“Личность поэта, так полно и ярко отразившаяся в этой поэме, везде является такою прекрасною, такою гуманною…” (В. Г. Белинский) (по роману А. С. Пушкина “Евгений Онегин”)

Роман Пушкина в стихах “Евгений Онегин” – это срез современной автору эпохи. Подобных произведений до этого не знала русская литература. Пушкин был первым, кто проницательно разглядел черту, которой было суждено развитие в русском обществе: одиночество каждого, кто, так или иначе, возвышается над средним уровнем.
Автор “Евгения Онегина” проследил истоки этого явления: поверхностное воспитание, беспорядочное подражание европейской культуре, условность дворянского уклада жизни, отсутствие духовных и общественных интересов.

/> Две фигуры на протяжении всего романа полностью занимают поле читательского внимания и интереса: Онегин и Татьяна. Но есть и еще один важный персонаж. По своему значению он далеко превосходит и Онегина, и Татьяну.

Это лицо – сам автор. Он выступает рядом с героями не только как рассказчик, но и как действующее лицо романа.
Автор – друг Онегина, с которым познакомился и подружился в Петербурге. Он любит Татьяну, “свято бережет” ее письмо Онегину. У него “на случай сохранились” стихи Ленского “Куда, куда вы удалились”.
Если рассмотреть всю лирику Пушкина и его переписку, то даже

из этого источника мы узнаем о Пушкине-человеке меньше, чем из строф “Евгения Онегина”. Об этом позаботился сам поэт. Он тщательно выкристаллизовал себя самого в законченный образ, имеющий самостоятельное художественное значение.

Перед читателем возникает общительный собеседник, заинтересованный в доверии читателя и сам безоглядно доверяющий ему.
В начале работы над романом, в письме к своему другу Дельвигу в ноябре 1823 года, Пушкин признавался: “Пишу теперь новую поэму, в которой забалтываюсь донельзя”.
Все проникновенней и свободней говорит Пушкин от первого лица. Форма и темы его обращений к читателю разнообразны – от невзначай подвернувшейся, непритязательной шутки, вроде:
Читатель ждет уж рифмы розы;
На, вот возьми ее скорей!
Вплоть до горестного раздумья о том, как могла бы сложиться так рано оборванная жизнь Ленского:
Быть может, он для блага мира
Иль хоть для славы был рожден;
Его умолкнувшая лира
Гремучий, непрерывный звон
В веках поднять могла…
В романе автор размышляет на разные темы: от плачевного состояния русских дорог до творческой биографии музы в начале восьмой главы. Каждое новое вступление Пушкина радует, восхищает и поражает. И, в конце концов, читатель все же остается неудовлетворенным: он не насытился общением с этим собеседником!
Пушкин изменчив и прихотлив. На первый взгляд, все в нем зыбко и неустойчиво. Мгновенные чувства возникают, как тени от облаков.

Может быть, и впрямь они не глубоки? Может быть, и впрямь он легкомыслен, скользит мимо жизни?
В первой же главе перед нами предстают два разных Пушкина. Один из них – светский и пустой малый, петербуржец до мозга костей. Так же, как его герой, он был искусен в “науке страсти нежной”, был поклонником дамских ножек, за что и услышал много лет спустя сердитую отповедь Писарева.
Но немедленно в следующей строфе вырастает Пушкин совершенно преобразившийся – на юге, на черноморском берегу:
Я помню море пред грозою;
Как я завидовал волнам,
Бегущим бурной чередою
С любовью лечь к ее ногам!
Это другая страсть, другое отношение к любимой женщине, иной интонацией окрашенная речь. Чтобы осветить ее, понадобились грозовые всполохи, а не свечи петербургской бальной залы. И под ноги любимой брошен скалистый берег Крыма, а не зеркальный паркет.
Противоречивое скольжение авторского образа тяготеет в дальнейшем к иронии, к простодушной насмешке:
В ту пору мне казались нужны
Пустыни, волн края жемчужны,
И моря шум, и груды скал,
И гордой девы идеал…
…Иные мне нужны картины:
Люблю песчаный косогор,
Перед избушкой две рябины…
Это честное прощание с молодостью. В пушкинском признании можно угадать и горечь, но все же это манифест художника, который до конца проделал путь от романтизма к реализму.
В отдельных замечаниях, щедро “разбросанных” в романе, отражены интересы Пушкина, его свободолюбие, патриотизм. Как бы рассказывая о своих друзьях и знакомых, автор не является равнодушным и спокойным наблюдателем. Он смело выражает свое мнение по поводу государственных и общественно-политических дел.
Пушкин в очередной раз доказал свое мастерство, сумев “между строф” показать не только жизнь героев романа, но и собственные взгляды на многие спорные явления современной ему эпохи.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

“Личность поэта, так полно и ярко отразившаяся в этой поэме, везде является такою прекрасною, такою гуманною…” (В. Г. Белинский) (по роману А. С. Пушкина “Евгений Онегин”)