Лирическое начало в поэзии Пушкина
Чувство одиночества и душевной тоски, владевшее Пушкиным в первый период южной ссылки, находит свое адекватное выражение в образе одинокого листка, трепещущего под осенним ветром на облетевшем дереве:
Так, поздним хладом пораженный, Как бури слышен зимний свист, Один на ветке обнаженной Трепещет запоздалый лист!
Этот зрительно ощутимый образ усиливается тонкой звуковой инструментовкой, вызывающей чувственное слуховое представление о пронизывающем свисте холодного зимнего ветра, в порывах которого трепещет одинокий лист:
Как
Лирическое начало, которое отличает собственно мифическое произведение поэзии от простого описания или иного явления природы, окружающей поэта действительности или его внутренней духовной жизни, трудно поддается точному определению. Можно отметить, что момент взволнованности тем или иным имением внешней или духовной жизни и, вызванного ним, состояния приподнятости, по-видимому, является неотъемлемым элементом лирического отношения.
Лиризм стихотворения “Я вас любил: любовь еще, быть может,..” возникает из осознания, что давняя любовь в душе поэта “угасла не совсем”,
Как дай вам бог любимой быть другим.
Именно эта строка сообщает особенно глубокий лиризм всему стихотворению.
Лиризм столь же трагически глубокого стихотворения “Прощание” возникает из осознания, что женщина, которую поэт продолжает любить, в новых условиях его жизни становится как бы умершей для него (“Могильным сумраком одета”), да и сам поэт для нее угас. Этим создается возможность такого обращения к любимому и навсегда покидаемому человеку:
Прими же дальная подруга, Прощанье сердца моего, Как овдовевшая супруга,
Обращения, усиленного трагизмом прощания с другом, отправляющимся в тюремное заточение:
Как друг, обнявший молча друга Пред заточением его.
Воспроизводя В лирическом творчестве именно те, а не иные чувства, вызванные теми, а не иными сторонами действительности, поэт осуществляет таким образом индивидуальный отбор многообразных явлений жизни, придавая значение одним и отбрасывая другие. Поэтому в лирике любого крупного поэта, помимо картин воссоздаваемой им действительности, возникает образ и самого автора в его симпатиях и антипатиях к отдельным сторонам и явлениям этой действительности, в его Глубоко индивидуальном н в то же время общем для многих отношении к миру.
- Белинский и лирическое начало на примере творчества Пушкина Теперь Белинский особенно высоко начинает ценить в литературе именно лирическое начало. ” Субъективный” Шиллер стал для него дороже “объективного” Гете. Он пересматривает прежнее отрицательное отношение к “Горю от ума”. Теперь Белинский ценит комедию Грибоедова за то, что это “благороднейшее гуманистическое произведение, энергический (и притом еще первый) протест против гнусной расейской действительности…” [11, 576]. Если в […]...
- Могучее лирическое начало в поэме А. Т. Твардовского “Василий Теркин” Вся она – от Подмосковья И от волжского верховья До Днепра и Заднепровья – Вдаль на Запад сторона,- Прежде отданная с кровью, Кровью вновь возвращена. А. Твардовский Александр Трифонович Твардовский – большой и самобытный поэт. Будучи крестьянским сыном, он прекрасно знал и понимал интересы, печали и радости народа. С начала Великой Отечественной войны Александр Трифонович […]...
- Серебряный век русской поэзии (конец XIX – начало ХХ века) Появление новых направлений, течений, стилей в искусстве и литературе всегда связано с пониманием места и роли человека в мире, во Вселенной, с изменением самосознания человека. Один из таких переломов пришелся на конец XIX – начало ХХ века. Художники того времени выступали за новое видение действительности, искали оригинальные художественные средства. Выдающийся русский философ Н. А. Бердяев […]...
- Лирическое и эпическое начала в романе. Композиция романа (о романе “Евгений Онегин” А. С. Пушкина) Пушкин недаром подчеркивал, что он пишет не Роман, а роман в стихах и говорил об этом: “Дьявольская разница”. В обычном романе автор как равноправный герой отсутствует. Обычные романы созданы на основе эпического (повествовательного) начала, то есть внимание читателей сосредоточено на историях героев. Здесь Пушкин вводит как одного из героев самого себя и в степени, равной […]...
