ЛИРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ
ЛИРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ
***
Лирические песни, по определению В. Г. Белинского, – это простодушное излияние “горя или радости сердца в тесном и ограниченном кругу общественных и семейных отношений. Это или жалоба женщины, разлученной с милым сердца и насильно выданной за немилого и постылого, тоска по родине, заключающейся в родном доме и родном селе, ропот на чужбину, на варварское отношение мужа и свекрови.
Если герой песни мужчина, тогда – воспоминание о милой, ненависть к жене, или ропот на горькую долю молодецкую, или звуки дикого,
* * *
Ты взойди-ка, красно солнышко,
Над горой взойди над высокой,
Над дубравушкой взойди над широкою,
Обогрей-ка нас, добрых молодцев,
Добрых молодцев, сирот бедныих,
Сирот бедныих, солдат беглыих,
Солдат беглыих, беспачпортныих!
Как по Волге, Волге-матушке,
Повыше было села Лыскова,
Пониже села Юркина,
Против самого села Богомолова,
Вытекала тут быстра речушка,
По прозванью речка Кержинка,
По речушке бежит лодочка,
Бежит-то лодочка не ловецкая,
Не ловецкая –
Молодецкая, воровская, косная;
Посередь лодки стоит деревцо,
На деревце был тонкий парус,
Под парусом был тонкий шатер,
Под шатром лежит дорогая кошма,
Под кошмой лежит золотая казна,
На казне лежит платье цветное,
На платьице сидит девица;
Сидит девица – призадумалась,
Призадумавши, пригорюнивши, –
Не хорош-то ей сон привиделся:
Атаманушке быть зарезану,
Есаулушке быть повешену,
Молодцам-гребцам во тюрьме сидеть,
А мне, девушке, быть на волюшке,
На родимой на своей сторонушке,
У своего батюшки и у матушки.
* * *
Не бушуйте, не бушуйте, ветры буйные,
Не тревожьте мои мысли скучные;
Уж и так мне жить тошнехонько;
Покидает любить меня сердечный друг,
Сама не знаю, не ведаю за что.
Чем я своего голубчика прогневала?
Или тем, что я верна была?
Или тем, что я люблю тебя?
Не лукава была, не насмешлива?
Знаю, батюшка, знаю, жизнь моя,
Что можешь найти лучше меня, –
А верней меня не сыскать тебе.
- Лирические песни Верхней Волги Истоки русской лирической песни уходят в древность. Уже в начале первого тысячелетия нашей эры греческие, римские и арабские историки с восторгом писали о славянских песнях, а самих славян называли “песнелюбцами”. Историки музыки утверждают, что уже на ранних этапах своего развития славянские песни оказывали влияние на музыку соседних народов и становились фактором мировой музыкальной культуры. При […]...
- Любовные лирические песни фольклор (Детские народные сказки) Обширны группы песен, не связанных ни с обрядом, ни с пляской, – это лирические песни, медленные, протяжные, песни-раздумья, песни-сетования. У этих песен свой стиль, свои иносказания, свои приемы рассказа. Легко обмануться в смысле этих песен, если не знать их особого поэтического языка. Снежки белые пушисты Принакрыли все поля, Одного-то не покрыли – Горя лютого мово. […]...
- Идейно-художественное своеобразие “Песни о Буревестнике” и “Песни о Соколе” Идейно-художественное своеобразие “Песни о Буревестнике” и “Песни о Соколе” Жанр произведений определен как песня. Это указывает на их лиро-эпический характер. Однако обе песни обладают другими жанровыми признаками – в них присутствуют черты притчи. Большое распространение получили в революционную эпоху, явились своего рода “гимнами революции”. Романтизм: А) Концепция главного героя: противопоставление сильной личности и общества (Буревестник […]...
- Исторические песни и былины. Сходства и различия Черты сходства: – изображают события, которые сохранились в памяти народа; – почти отсутствует рифма, то есть и былина, и народная песня исполняются речитативом; -общие художественные средства (повторения, сравнения, постоянные эпитеты). Различия: Былины: -сказочный сюжет (это связано с тем, что события, изображенные в былине, почти стерлись в памяти людей); -достаточно большой объем; – герои – лирические […]...
