Либерально-просветительская тенденция мировоззрения Герцена
Еще в конце 1830-х годов, вернувшись из ссылки и сблизившись с Белинским, Герцен раньше его понял, что “философия Гегеля алгебра революции”, что она “не оставляет камня на камне от мира христианского, от мира преданий,, переживших себя”. Герцен и Белинский в своих столкновениях и спорах вместе проходили тогда трудный и сложный путь преодоления объективного идеализма, дававшего обоснование их ранним романтическим взглядам, и формирования материалистического мировоззрения.
Герцен развил материалистическое понимание природы и
“Герцен вплотную подошел к диалектическому материализму и остановился перед историческим материализмом”3. Но в осознании проблем материалистического объяснения общественной жизни и борьбы он уступал Белинскому, для которого при его темпераменте трибуна и борца, при его последовательно демократических взглядах эти проблемы
До самого своего отъезда за границу “он иг видел революционного народа и не мог верить в него”.
В решении этого вопроса Герцен был близок к Белинскому. Он читал, что Россия не может отказываться от передовых форм общественной жизни западноевропейских стран, что русские могут принять и усвоить” эти “формы”, “вовсе не теряя своего характера”.
Герцен ставит вопрос о положении основных классов французского общества – буржуазии и пролетариата. Он клеймит буржуазию за то, что ее нравственность основана “на арифметике, на силе денег, на любви к порядку”, что она “принесла идеи на Жертву выгодам”. “Порядочных людей” Герцен видит в “работниках”, “блузниках”, у которых не все продажно.
В некоторых статьях Герцен пытался применить к явлениям Социальной жизни свои материалистические взгляды, взять за основу исторической жизни сложный переплет общественных отношений. Подобно Белинскому, он проявлял при этом большой интерес к нравам и быту различных социальных слоев, к “ежедневным, будничным отношениям”, которые таятся под покровом “официальной морали”.
“Наука, – писал Герцен, – до тех пор не объяснит главнейших явлений всемирной жизни, пока не бросится в мир подробностей… Употребление микроскопа надобно ввести в нравственный мир, Подробно рассмотреть нить за нитью паутину, которая опутывает самые сильные характеры…”. В них-то и кроется, по мнению Герцена, разгадка закономерностей общественной жизни.
Писатели революционно-демократического литературного течения не придавали существенного значения идейно-политическому конфликту внутри дворянства и не обращались к его изображению. Они постепенно все глубже осознавали важнейшее противоречие социальной жизни – непримиримое противоречие интересов и идеалов порабощенных трудящихся масс и привилегированных слоев общества. В свете этого противоречия они и воспроизводили в своих произведениях характерные черты быта и психологии народа.