- Творчество В. С. Соловьева и начало новой эпохи в русской поэзии Отечественным поэтом, во многом предсказавшим художественные открытия и философские идеи XX столетия, стал Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900). Дед будущего философа и поэта по отцовской линии посвятил восьмилетнего внука на служение Богу. Другой дед, по материнской линии, контр-адмирал, привил ему героическое ощущение жизни. Отец, великий русский историк Сергей Михайлович Соловьев, дал пример самоотверженного труда, изо дня […]...
- ОБЪЕДИНЯЮЩЕЕ НАЧАЛО ОНЕГИНА И ЛЕНСКОГО (по роману А. С. Пушкина “Евгений Онегин) Всесторонне познакомив читателя с Евге- нием Онегиным, Пушкин вводит в действие романа второго главного героя – Владимира Ленского и тут же дает обоим точную харак- теристику: Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой. И при этой непохожести Онегин и Лен- ский тем не менее имеют нечто […]...
- ЧТО ПРИВЛЕКАЕТ МЕНЯ В ПОЭЗИИ ПУШКИНА ЧТО ПРИВЛЕКАЕТ МЕНЯ В ПОЭЗИИ ПУШКИНА В одной из своих статей В. Г. Белинский справедливо заметил, что каждое поколение воспринимает Пушкина по-своему. Причину этого явления блестяще определил Н. В. Гоголь, который беспредельно любил Пушкина, справедливо считая его своим учителем: “Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это Русский человек в его […]...
- Образы и символы в лирической поэзии Пушкина В стихотворении “Пророк” Пушкин в образе пророка подразумевал поэта. Картина, изображенная Пушкиным, в нескольких мелких деталях восходит к VI главе Книги Исаии в библии (шестикрылый Серафим с горящим углем в руке). Стихотворение первоначально представляло собой часть цикла из четырех стихотворений, под заглавием “Пророк”, противоправительственного, патриотического содержания, посвященных событиям 14 декабря. М. П. Погодин объяснял П. […]...
- “Повести Белкина” Пушкина как начало русской реалистической прозы За кажущейся фабульной простотой “Повестей Белкина” скрывается сложнейшее сюжетное построение. Об этом писал еще Эйхенбаум Б. Пушкин не анализирует психологию героев, не делает душу героя объектом анализа. Мы не найдем в “Повестях Белкина” длинных внутренних монологов, вскрывающих мучительные внутренние размышления и переживания. Но полнота психологической обрисовки героев от этого отнюдь не страдает. Сложный внутренний мир […]...
- Лирическое “я” – сущность или мнимость? Какая степень подлинности заключена в лирическом “я”, когда поэт произносит свое суждение о мире? И почему это “я” для поэта “мало”? Вот известный эпизод. Пушкин, заметив, что его любимую сосну обступили молодые деревца, произносит: “Здравствуй, племя младое, незнакомое!” Ему не свойственно роптать на жизненный закон. Глядя на младенца, он без горечи скажет: “Мне время тлеть, […]...
- План сочинения: Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина Тема поэта и поэзии в творчестве А.С. Пушкина I. Вступление 1. Тема поэта и поэзии – традиционная в русской литературе. Ее начали разрабатывать еще поэты XVIII века – Кантемир, Ломоносов, Державин. В творчестве Пушкина эта тема получила дальнейшее развитие. II. Главная часть 1. В своем понимании поэзии Пушкин соединил представление о ней как о высоком […]...
- Красота природы в поэзии Пушкина Каждый человек любит свою родину, но лишь великим поэтам дано так ясно и просто рассказать о дорогих сердцу местах, что их любовь волшебным напитком переливается в сердца читателей. А. С. Пушкин – именно такой поэт. Родная природа его в стихотворениях не просто поля, леса, луга. В своих произведениях А. С. Пушкин умеет разговаривать с каждым […]...
- Лирическое наследие Лермонтова В лирическом наследии Лермонтова содержатся прогрессивные идеи, высокие гуманистические и патриотические чувства. В его произведениях “Смерть поэта”, “Как часто пестрою толпою окружен…”, “Прощай, немытая Россия” предмет беспощадной критики и отрицания – реакционная часть русского общества: придворные круги всех рангов, жандармерия (“мундиры голубые”) и высший свет, “завистливый и душный”. В “Думе” содержится горький упрек мыслящим людям, […]...
- Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина (Третий вариант) В развитие традиционной для европейской литературы темы поэта и поэзии Пушкин внес свой вклад. Эта важная тема проходит через все его творчество. Уже первое изданное стихотворение “К другу стихотворцу” содержало в себе размышления о предназначении поэта. По мнению юного Пушкина, дар слагать стихи дан не каждому человеку: Арист, не тот поэт, кто рифмы плесть умеет […]...
- Тема поэта и поэзии в творчестве А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова и Н. А. Некрасова Тема поэта и поэзии в творчестве А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова и Н. А. Некрасова. XIX век принес в русскую литературу прекрасных поэтов, таких как А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. А. Некрасов и многих других. Стихотворения этих творцов вносят в скучную, однообразную жизнь луч света и много радости, они помогают разобраться в […]...
- Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина. Для А. С. Пушкина тема поэта и его призвания была одной из центральных в творчестве. Вся лирика данной тематики носит характер исповедальности и выстраданности. Само творчество воспринимается поэтом как дар, данный свыше, который требует от художника жертвенности. Многие стихотворения на тему поэта и поэзии создаются А. […]...
- Стихотворения Пушкина, посвященные поэту и поэзии У Пушкина есть несколько стихотворений, посвященных поэтам и поэзии. Их пафос – в утверждении особой судьбы поэта, в небесности, неотмирности того дара, что притягивает взоры множества людей. В стихотворении “Арион” поэт изобразил себя как волшебного певца, уподобившись древнегреческому герою-певцу Орфею, принимавшему участие в походе аргонавтов с другими героями. Но Пушкин писал о настоящем в аллегорической […]...
- Тема поэта и поэзии в лирике Александра Пушкина Эта традиционная тема волновала таких поэтов, как Гораций, Байрон, Жуковский, Державин и другие. И вслед за ними Пушкин дает свое понимание предназначения поэта и поэзии. Этот вопрос затрагивается в первом опубликованном стихотворении “К другу стихотворцу” . Поэт говорит о горестях, выпадающих на долю поэтов, которых …хвалят все. питают – лишь журналы; Катится мимо их Фортуны […]...
- Тема поэта и поэзии в творчестве Александра Пушкина Эта достаточно традиционная тема волновала таких поэтов, как Гораций, Байрон, Жуковский, Державин и др. Лучшие достижения мировой и русской литературы использовал Пушкин в своей поэзии. Наиболее ярко это проявилось в теме поэта и поэзии. Этот вопрос затрагивается уже в первом опубликованном стихотворении “К другу стихотворцу” . Поэт говорит о горестях, выпадающих на долю поэтов, которых […]...
- Сочинение на тему Поэт! В твоей предметы воле! размышления о поэзии Пушкина Поэт! В твоей предметы воле! размышления о поэзии А. С. Пушкина Передо мной два не очень толстых тома, включающих в себя лирику Пушкина с 1813 по 1836 год. И чуть ли не в каждом стихотворении встречается упоминание о Музе. В разные годы жизни поэт постоянно рассуждает о своем назначении. В Лицее Пушкин уже затрагивает эту […]...
- Стихи о поэте и поэзии Пушкина Стихи о поэте и поэзии. Поэтической декларацией поэта стало стихотворение “Пророк”; (1826). По жанру оно близко духовной оде. В нем обосновывается мысль об особой миссии поэта в обществе, сходной с ролью библейских пророков: нести людям высшую божественную истину. Именно для этого поэт претерпевает мучительные преобразования: посланец Бога ангел серафим наделяет его особыми чувствами – зрением […]...
- Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина (Второй вариант) Поэт в России – больше, чем поэт, В ней суждено поэтами рождаться Лишь тем, в ком бродит Гордый дух гражданства, Кому уюта нет, покоя нет. Е. Евтушенко. Братская ГЭС Навсегда связав свою судьбу с поэзией, Пушкин с ранних лет задумывался о назначении поэта и роли его творчества в жизни. Еще в пятнадцать лет Пушкин был […]...