- Есть ли у вас любимые песни? Это песни Якушевой Принято считать, что движение авторской песни – это наше отечественное явление, которое возникло в 50-е годы, когда на фоне тотального вранья и лицемерия, возведенного в государственную политику, появилась настоятельная необходимость в глотке свежего воздуха, свободы, правды. Но авторская песня – явление общемировое и возникло тысячи лет тому назад. Необходимость в подобных уточнениях в том, чтобы […]...
- Лирические отступления в “Евгении Онегине” А. С. Пушкина и “Мертвых душах” Н. В. Гоголя “Обилие” лирических отступлений в столь важных, возможно центральных, произведениях двух писателей – Пушкина и Гоголя – объясняется и многими общими чертами, и некоторыми различиями. Попробуем же проследить эту схожесть и отличия и понять место лирических отступлений в каждом из произведений. Возможность лирических отступлений заявлена и Пушкиным, и Гоголем в жанре. “Евгений Онегин” – это не […]...
- Лирические жанры ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ Лирические жанры 1. Ода – жанр, воспевающий обычно какое-либо важное историческое событие, лицо или явление (напр., ода А. С. Пушкина “Вольность”, ода “На день восшествия…” М. В. Ломоносова). Истоки жанра восходят к античности (напр., оды Горация). Особое развитие получила в классицизме. 2. Песня – может выступать и как эпический, и как лирический жанр. […]...
- КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ Колыбельные песни пели маленьким детям взрослые – матери, бабушки, старшие сестры. Эти песни проникнуты любовью, лаской и нежностью. В них много уменьшительно-ласкательных слов: “гуленьки”, “люленьки”, “кашка”, “Катюшенька”. Ритм и мелодия таких песен всегда спокойные, немного однообразные. * * * Бай, бай, бай, люленьки, Прилетели гуленьки. Прилетели гуленьки, Сели возле люленьки. Стали гули ворковать: […]...
- Лирические отступления и их роль по поэме Мертвые души (Гоголь Н. В.) Николай Васильевич Гоголь – русский прозаик, драматург, поэт, критик, публицист, признанный одним из классиков русской литературы. В 1842 году поэт издает первый том поэмы “Мертвые души”, сюжет которой был подсказан Александром Сергеевичем Пушкиным. Изначально поэма была задумана как трехтомное произведение, однако готовый второй том был практически уничтожен писателем, сохранились лишь несколько глав черновиках, а третий […]...
- Лотреамон (1846-1870) – Песни Мальдорора – Отрывок из песни IV На мне короста грязи. Меня заели вши. Свиньи блюют при взгляде на Меня. Кожа моя поражена проказою и покрыта струпьями; она лопается и гноится. Не касается ее влага речная, не орошает ее влага небесная. На темени моем, словно на навозной куче, вырос огромный поганый гриб. Четыре столетия восседаю я в полной неподвижности на давно утратившем […]...
- Сочинение на тему: СТИХИ И ПЕСНИ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ “Катюша” – в этой песне поднимается тема верности и взаимной поддержки во время войны. “Враги сожгли родную хату” – тема трагических невосполнимых потерь во время войны. “Песенка о пехоте” – тема высокого призвания мужчины защищать свою землю. “Белоруский вокзал” – победа была оплачена всеми, она свершилась, потому что было желание всех, люди желали одного для […]...
- Анализ народной лирической песни “Не бушуйте, не бушуйте, ветры буйные…” Лирическая песня “не бушуйте, не бушуйте, ветры буйные…” затронула мою душу. Она исполняется от лица скорбящей невесты, которую отверг и покинул “сердечный друг”. В песне героиня раскрывает свои чувства. Этому помогает композиция произведения – монолог. Песнь начинается обращением лирической героини к “ветрам буйным”. Она говорит о них, как о живых существах (“не бушуйте, не бушуйте, […]...
- Лирические “сказки” Золя Нельзя не признать, что “Сказки Нинон” имеют свое поэтическое очарование и свой удельный вес в эволюции писателя. Художественная неравноценность, различие жанровых оттенков, порой идейная и формальная беспомощность,- все это сглаживается и в какой-то мере искупается необычайно искренним и смелым лиризмом, позволяющим заглянуть в мысли автора, увидеть юношу, лихорадочно ищущего дорогу в жизни и в искусстве, […]...
