Лирическая драма И. Франко «Увядшие листья» — это поэтический шедевр
Среди титанов духа украинского народа, столпов его национальной культуры одно из главных мест по праву занимает великий писатель Иван Яковлевич Франко. Безудержная жажда художника охватить и познать мир во всех его проявлениях побуждала неутомимого правдолюба к постоянному поиску, результатом которого стали уникальные по силе и философской глубине статьи, исследования, литературные произведения. Однако чуть ли не более всего ценим мы Франко как выдающегося украинского поэта. Как пламенный патриот, непокоренный борец за свободу и счастье
Гражданская лирика Франко страстная и образная.
В хрестоматийных «Каменщиках» автор аллегорически изображает бесстрашных и бескомпромиссных поборников правды и продвижения. Среди них — лирический герой и тысячи его соратников, которые не боятся изнурительного, однообразного труда. Они твердо убеждены, что их подвиг не минет бесследно, а послужит потомкам: «И все мы верили, что своими руками разобьем скалу, раздробим гранит… и за нами Придет новая жизнь, добро новое в мир». Франко считает, что
Поэт верит, что дух, «что тело рвет к бою», разбивает кандалы невежества и покорности. Такое же предчувствие «счастливого изменения» пронизывает поэзию «Гремит».
Франко тонко воспроизводит ту «роскошную дрожь» в природе и «тайную дрожь» среди людей, которые ожидают «благодатной волны», что «человечество, языков красная весна, обновит». В стихотворении «Не покидай меня, жгучая боль» звучат мотивы, близкие к Шевченковым. Бессмертный Кобзарь в поэзии «Проходят дни, проходят ночи» умоляет свою судьбу, чтобы не давала ему успокоиться. А его духовный последователь Каменщик в своем произведении «Не покидай меня, жгучая боль» просит, чтобы «тяжелая дума-мука» не оставляла его сердце, преисполненное страданием за своих соотечественников: «Не дай живому в гроб класться Не дай подумать ни на минуту О собственной радости и о собственном счастье».
У поэта заострено гражданское чувство — не только взрыв эмоций, но и осознание всей сложности достижения поставленной цели. Он понимает, что проторять путь для продвижения можно лишь честными и чистыми руками, которые не боятся никакой работы. Поэтому тема труда прозрачно звучит в «Каменщиках» и в поэзиях «Не покидай меня, жгучая боль», «Земля, моя всеплодющая мать».
Певец роскошной красоты родной земли, Франко, болеет ее болями и радуется ее радостями. Он стремится, чтобы народ Украины был счастливым и свободным, потому считает, что любовь к Отчизне не исключает переживания за страдающий люд, который «гнетут оковы», а делает борьбу за социальную справедливость обязанностью для каждого настоящего патриота: «Нет, кто не любит всех братьев Как солнце Божье, всех равно, Тот искренне полюбить не умел Тебя, любимая Украина!».
Остро выступает Франко против фальшивого псевдопатриотизма в стихотворении «Седоглавому». Эта поэзия построена на саркастически окрашенных антитезах, обращенных к украинофилам. Поэтому все произведение — как натянутая струна, как полет битвы противоположностей, которые подчеркивают глубину безмерной любви поэта к Матушке-Украине: «Ты любишь в ней князей Гетьмання, почитание, — Мне же болит ее извечное страдание».
Любовь Франко к Отчизне — активная, действующая, бурная и неугасающая. Поэтому в стихотворении «Декадент» поэт больше удивляется, чем возмущается, протестуя против обвинения в декадентстве. Сборник «Увядшие листья» подарил немало совершенных образцов любовной лирики.
Стихотворения часто преисполнены печалью безответной любви. Лирический герой поэзии «Чего являешься мне во сне?» переживает глубокую душевную драму.
В ней, как в зеркале, отразились все самые тончайшие личные порывы души поэта. И мы понимаем, что эту лирическую драму пережил не какой-то выдуманный юноша, дневник которого якобы попал в руки автора, а сам Франко. «Из самого сердца драма», — пишет поэт. Композиция драмы глубоко лирическая, а ее стихи — это «пучки» увядшей листвы. Герой всех песен вроде берет и разрывает пучок за пучком, разбрасывает увядшие листья и они, подхваченные ветром любви, исчезают навсегда. «…с ветром, увядшие листочки, развивайтесь, как тихое дыхание» — слышим мы в одной из песен.