- Лирическое и эпическое в романе “Евгений Онегин” В открывающем роман посвящении П. А. Плетневу Пушкин писал, что его произведение – это плод “ума холодных наблюдений и сердца горестных замет”. Пушкин наблюдал жизнь на протяжении семи с лишним лет – с 1823 по 1830 год. Время в романе – с 1819 по 1825 год. Его внимание к настоящему вылилось в романе в мощную […]...
- Тема поэта и назначения поэзии в лирике Пушкина Тема поэта и назначения поэзии в лирике А. С. Пушкина. На всем протяжении творческого пути Пушкин создавал произведения, посвященные осмыслению этой важнейшей для него темы. Идея гражданского предназначения поэзии и высокого призвания поэта-пророка (“Пророк”, 1826) иногда противопоставляется якобы произошедшему отходу от идеалов юности в поздней лирике. Идеалом Пушкина стало будто бы “чистое искусство”. Это не […]...
- Гимны любви (по мотивам поэзии А. С. Пушкина) Александр Сергеевич Пушкин – великий русский поэт. Он расширил источники поэзии, обратил ее к национальным элементам жизни, показал бесчисленные новые формы, сдружил ее с русской жизнью и современностью, обогатил идеями. Пушкин тяжело переживал свои ошибки, мучился ими. Его небольшое лирическое стихотворение “На холмах Грузии лежит ночная мгла” – это гимн любви. В нем дано описание […]...
- Стремление к свободе в поэзии А. С. Пушкина” (2) Творчество поэтов всегда является откликом не только на изменения во внутреннем мире человека, но и на события, происходящие в общественной жизни. Великому русскому поэту А. С. Пушкину досталось не самое легкое время. С одной стороны, в этот период наблюдается патриотический подъем передовых кругов общества, с другой же стороны – ответная реакция правительства: жесткая цензура, репрессии. […]...
- ТЕМА ПОЭТА И ПОЭЗИИ В ТВОРЧЕСТВЕ А. С. ПУШКИНА (вариант 2) Пушкин с юношеских лет сознавал высо- кое назначение поэзии и ответственность по- эта за высказанное поэтическое слово. Уже в 1818 году в стихотворении “К Н. Я. Плюс- ковой”, написанном по заказу в честь импе- ратрицы, поэт с гордостью утверждает неза- висимость своей “лиры скромной, благород- ной”, неспособность к лести, предельную искренность поэтического творчества, а так- […]...
- Картины родной природы в поэзии А. С. Пушкина Многие русские писатели и поэты обращались в своих произведениях к картинам родной природы. Стихотворения А. С. Пушкина тоже проникнуты любовью к полям и лесам, горам и равнинам, рекам и ручьям его необъятной родины. Этот удивительный поэт относится к природе как к другу, собеседнику, и она является зеркалом его чувств и настроений. Особенно хорошо это заметно […]...
- Философское осмысление предназначения поэта и поэзии в русской литературе XIX века (По творчеству А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова) 1. Образ поэта в лирике Пушкина. 2. Трагический образ поэта в лирике Лермонтова. 3. Гражданский идеал Некрасова. Тема предназначения поэта и поэзии, его роли в общественной жизни всегда была традиционной для русской литературы. Вероятно, такое пристальное внимание к значению поэзии во многом обуславливается особенностями самого этого понятия. С одной стороны, нельзя отрицать, что поэтическое слово […]...
- Тема любви – одна из вечных в поэзии (по творчеству Пушкина) Двигаясь от романтизма к реализму, любовная лирика Пушкина изменяется, возможно, медленнее, чем лирика другой тематики. Конечно, до 1826 года из любовной лирики исчезают античные образы-символы и условно-романтические “дивы”, “Лейы” и др. Но преобразование реального чувства в формулы поэтического ритуала еще сохраняется. В этом контексте интересный стих 1825 года “Е” (“Я помню странный миг…”). Ю. М. […]...
- Сочинение на тему: Лирическое и эпическое в поэме “Анна Снегина” Лирическое и эпическое в поэме “Анна Снегина” В поэме, написанной в 1925 г., подводится своеобразный итог пути поэта и страны. Две линии – лирическая и эпическая – переплетаются, образуя сложную картину жизни. Лирическое в поэме связано с историей юношеской любви лирического героя к “девушке в белой накидке” – дочери помещика Анне Снегиной. Нежные, мягкие, пронизанные […]...