- Определение: Что такое Обрядовые песни? Фольклор всегда был неотъемлемой частью жизни любого народа. В нем выражались его настроения, отношения к жизни и окружающей действительности. Особенностью русского фольклора было его особое содержание и тональность. Эта мелодика выражалась в песнях, которые были посвящены различным праздникам в жизни русского человека. Такие произведения становились основой для показа исторических событий, национальных традиций и выражением самосознания […]...
- Исторические песни как жанр устного народного творчества (1) Всем известна покоряющая сила русских народных песен. Они обладают свойством не только проникать глубоко в душу, но и вызывать сопереживание. Этот чудесный жанр фольклора стал неотъемлемой частью нашей жизни, он подтвердил свое право на существование, пройдя Длительное испытание временем. Исторические народные песни ценны тем, что в них нашли отражение реальные события прошлых лет. Передаваясь из […]...
- Сравните “Бородино” Лермонтова и текст песни “Моя Москва” Сравните “Бородино” Лермонтова и текст песни “Моя Москва”. Сравните “Бородино” Лермонтова и текст песни “Моя Москва”. Определите общую тему и то, как она выражена в каждом произведении. Оба стихотворения написаны о войне, причем войне Отечественной. Они говорят о защите Родины ее сыновьями-солдатами. И хотя первое стихотворение говорит о войне 1812 года, а во втором речь […]...
- Лирические отступления и их роль в повествовании Роман в стихах А. С. Пушкина “Евгений Онегин” писался семь лет (1823-1830). Это плод “незрелых и увядших лет, ума холодных наблюдений и сердца горестных замет”. Для меня А. С. Пушкин – Человек с большой буквы. Его произведения никогда не будут старомодны. Они интересны как пласты истории и культуры России. Особое место в творчестве А. С. […]...
- Лирические отступления в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин” “Я пишу не роман, а роман в стихах – дьявольская разница”, – так сообщал А. С.Пушкин о начале работы над “Евгением Онегиным”, подчеркивая его нетрадиционность. В восьмой главе автор называет свой роман “свободным”. Это свобода – это прежде всего, непринужденная беседа с читателем с помощью лирических отступлений, выражение мыслей авторского “Я”. Лирическое отступление – это […]...
- Сочинение: Русь в романе “Мертвые души”. Лирические отступления в поэме Эпиграфом к работе над темой выбираем слова А. И. Герцена : За мертвыми душами – души живые”. Анализ начинаем с уточнения тематики лирических отступлений. Каждая группа учащихся выделит в “своих” главах лирические отступления и сформулирует их темы. Лирические отступления – неотъемлемая часть всего содержания поэмы и важнейшая особенность композиции. В ходе работы над “Мертвыми душами” […]...
- Cочинение на тему Народные песни Народные песни являются превосходным свидетельством огромного таланта людей, которые проживают на определенной территории. Они отражают исторические события, содержимое легенд и сказок. Такое творчество содержит огромную внутреннюю силу, свойственную гражданам государства, которые их сочинили. Подобные произведения не умеют возраста и пользуются огромной популярностью. Их исполняют со сцены во время больших праздников и затягивают в финале посиделок […]...
- Лирические стихотворения о мужестве Твардовского Среди поэтов XX века особое место занимает А. Т. Твардовский. Его лирика привлекает не только образной точностью, мастерством слова, но и широтой тематики, важностью и непреходящей актуальностью поднимаемых вопросов. В поэме “За далью – даль” (1953-1960) Твардовский писал: Нет, жизнь меня не обделила, Добром своим не обошла. Всего с лихвой дано мне было В дорогу […]...
- Читая лирические отступления в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души” В лирических отступлениях, как и во всей поэме, Гоголь прежде всего предстает как писатель-реалист, поприще которого горько и сурово, ибо он всегда в ответе перед судом народа. Обращаясь к творчеству Гоголя, Белинский подтвердил то, о чем говорил сам художник в своих отступлениях. Критик писал: “Преобладающий характер его сочинений – отрицание; всякое отрицание, чтобы быть живым […]...
