство одиночества и душевной тоски, владевшее Пушкиным в первый период южной ссылки, находит свое адекватное выражение в образе одинокого листка, трепещущего под осенним ветром на облетевшем дереве: Так, поздним хладом пораженный, Как бури слышен зимний свист, Один на ветке обнаженной Трепещет запоздалый лист! Этот зрительно ощутимый образ усиливается тонкой звуковой инструментовкой, вызывающей чувственное слуховое представление […]...
- Могучее лирическое начало в поэме А. Т. Твардовского “Василий Теркин” Вся она – от Подмосковья И от волжского верховья До Днепра и Заднепровья – Вдаль на Запад сторона,- Прежде отданная с кровью, Кровью вновь возвращена. А. Твардовский Александр Трифонович Твардовский – большой и самобытный поэт. Будучи крестьянским сыном, он прекрасно знал и понимал интересы, печали и радости народа. С начала Великой Отечественной войны Александр Трифонович […]...
- Трагическое и лирическое в романе И. А. Гончарова “Обломов” Есть книги, захватывающие, увлекающие читателя не с первых страниц, а постепенно. И роман Гончарова “Обломов” – именно такая книга. Первая часть романа порой может вызвать и скуку. Даже трудно предположить, что леность Обломова приведет его к возвышенному чувству. Постепенно скука уходит, роман захватывает, вызывает все больший интерес. Ведь темы его всечеловеческие и вневременные: про душу, […]...
- Своеобразие взгляда Маяковского на сущность поэзии Очередной переломный момент в истории должен был породить новый тип поэта – активного борца за светлое будущее народа. Таким борцом новой поэтической эпохи стал В. В. Маяковский, творчество которого явилось принципиально новым шагом в развитии русской поэзии. Владимира Владимировича воистину можно считать неизменным авангардистом. И, будучи передовым поэтом своего времени, как и его великие предшественники, […]...
- Шпаргалки по литературе: 29(B). ЛИРИЧЕСКОЕ В ПОЭМЕ “МЕРТВЫЕ ДУШИ”; Н. В. ГОГОЛЯ Единство повествовательного и лирического начал в поэме. Реализация лирического в лирических отступлениях. Лирические отступления: высказывания лирического, публицистического, философского и т. п. характера, в которых с наибольшей ясностью выражается авторская позиция, а иногда – личность реального автора. В композиции произведения авторские отступления играют существенную роль. Они принадлежат к внесюжетным элементам и, как правило, слабо связаны с […]...
- Лирическое и эпическое в романе “Евгений Онегин” В открывающем роман посвящении П. А. Плетневу Пушкин писал, что его произведение – это плод “ума холодных наблюдений и сердца горестных замет”. Пушкин наблюдал жизнь на протяжении семи с лишним лет – с 1823 по 1830 год. Время в романе – с 1819 по 1825 год. Его внимание к настоящему вылилось в романе в мощную […]...
- Лирическое и эпическое начала в романе. Композиция романа (о романе “Евгений Онегин” А. С. Пушкина) Пушкин недаром подчеркивал, что он пишет не Роман, а роман в стихах и говорил об этом: “Дьявольская разница”. В обычном романе автор как равноправный герой отсутствует. Обычные романы созданы на основе эпического (повествовательного) начала, то есть внимание читателей сосредоточено на историях героев. Здесь Пушкин вводит как одного из героев самого себя и в степени, равной […]...
- Что такое лирическое произведение В эпических произведениях отличие Лирических, рассказывается, повествуется о различных событиях, которые протекают в определенном последовательном порядке. Так, в сказке “Снежная королева” Х. К. Андерсена мы узнаем, как Герда искала, нашла и спасла, освободила Кая из ледяного плена. Эпические произведения в большинстве случаев бывают прозаическими, реже – стихотворными, например сказки Пушкина. Понятие слова “лирический” – относящийся […]...
- Сущность ее жизни – любовь “Л. Толстой не пытается создавать идеалы; он берет жизнь, как она есть…” Это суждение современницы писателя прямо относится к тем женским образам романа “Война и мир” – Соня, княжна Марья, Наташа Ростова, – которые вызывают явную симпатию автора и большинства читателей. В Наташе Ростовой бросается в глаза переизбыток жизни. Первая встреча с ней на страницах […]...