- Тема природы в поэзии Пушкина и Лермонтова Тема природы – ведущая тема в мировой поэзии. Разрабатывали ее и такие классики русской литературы, как А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов. Очень важна тема природы в поэзии Пушкина. Русская природа вдохновляла поэта на создание новых прекрасных произведений. Одним из ярких примеров таких произведений является стихотворение “Осень”. Известно, что именно это время года было […]...
- Тема поэта и поэзии в лирике Александра Сергеевича Пушкина Творчество А. С. Пушкина – это тот фундамент, на котором стоит здание всей русской литературы 19 и 20 веков. Пушкин не только новатор в области стиля и создатель русского языка, но и идейный вдохновитель большинства писателей следовавших за ним. Гуманистический пафос его творчества, идеалы добра и справедливости явились тем источником, из которого, по словам Достоевского, […]...
- “Чувства добрые” в поэзии А. С. Пушкина “Есть всегда что-то особенно благородное, кроткое, нежное, благоуханное и грациозное во всяком чувстве Пушкина”. В. Г. Белинский В. Г. Белинский точно определил назначение поэзии: “…развивать в людях чувство изящного и чувство гуманности, разумея под этим словом бесконечное уважение к достоинству человека как человека”. И сегодня в этом ее святое назначение. А. С. Пушкина по праву […]...
- Отражение идей “поэзии “действительности” в лирике Пушкина (по Белинскому) ЛИРИКА Отражение идей “поэзии “действительности” в лирике Пушкина (по Белинскому). А) Белинский о поэтическом отношении Пушкина к жизни: ” Он созерцал природу и действительность под особенным углом зрения, и этот угол был исключительно поэтический”. Б) Белинский о способности Пушкина проникать в противоречия жизни, в тайны бытия: ” Как истинный художник, он владел… инстинктом истины, этим […]...
- “Чувства добрые” в поэзии Пушкина Есть всегда что-то особенно благородное, кроткое, нежное, благоуханное и грациозное во всяком чувстве Пушкина. Белинский Какой каплей в море чудесных слов, сказанных о Пушкине, будет мое? Сотой, тысячной или миллионной?! Мне все равно. Какой угодно! Лишь бы капля эта дополнила необозримый океан пушкинской славы, лишь бы капля бушевала вместе с его невиданными волнами по всему […]...
- Место поэзии и поэта в стихах Пушкина Еще в своей ранней оде “Вольность” он призывает “свободы гордую певицу”, чтобы “воспеть Свободу миру, / На тронах поразить порок”. Но Пушкину глубоко органично и понимание поэзии как великого Божьего дара, что нашло отражение прежде всего в программном стихотворении “Пророк”: Как труп, в пустыне я лежал, И Бога глас ко мне воззвал… Поэтический дар приносит […]...
- Любовь в поэзии А. С. Пушкина Все поэты всегда писали о любви. Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин посвятил этому чувству много произведений. Его лирика отражает душевные переживания человека, который влюблен. Свои стихи Пушкин посвящал разным женщинам. Так, знаменитое стихотворение А. С. Пушкина “К***” (“Я помню чудное мгновенье…”) посвящено А. П. Керн. Поэт был влюблен в нее, но она была замужем […]...
- “Лелеющая душу гуманность” в поэзии Пушкина О лирике Пушкина говорить трудно. Как объединить вместе несколько сот таких разных во всех отношениях стихотворений? Стихотворений, объединяемых, кажется, лишь одним – именем автора – Пушкина? Решить эту задачу помогает сам Пушкин. Есть у него произведения, дающие своеобразный ключ к многообразию его лирики, неизменно сопровождавшей его на протяжении его жизненного и творческого пути. Одно из […]...
- ИДЕЙНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗНООБРАЗИЕ ПОЭЗИИ А. С. ПУШКИНА Поэзию Александра Сергеевича ПушкинА условно можно разделить на четыре темати- ческие группы: патриотическая лирика (сти- хи о русской природе, о прошлом родной земли, вольнолюбивая лирика); интимная ли- рика (дружеские послания, стихи о любви); произведения о поэте и поэзии; стихи на фи- лософские темы. Будучи достойным сыном Отечества, Пуш- кин не мог оставаться равнодушным к собы- […]...