- Гоголь, Мертвые души. Сравните лирические отступления романа Пушкина и поэмы Гоголя. Что их сближает и что различает? Выберите главу, посвященную одному из помещиков, и объясните, какую роль играют в ней пейзажные описания. Пейзажные описания в главах о помещиках свидетельствуют о состоянии имения, а также о характере и привычках владельца. В ответе на предыдущий вопрос мы говорили о стиле хозяйствования Коробочки – незатейливом, не следующем моде, но основательном и крепком для среднего по […]...
- Древнейшее упоминание о песни, восхваляющей Роланда “Песнь о Роланде” – древнейший памятник французского героического эпоса, дошедший до нас в относительно законченном виде. Известны девять различных списков “Песни”, из которых наиболее древним и законченным является так называемый Оксфордский список, именуемый так по месту, где он был найден (Оксфордская библиотека). Оксфордская рукопись, считающаяся наиболее полной – сплошной стихотворный текст, не разбитый на отдельные […]...
- Обрядовые песни народа весеннего – гимн природе, жизни и радости Тяжело переоценить значение песни в жизни наших пращуров. Разные по стилю и темам, назначением и настроениям, песни не покидали давних украинцев в продолжение всего года. Умение петь считалось чрезвычайно важным. Давние украинцы верили, что человек, который хорошо поет, является искренним и открытым, ему можно доверять. Песни имели не только развлекательное значение, но и магическое содержание. […]...
- Летописный источник “Песни о Вещем Олеге” А. С. Пушкина Летописный источник “Песни о Вещем Олеге” А. С. Пушкина Летописный источник “Песни о Вещем Олеге” А. С. Пушкина 1. Знаменитый памятник древнерусской литературы. 2. Основа баллады А. С. Пушкина. 3. История героя и страны. “Повесть временных лет” – знаменитый памятник древнерусской литературы. Она представляет собой летописный свод, рассказывающий об истории страны, обо всем, что происходило […]...
- Роль песни “Не шуми, мати зеленая дубрава..” в повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка” “Капитанская дочка” – глубоко народное произведение. Пушкин провел огромную работу по поиску материала для написания повести: читал архивные материалы, общался с очевидцами пугачевского восстания, собирал народные песни, пословицы, поговорки. Поэтому повесть можно назвать исторической и близкой к простым русским людям. Почти все эпиграфы к главам взяты из народного творчества. Особое место в произведении занимает “заунывная […]...
- Лирические отступления в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души” Лирическое отступление – внесюжетный элемент произведения; композиционно-стилистический прием, заключающийся в отступлении автора от непосредственного сюжетного повествования; авторское рассуждение, размышление, высказывание, выражающее отношение к изображаемому или имеющее к нему косвенное отношение. Лирически отступления в поэме Гоголя “Мертвые души” вносят живительное, освежающее начало, оттеняют содержание возникающих перед читателем картин жизни, раскрывают идею. Тематика лирических отступлений разнообразна. “О […]...
- “Счастье есть дело судьбы, ума и характера.” Н. М. Карамзин. (В. С. Высоцкий. Стихи и песни.) Сочинения о Высоцком писать легко, потому что его песни знают в России все. Не надо стараться следовать тексту написанных в этой книге образцов. Просто вспоминаете какую-нибудь песню, отрывок из песни и объясняете, чем она вам нравится. Например, та же: “Охота на волков”. Каждый сможет пояснить в своем сочинении, что эта песня не о волках, а […]...
- “Счастье не в счастье, а в его достижении…” Ф. М. Достоевский. (По произведениям русской литературы. – Б. Ш. Окуджава. Стихи и песни.) Счастье человека – в делах его. И в его последователях. Именно они продолжают стремления своего наставника. Очень многие поэты, писатели всегда будут благодарны Булату Окуджаве за помощь. Он помогал талантливым, но не умеющим пробиться сквозь цензуру того времени. Юнна Мориц, Мария Романушко, многие другие получали от него не только дружескую поддержу, но и материальную помощь. […]...
- РАЙОННЫЙ КОНКУРС “ВОЕННОЙ ПЕСНИ НЕГАСИМЫЙ СВЕТ” Война… Слово, несущее за собой трагедию и разрушения. Миллионы людей погибли из-за этого ужасного события. Миллионы семей потеряли своих близких на войне. Мы должны быть благодарны нашим прадедам и прабабушкам за их отвагу, за то, что благодаря им, мы можем жить свободно… В преддверии праздника Победы в Центре детского и юношеского творчества Горняцкого района был […]...