Мы знакомимся с нашим героем узнаем о его безответной любви. Он искренне полюбил девушку, но стесняется сказать ей о своей любви и очень от этого страдает. Лишь раз он разговаривал в любимой и говорил ей какие-то не значительные слова, стесняясь сказать о своих чувствах.
Юноша обожает любимую девушку и поэтому теряет душевное равновесие. И в конце, когда герой встречает любовь с другим, он не верит этому, а считает, что все привиделось ему. Далее герой рассказывает легенду, как карета выехала на лед Сяна и утонула. И никто не знал, что это была за карета и люди в ней, никто потом о них не спросил.
Эту легенду юноша сравнивает с первой их встречей, говоря, «что с сон, Надсянский легенда». В песнях герой становится все более скептическим. Он почти не надеется на взаимность.
Далее он полностью разочарован в себе, юноша решает продать душу дьяволу. Всего «за один ее поцелуй». Но черт в образе маклера смеется над ним и не принимает его душу, ибо знает, что душа героя уже и так принадлежит ему. И опустошенный душевно, лишенный свободы, герой углубляется в себя.
Это, наконец, приводит его к роковому решению и он погибает. И. Франко считал своего героя душевно неуравновешенным, а его историю — поучительной, хотя и нелепой. Поэтому предисловие к первому изданию Франко закончил словами Гете: «Будь мужественным человеком и не иди по моим стопам.
Однако песни «Увядших листьев» удивительно нежные, с широкой гаммой чувств, раскрывающие самые тайные уголки человеческой души. Они вызывают большое сочувствие к герою. Трудно найти в мировой литературе более волнующий поэтический рассказ о страданиях человеческой души, израненной неурядицами и несчастливой любовью, как сборник «Увядшие листья». «Это такие легкие, нежные стихи, с такой широкой гаммой чувств пониманием души человеческой, что, читая их, не знаешь, кому отдать предпочтение: поэту борьбы, или поэту-лирику, певцу любви и настроений», — писал М. Коцюбинский.
Личные переживания лирического героя, его чистую, любовь поэт вознес на несравнимую высоту духовной красоты. Личное, нежное переает он трогательными словами, задевая струны в сердцах всех, кто любил и страдал:
«Как услышишь ночью, край своего окна, Что кто-то плачет и всхлипывает тяжело, не тревожься вовсе, Не смотри в ту сторону, моя птичка. Это не та сирота, что без мамы блуждает, Не голодный нищий, моя звездочка. Это разлука моя неутешительная тоска, Это любовь моя плачет так горько».
Свою любовную лирику, эти волнующие, написанные кровью сердца строки Иван Франко наполнил не только «сокровищем богатым» своего чувства, но и всем тем, что есть в нашем языке нежного, самого сердечного.
Прекрасная девушка, которая пробудила юношеское сердце для любви, не отвечает ему взаимностью и только во сне обращает на него «замечательные глаза те ясные, грустные, словно колодца дно студеное». Из тоскливых вопросов, обращенных к любимой, соткано поэтическое полотно стихотворения «Ой ты, дивчина…». Его герой пытается раскрыть тайну глаз чудесных, сладких уст и волнующей улыбки своей музы.
Но он бессилен перед фатумом, который не влил в сердце девушки любовного напитка в ответ. Поэтому автор лишь отчаянно выкрикивает: «Ой ты, дивчина… Ты мои радости, ты мое горе!
Тебя покидая, любить должен, Тебя любя, потеряю душу». Но поэт, даже страдая, не пытается вырваться из плена чувств, а лишь прислушивается к голосу своего сердца, выливая на бумагу любовь. И она касается души, очищая и облагораживая ее.
Священную миссию художника Иван Франко с достоинством пронес через всю свою жизнь. Поэтому разноцветная и многоликая лирика Каменщика продолжает нести свет правды и добра уже не одному поколению украинцев, утверждая идеалы благородной человечности в их умах, открывая в жаждущих сердцах источники вечной и мудрой любви.