- Белинский и лирическое начало на примере творчества Пушкина Теперь Белинский особенно высоко начинает ценить в литературе именно лирическое начало. ” Субъективный” Шиллер стал для него дороже “объективного” Гете. Он пересматривает прежнее отрицательное отношение к “Горю от ума”. Теперь Белинский ценит комедию Грибоедова за то, что это “благороднейшее гуманистическое произведение, энергический (и притом еще первый) протест против гнусной расейской действительности…” [11, 576]. Если в […]...
- Понятие и сущность сознания Сознание – это высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и к самому себе, который представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия и определяется не непосредственно его телесной организацией как у животных, а приобретаемыми только через общение с другими людьми […]...
- Сущность и причины “обломовщины” Роман (бессмертное произведение) ” Обломов” вышел в печать в 1859 году, когда Россия стояла готовилась к экономическим переменам, вызванных необходимостью отмены крепостного права. Крепостное право тормозило развитие России, одним из его порождений было такое явление, как “обломовщина” . Автор на примере Обломова анализирует Сущность и причины “обломовщины” . Главный герой романа – Илья Ильич Обломов. […]...
- Как Бунин-писатель понимает сущность любви? (“Темные аллеи”, “Солнечный удар”) Русская классическая литература всегда большое внимание уделяла теме любви. За основу брались платонические чувства героев, лишенные осязаемости, можно даже сказать, жизненности. Поэтому творчество И. А. Бунина в этом плане можно назвать новаторским, смелым, особенно откровенным. Любовь у Бунина практически всегда чувственная, осязаемая, вне общепринятых рамок морали, приличия. Это чувство для писателя всегда было загадочным, непостижимым, […]...
- Сущность грибоедовского замысла пьесы “Горе от ума” Образ Чацкого придает гениальному творению Грибоедова не только национально-историческое значение. Подобно шекспировскому “Гамлету” или “Дон Кихоту” Сервантеса, “Горе от ума” полно глубокого общечеловеческого смысла. Появление “Горя от ума” предвещало победу реализма в русской литературе. С гениальной зоркостью Грибоедов вслед за Радищевым раскрывает типические черты диких барских нравов и бесправие крепостного человека. Так, образ Лизы достаточно […]...
- Любовь – сущность жизни Наташи Ростовой “Я так люблю Наташу милую мою”, – мог бы с полным правом перефразировать слова А. С. Пушкина Лев Толстой. Действительно, именно в этой героине воплощен женский идеал писателя. В чем же он состоит? В Наташе Ростовой бросается в глаза переизбыток жизни. Первая встреча с ней на страницах романа оставляет у читателя впечатление свежей молодости, неукротимого […]...
- Обломов – его сущность, характер и судьба И. А. Гончаров написал сравнительно мало произведений, и “Обломов” – одно из ярчайших. В романе затронуты почти все стороны жизни человека, в нем можно найти ответы на многие вопросы. Без сомнений, самым интересным образом романа является образ Обломова. Кто он? “Барин”, – без капли сомнения говорит Захар. Барин? Да. Но какой? С первых же страниц […]...
- Сущность последнего романа Достоевского “Преступление и наказание” Среди важнейших вопросов, поставленных русской мыслью XIX в., вопрос о религии занимает особое место. Для Достоевского, человека глубоко религиозного, смысл жизни заключался в постижении христианских идеалов любви к ближнему. В “Преступлении и наказании” автор изобразил человеческую душу, прошедшую через страдания и ошибки к постижению истины. В XIX веке стала видна недостаточность прежних христианских аксиом, и […]...
- Сущность теории Раскольникова.(по роману Достоевского “Преступление и наказание”) Роман Достоевского “Преступление и наказание” был написан в шестидесятые годы XIX века. Это было смутное для России время. В России углубились социальные противоречия. Достоевский выступает против общества, которое толкает человека на преступление. Писатель говорит, что человек должен иметь право на нормальную жизнь. В то время в России личность часто теряла свою самостоятельность и попадала в […]...
- “Сущность ее жизни – любовь Наташа Ростова в романе Л. Н. Толстого “Война и мир” Первая встреча с Наташей Ростовой на страницах романа оставляет у читателя впечатление свежей молодости, неукротимого движения. Юная Наташа, эта “черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка”, мечтает стать танцовщицей и так поет, что у слушателей “дух захватывает от восхищения”. Толстого привлекает и открытость Наташи, ее чувство в мир природы. Героиня несет в себе удивительную […]...