- Основная идея “Песни о вещем Олеге” Александра Пушкина Каждого поэта на протяжении жизни, а особенно в зрелые годы волнует тема исторического прошлого своей страны, своего народа. Поэзия для Пушкина всегда была искусством, высшим проявлением творческого духа. Обязательным условием творческой деятельности он считал свободу творчества, независимость личности поэта. В “Песни о вещем Олеге” между героем и судьбой существует некоторое пространство, которое оставляет возможность выбора, […]...
- Краткое содержание: Осенние песни Осенние песни Среди обрядовых песен, посвященных временам года, есть и осенние песни. Осень, как известно, – пора для сбора урожая и “подведения итогов” изобилию, которое подарила им щедрая природа. Соответствующие обряды и песни исполнялись в день, когда заканчивалась уборка хлеба. Тогда люди “завивали бороды”, то есть последнюю горсть стеблей завязывали веночком. Таким образом, верили люди, […]...
- Лирические отступления в романе “Мертвые души” диалог о дисгармонии мира В одиннадцатой главе романа “Мервые души” автор знакомит нас с биографией героя. Такое необычное построение книги имело свои основания. Сама по себе необычность дела, которым занимается Чичиков, побуждала автора до поры до времени не раскрывать тайну его происхождения. Избранная Гоголем композиционная структура толкала его к тому, чтобы вывести биографию Чичикова за рамки сюжета, ибо прошлое […]...
- Лирические повести Пришвина “Родники Берендея”, первая часть “Календаря природы” (1925 – 1935), посвящены самому светлому и поэтическому времени года – весне, их главным героем является “сама земля”. На фоне лирических весенних пейзажей запечатлены события личной жизни писателя, представлена окружающая действительность. Эта книга, как и многие другие, создана на основе дневников писателя, которые он вел на протяжении почти всей […]...
- Роль песни в пьесе Ивана Котляровского “Наталка Полтавка” Основным источником идейно-тематического направления новой драматургии, ее поэтики было устное народное творчество. Из всех фольклорных жанров И. Котляревскому наисильнее прислужилась народная песня, так как нет такого значительного события в жизни народа, нет такого человеческого чувства, которое не было бы отображено в украинской песне. Народная песня как элемент художественной структуры входила в украинскую драматургию еще до […]...
- Своеобразие и уникальность “Песни про царя Ивана Васильевича…” Первой поэмой, которую Лермонтов решился опубликовать, явилась “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”. Поэма является стилизацией русского фольклора в большой эпической форме. По жанру и художественному своеобразию она оказалась единственной в своем роде и не получила продолжения ни в творчестве ее автора, ни у других поэтов. Не было у “Песни…” […]...
- Искренние песни Булата Окуджавы Среди песен Булата Окуджавы есть песни особенно задушевные и искренние. Они посвящены прекрасному чувству дружбы и единения. Слова из “Старинной студенческой песни”;: “возьмемся за руки, друзья”; – стали крылатыми. Они стали нужны людям не для борьбы с противником, а просто для того, чтобы достойно пройти свой жизненный путь, успев при этом ощутить единство с людьми […]...
- “Импровизатор любовной песни” или “Безбожники мерзавец”? Ушла в прошлое эпоха мрачного средневековья с ее суровым аскетизмом и воинствующей религиозностью. Обычаи и предрассудки средневековья еще живы, но духовный облик людей, психологический климат общества коренным образом меняется. В наиболее передовых представителях своего времени, освободившихся от строгих религиозных запретов, проснулись вольные страсти. Они радостно принимают жизнь, безоглядно предаются наслаждениям, абсолютно раскрепощаются морально. Правда, индивидуалистическое […]...
- Песни возникновение колядок фольклор (Детские народные сказки) Несказанно прекрасен мир бытовой народной песни. Песни разнообразны, как труд людей, их обычаи и обряды. “У нас народ, – писал Н. А. Добролюбов, – сопровождает пением все торжественные случаи своей жизни, всякое дело, всякое веселье и печаль”. Бытовые песни можно разделить на несколько групп. Обширна группа календарных песен – их пели в определенные дни года, […]...