Лирические герои в поэзии А. А. Блока

Имя А. А. Блока тесно связано с символизмом. Это литературное течение, придя в Россию из Западной Европы на рубеже XIX и XX веков, обогатившись достижениями русской стихотворной традиции, дало литературе множество замечательных произведений, среди которых поэзия Блока. Образы, созданные им, занимают в нем особое место.

Своеобразие поэта во многом уже проявилось в первые годы его творчества. Характерно в этом отношении стихотворение “Фабрика”. С одной стороны, обращение поэта-символиста к реальности, к социальной тематике уже говорит

само за себя. Но, с другой стороны, символическая философия, понимание своего места в жизни также весьма показательны.

В стихотворении три главных образа: собравшиеся у ворот люди, “недвижный кто-то, черный кто-то”, считающий пришедших, и, наконец, лирический герой, говорящий: “Я вижу все с моей вершины…” Быть на вершине – это как бы исходная точка творчества самого поэта, из которой он шел вместе со своим лирическим героем к реализму.

Ранние стихотворения Блока пронизаны образом Прекрасной Дамы. Его раскрытию и постижению поэт посвятил целую книгу. Перед читателем открывается особый мир

влюбленного человека, влюбленного поэта.

Этот цикл был посвящен Любови Дмитриевне Менделеевой, жене поэта. Поэт преклоняется перед идеалом красоты и женственности и ощущает себя рыцарем, отдающим жизнь служению своей Даме. В стихотворении “Вхожу я в темные храмы…”, поводом для создания которого стала встреча в Исаакиевском соборе Блока с Л. Д. Менделеевой, перед лирическим героем появляется образ, который сравним с пушкинской Мадонной.

Это “чистейшей прелести чистейший образец”. Лирический герой этого периода творчества Блока – романтик, для которого любовь является высшей ценностью.

Образ-символ получил другое освещение в стихотворении, ставшем символом самого поэта, – “Незнакомка”. Тема этого стихотворения может быть выражена следующей фразой: идеал, потребность красоты приходит в соприкосновение с отталкивающей реальностью. Эту двойственность поэт отразил и в композиции произведения: оно делится на две части. Первая часть пронизана настроением ожидания “друга единственного” –

Мечты, идеального образа Незнакомки. Но место встречи с ней – трактир. Умело нагнетая описанием пейзажа, использованием звукового ряда ощущение пошлости происходящего, автор мотивирует состояние лирического героя. Появление Незнакомки во второй части на время преображает действительность для героя, что в художественном плане выражается в перемене всех оценочных эпитетов, образов природы на противоположные.

Они как бы освещены с другой стороны. Итог же – возврат в реальный мир, невозможность спрятаться в забытьи. Единственное возможное – продлевать его: “Ты право, пьяное чудовище, Я знаю – истина в вине”.

В этом стихотворении проявляется тонкий психологизм в раскрытии образа лирического героя, смена его состояний очень важна для Блока.

Разработка подобных образов в малой стихотворной форме все же не давала возможности полно раскрыть их внутренний мир, эволюцию во времени. Это удалось сделать в поэме “Соловьиный сад”. Основа сюжета этого произведения – неизбежность возврата лирического героя из мира сладких грез и любви в реальность. Герой обретает новый, общечеловеческий статус.

Так, многие образы поэмы имеют библейские корни. На осле ехал Иисус, чтобы указать праведный путь, истину. Хозяйка сада – это Ева. Сад и остальной мир разделены только оградой, но, войдя в него, лирический герой теряет свое место в той жизни, куда он потом неизбежно должен вернуться.

В поэме решаются философские проблемы: выбора жизненного пути, любви. Герой обогащен новым знанием, но он и опустошен беззаботным счастьем.

Образ опустошенного жизнью, с нелегкой судьбой человека появляется в стихотворении “О доблестях, о подвигах, о славе”. Это стихотворение автобиографично. Незадолго до написания этого стихотворения Блока покинула жена.

Поэтому становится ясна неразрывная связь лирического героя с самим поэтом.

В каждом стихотворении образ героя несет не только конкретную лирическую нагрузку, но и становится провозвестником общечеловеческих идей, вечных ценностей. Но Блок не уходит и от конкретных, реальных событий. В синтезе реального и идеального, в отражении внутреннего мира поэта во всей его глубине и состоит сущность лирического героя.

Он полностью отразил эволюцию поэта, при этом сам многократно изменяясь.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Лирические герои в поэзии А. А. Блока