- Лирическое наследие Лермонтова В лирическом наследии Лермонтова содержатся прогрессивные идеи, высокие гуманистические и патриотические чувства. В его произведениях “Смерть поэта”, “Как часто пестрою толпою окружен…”, “Прощай, немытая Россия” предмет беспощадной критики и отрицания – реакционная часть русского общества: придворные круги всех рангов, жандармерия (“мундиры голубые”) и высший свет, “завистливый и душный”. В “Думе” содержится горький упрек мыслящим людям, […]...
- Эпическое, лирическое, драматическое в трагедии “Гамлет” Искусство Шекспира свободно от морализаторства, прямого и навязчивого поучительства. Но для него, как и для всякого нормального человека, существовали простые и естественные понятия о добре и зле. В каждой трагедии и в некоторых комедиях у него выведены персонажи, совершающие поступки, которые нельзя определить иначе, как дурные или злонамеренные. Если Шекспир, вопреки этому, заставляет своих злодеев […]...
- Что составляет сущность поэтической индивидуальности Жуковского? Психологический анализ в элегиях Жуковского тесно связан с этическим анализом. Не психика человека вообще интересует поэта, а лишь нравственное сознание и мир нравственных переживаний. Такой психологизм Жуковского несет на себе печать романтизма. Сентиментальная чувствительность, культ ощущений начинают уступать место романтическим предчувствиям, интуициям, морально-философским раздумьям. Главный интерес Жуковского как романтика вызывают особые переживания, эмоциональные и интеллектуальные: […]...
- Сущность духовного кризиса Андрея Болконского (по роману Л. Н. Толстого “Война и мир”) В романе “Война и мир” духовный кризис – “привилегия” любимых героев Толстого – тех, кто обладает богатым духовным потенциалом, стремится к внутреннему развитию и к поиску истины. Однако кризис у каждого из персонажей “свой” – он обусловлен их внутренними, психологическими особенностями, свойствами натуры. Так, духовный кризис Андрея Болконского, на мой взгляд, связан с отчуждением героя […]...
- Лирическое и трагическое качала в пьесе А. П. Чехова “Вишневый сад” 1. Последняя пьеса Чехова. 2. Споры вокруг произведения. 3. Символы и жанровая принадлежность. Вышла у меня не драма, а комедия, местами даже фарс. А. П. Чехов В 1901 году А. П. Чехов обдумывает свою новую пьесу, по плану – водевиль или комедию: “Следующая пьеса, которую я напишу, будет непременно смешная, очень смешная, по крайней мере, […]...
- Антигуманистическая сущность теории Раскольникова Явка с повинной, с точки зрения Раскольникова, – это слабость, это его личная катастрофа: слишком слаб – не надо было брать топор и кровавиться. И чем ниже он становится в своих собственных глазах, потому что не выдержал, потому что погубил теорию, тем горячее он отстаивает ее. И возможно это потому, что к той извращенности сознания […]...
- Сущность “перевоплощения” по мнению автора новеллы “Перевоплощение” Новелла Ф. Кафки “Перевоплощение”, непривычная по форме, глубоко гуманистическая по своей идее. Преобразование человека в насекомого – событие фантастическое, но это лишь образ, средство экспрессии, чтобы обратить внимание читателя на проблему взаимоотношений в семье. Грегор Замза был хорошим сыном и братом. Всю свою жизнь он посвящал родительской семье. Он должен был зарабатывать, чтобы содержать отца, […]...
- Сущность конфликта в романе. “Отцы и дети” В романе ” Отцы и дети ” И. С. Тургенева ярко и достоверно отразился характер эпохи и те изменения в русской жизни, которые произошли накануне реформ 60-х годов. Писатель показал в произведении главный общественный конфликт этого времени – он показал Сущность конфликта между дворянами-либералами и разночинцами-демократами. Основной принцип построения романа – антитеза; и это видно […]...
- Лирическое отступление в романе “Мертвые души”. Повесть о капитане Копейкине После войны двенадцатого года вместе с ранеными приехал и капитан Копейкин. В боях он потерял руку и ногу, работать не мог и отправился в Петербург просить государя о какой-нибудь монаршей милости. Попал он к самому начальнику, к вельможе в дом на Дворцовой набережной. Вельможа видит, что человек на деревяшке и правый рукав пустой. “Хорошо, говорит, […]...
- Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог, лирическое отступление Развитие действия в художественном произведении включает в себя несколько стадий: экспозицию, завязку, кульминацию, развязку, эпилог. Экспозиция (от латинского expositio – изложение, объяснение) – предыстория событий, лежащих в основе художественного произведения. Обычно в ней дается характеристика основных персонажей, их расстановка до начала действия, до завязки. Экспозиция […]...
- “Сущность ее жизни Первая встреча с Наташей Ростовой на страницах романа оставляет у читателя впечатление свежей молодости, неукротимого движения. Юная Наташа, эта “черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка”, мечтает стать танцовщицей и так поет, что у слушателей “дух захватывает от восхищения”. Толстого привлекает и открытость Наташи, ее чувство в мир природы. Героиня несет в себе удивительную […]...
- Сущность и назначение урока Урок представляет собой ограниченную во времени, организованную систему обучения, воспитательного взаимодействия учителя и учащихся, в результате которого происходят усвоение детьми знаний, формирование умений и. навыков, развитие их способностей и совершенствование опыта педагога. Структура и типы урока. Структура урока и его тип образуются из комбинации основных элементов процесса обучения. Структурное построение урока зависит от конкретных учебно-воспитательных […]...
- В чем заключается нравственная сущность человека? Критические ситуации часто становятся катализатором нравственной сущности людей. Почему так происходит? До того, как был бы прочтен отрывок из произведения, написанного С. Сергеевым – Ценским, многие из нас, ответили бы, на этот вопрос, не задумываясь. Автору проблема нравственных предпочтений человека очень близка. Им она не обозначается, а скорее подчеркивается ее актуальность. Изначально перед читателем рисуется […]...
- Сущность сопротивления Беранже Сочинение по пьесе Ежена Ионеску “Носороги”. Жизнь людей преисполненная проявлений, которые при рассмотрении могут показаться нелогичными или даже абсурдными. Особенно это поражает, когда речь идет о явлениях общественной жизни, когда каждый отдельный человек действует по законам личной логики, а в объединении выходит что-то почти бессмысленное. Глобальные политические эксперименты XX века неоднократно заканчивались трагедиями целых народов. […]...
- Сущность процесса обучения Сущность процесса обучении – это целенаправленный педагогический процесс, который активизирует деятельность, развивает творческие навыки учащихся, – организация и стимулирование активной учебно-познавательной деятельности учащихся; – Овладение научными знаниями умениями, навыками; – формирование научного мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений. Одним из двух главных процесс, составляющих целостный педагогический процесс является процесс обучения. Это очень сложный процесс объективной […]...
- Что такое война, ее сущность, значение В нашем мире есть много вещей, которые пугают, унижают, приводят в смятение, делают несчастными. Например, война. Каждый раз, когда речь заходит о войне, люди ощущают грусть, тревогу, переживания. Так было всегда. Но почему войны продолжаются? Почему никто не учится на ошибках прошлого? Давайте обратимся к истории. Анализируя множественные конфликты, можно прийти к выводу, что война […]...
- Сущность и значение понятия “Возрождение” В слове “Возрождение”, как и в словосочетании “Средние века”, имплицированы научный термин и самоназвание эпохи. Сущность научного термина – в уникальных особенностях эпохи, отличающих ее от других исторических эпох. Значение имени “Возрождение” – в той программе, которая была выдвинута современниками эпохи, осознана ими как важнейшее событие времени и реализовано в этот период. Эта программа сформулирована […]...
- Сущность жизни и свойства живого Вопрос 1. Почему очень сложно дать определение понятия “жизнь”? Точное определение понятия “жизнь” дать очень сложно, так как для живых организмов характерен ряд признаков, отсутствующих у неживых систем. Но среди этих признаков нет ни одного, который был бы отмечен только у живого. Например, рост характерен не только для живых существ, но и для минералов. Вопрос […]...
- “Степной волк” Гессе и его сущность Герман Гессе родился в Германии, но с 1912 года жил в Швейцарии, в отдаленном местечке Монтальоне, и в 1923 года принял швейцарское подданство. В его романах переплавлены разные пласты мировой культуры и философии (конфуцианство, древние философско-религиозными системами). В 20 лет пережил увлечение Ницше, которого относил к мыслителям ранга Гете: “бытие и мир оправданы в вечности […]...