Личность и государство в творчестве (Пушкин А. С.)



А. С. Пушкин – великий русский поэт и писатель. Его произведения отражают идеи, остающиеся актуальными и в наше время. Одно из них – “Медный всадник”, написанное в 1833 году; автор раскрывает тему взаимоотношений государства и личности, власти и простых людей, чьи цели и желания часто различаются.

Главный герой поэмы – Евгений, бедный молодой чиновник, олицетворяющий народ.

Ему не нужны высокие чины или веселое времяпрепровождение. Он мечтает о счастливой жизни в собственном доме, в окружении детей и своей возлюбленной Параши:

“Уж кое-как себе устрою//Приют смиренный и простой//И в нем Парашу успокою…”, “…Параше//Препоручу семейство наше//И воспитание ребят…”

Евгению противопоставлен образ Петра, волевого правителя России. Думая об основании города, “прорубившего окно в Европу”, властитель забывает об обычных людях: там, где прежде были “пустынные волны”, “чернели избы” и “лес… кругом шумел”, теперь “громады стройные теснятся” и “корабли… к богатым пристаням стремятся”. “Великие думы” Петра противоположны простым мыслям народа: “…служит он всего два года,//Он

также думал, что погода//Не унималась…”

Создание Петербурга было противоестественным по отношению к природе и людям, на чьих костях был возведен город. Возмездие пришло в виде ужасного наводнения, деятельности грозной стихии, которую автор сравнивает с народным восстанием: “Так злодей,//С свирепой шайкою своей//В село ворвавшись, ломит, режет,//Крушит и грабит…” Во время катастрофы Евгений теряет любимую, обвиняя в своем горе того, по чьей воле был возведен злополучный город: “Добро, строитель чудотворный!-//Шепнул он, злобно задрожав,-//Ужо тебе!..” Это был бунт “маленького человека”, хоть и подавленный гневом на “лице грозного царя”, но являющийся предостережением для правителей, управляющих судьбами людей. Ведь благополучное и непоколебимое государство невозможно, если его подданные игнорируются.

Гнев народа, как волны наводнения, неудержим и разрушителен.

Итак, Пушкин видел неизбежность конфликта народа с правителями, зло, приносимое государственной машиной людям. Но протесты, обвиняющие вершителей судеб в равнодушии к человеку, подобные бунту Евгения, будут подавляться. Поэтому такие выступления останутся бесполезными и бессмысленными, пока будет существовать власть.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Личность и государство в творчестве (Пушкин А. С.)